г. Саратов |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А57-569/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Пригаровой Н.Н., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Фролкова М.В., действующего по доверенности N 132 от 27.12.2012, представителя муниципального унитарного предприятия "Комбинат Коммунальных Предприятий" Борисова М.С., действующего по доверенности от 11.01.2013, представителя Борисова Георгия Александровича - Маймистова А.А., действующего по доверенности от 28.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 апреля 2013 года по делу N А57-569/2013 (судья Топоров А.В.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат Коммунальных Предприятий" (412900, Саратовская область, г. Вольск, ул. Коммунистическая, д.9, ОГРН 1026401674848, ИНН 6441002010),
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11, ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436), Борисов Георгий Александрович (Саратовская область, г. Вольск), администрация Вольского муниципального района Саратовской области (412900, Саратовская область, г. Вольск, ул. Октябрьская, д. 114, ОГРН 1026401677807, ИНН 6441007410),
комитет по управлению имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области (412900, Саратовская область, г. Вольск, ул. Октябрьская, д. 114, ОГРН 1026401678632, ИНН 6441006279)
о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, об обязании Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области зарегистрировать переход права и право собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Комбинат Коммунальных Предприятий" (далее - заявитель, МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий") с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, об обязании Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области, регистрирующий орган) зарегистрировать переход права и право собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б.
Решением суда первой инстанции от 04 апреля 2013 года требования МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Управления Росреестра по Саратовской области от 21.11.2012 N 30/065/2012-214 в государственной регистрации перехода права собственности к Борисову Георгию Александровичу на здание (баня N 5) общей площадью 188 кв.м, литер А, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, и обязал регистрирующий орган в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию перехода права собственности к Борисову Георгию Александровичу на здание (баня N 5) общей площадью 188 кв.м; литер А, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б.
Управление Росреестра по Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Представитель Борисова Г.А. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2005 по делу N А57-80Б/2005 МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мурнин М.А.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2012 срок конкурсного производства МУП "Комбинат коммунальных предприятий" продлен до 03.05.2013.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведения конкурсного производства в состав конкурсной массы должника был включен объект недвижимого имущества - нежилое здание (баня N 5) площадью 188 кв.м, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, принадлежавший МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64 АБ N 744889 от 07.11.2007.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсным управляющим в рамках оценки конкурсной массы была произведена оценка рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Согласно заключению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, отчет N 113-4 от 07.04.2008 "Об определении рыночной стоимости объектов недвижимости", выполненный ООО "Губернская Экспертиза Собственности", соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 254 от 20.07.2007, и может быть рекомендован для целей совершения сделки.
Собранием кредиторов МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" на основании отчета независимого оценщика была определена начальная цена продажи нежилого одноэтажного здания литер А (здание бани N 5) в размере 942 820 руб. (с учетом НДС), что зафиксировано в протоколе собрания кредиторов МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" N 8 от 05.09.2008.
Ввиду признания несостоявшимися открытых торгов по продаже имущества МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" в письме от 20.02.2009 N 01-9/1108 администрация Вольского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) в соответствии с пунктом 7 статьи 110 Закона о банкротстве указала на необходимость проведения повторных торгов по продаже нежилых зданий бани N 5, бани N 7 и бани N 3.
29 июня 2012 года собранием кредиторов МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" (протокол N 22) был утвержден порядок и условия отчуждения имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства, который распространялся, в том числе, и в отношении спорного объекта недвижимого имущества (баня N 5).
В соответствии с утвержденным порядком и условиями отчуждения имущества, данное имущество подлежит реализации посредством заключения договоров купли-продажи без проведения торгов с осуществлением публикации сообщения о продаже в местных печатных органах с указанием обязательных условий.
Решение собрания кредиторов МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий", утвержденное протоколом N 22 от 29 июня 2012 года, оспорено не было.
08.08.2012 между конкурсным управляющим МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" Мурниным М.А. и Борисовым Георгием Александровичем был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется оплатить и принять в собственность одноэтажное нежилое здание бани N 5, литер А, общей площадью 188 кв.м, находящееся по адресу: Саратовская область, город Вольск, пос. Центральный, д. 1Б.
Согласно акту приема-передачи от 14.08.2012 недвижимое имущество по договору купли-продажи от 08.08.2012 передано Борисову Георгию Александровичу.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2012 года МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий", Борисов Г.А. обратились в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации права собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 08.08.2012, акта приема-передачи недвижимого имущества от 14.08.2012 по договору купли-продажи недвижимого имущества от 08.08.2012.
Согласно уведомлениям регистрирующего органа от 07.09.2012, от 04.10.2012 государственная регистрация перехода права собственности и права собственности на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, приостановлена.
Сообщением от 26.11.2012 N 30-48/9971 в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности Борисова Г.А. на объект недвижимого имущества - здание (баня N 5), расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, условный номер 64-64-16/075/2007-212, было отказано ввиду того, что продажа указанного здания была осуществлена без проведения конкурса с обязательством покупателя обеспечивать надлежащее содержание и использование объекта в соответствии с целевым назначением.
Как указал регистрирующий орган, здание (баня N 5) является социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры, имеющим жизненно важное значение для населения, в силу чего указанный объект должен быть реализован путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, предусмотренном статьей 110 Закона о банкротстве. Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением.
МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий", считая указанный отказ в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности Борисова Г.А. на здание (баня N 5), расположенное по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал, что из представленного в материалы дела письма администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 20.02.2009 N 01-9/1108 усматривается, что администрация Вольского муниципального района Саратовской области обращает внимание на особую социальную значимость зданий бани N 1 и N 2, в связи с чем считает обязательным проведение конкурса в отношении указанного имущества единым лотом с обязанностью покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов как бани, при этом каких-либо сведений об отнесении спорного недвижимого имущества (здание бани N 5) к объектам особой социальной значимости в письме от 20.02.2009 не содержится.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" требований, предусмотренных Законом о банкротстве, при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества (баня N 5) от 08.08.2012 и недоказанности Управлением Росреестра по Саратовской области факта отнесения здания (баня N 5), расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, к социально значимым объектам.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В статьях 110, 132 Закона о банкротстве не дано понятия объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системе жизнеобеспечения, и не содержится перечня имущества, которое относятся к социально значимым объектам.
Определяющим фактором при отнесении имущества к социально значимому следует считать его особую значимость для жизнеобеспечения населения, экономическую или производственную ценность.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта отнесения здания (баня N 5), расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Центральный, д. 1б, к социально значимым объектам по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в письме от 20.02.2009 N 01-9/1108 в ответ на обращение конкурсного управляющего МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" администрация Вольского муниципального района Саратовской области сообщила, что в связи с особой социальной значимостью зданий бани N 1 и бани N 2 необходимо проведение конкурса в отношении указанного имущества единым лотом с обязанностью покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов как бани. При этом администрация в данном письме указала на необходимость продажи бани N 5 в общем порядке - на повторных торгах (т. 2, л.д. 16).
Сведений об отнесении здания бани N 5 к объектам коммунальной инфраструктуры, относящихся к системе жизнеобеспечения и имеющих особую социальную значимость, данное письмо не содержит.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что нежилое здание бани N 5 в момент совершения сделки не могло использоваться в качестве объекта коммунальной инфраструктуры.
Как указано в письме администрации N 01-13/2013 от 03.06.2013, эксплуатация бани N 5 по ее назначению прекратилась 6-7 лет назад, в настоящее время котельная, обслуживавшая баню, демонтирована.
Как следует из письма ОАО "Вольсктеплоэнерго" N 355 от 21.02.2013, в районе местоположения здания бани N 5 отсутствует инфраструктура, позволяющая осуществлять поставку тепловой энергии (т. 3, л.д. 140).
Представитель МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" в судебном заседании пояснил, что на момент включения здания бани N 5 в состав конкурсной массы МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" данное здание уже не использовалась по прямому назначению ввиду отсутствия элементов, необходимых для его функционирования в качестве бани.
В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что здание бани N 5 нельзя отнести к социально значимым объектам, его продажа осуществлена в соответствии с требованиями Закона о банкротстве и основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности отсутствуют.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Саратовской области ссылается на письмо N 2838 от 07.09.2012 комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области, а также письмо N 01-12/8576 от 06.11.2012 администрации Вольского муниципального района Саратовской области, в которых указывается на социальную значимость бани N 5, как объекта коммунальной инфраструктуры, имеющего жизненно важное значение для населения.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку в период совершения сделки по отчуждению спорного нежилого здания администрация не указала на его социальную значимость и не сообщила конкурсному управляющему МУП "Комбинат Коммунальных Предприятий" каких-либо сведений, позволяющих сделать такой вывод. Изменение позиции администрации впоследствии не может иметь значение для государственной регистрации перехода права собственности.
Кроме того, в письме N 01-12/5338 от 18.06.2013 администрация Вольского муниципального района Саратовской области также сообщила, что по данным отдела госстатистики в г. Саратове N 2 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, численность населения в г. Вольске Саратовской области на 01.01.2013 составляет 65163 человека, число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги бань, душевых и саун, - 6 единиц, количество помывочных мест в данных объектах - 112, что не соответствует количеству помывочных мест, предусмотренных приложением 7 "Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков" к Строительным нормам и правилам "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (в редакции от 25.08.1993), согласно которому в городских поселениях рекомендуемое количество помывочных мест на 1000 человек составляет 5 единиц.
Однако, учитывая объективную невозможность использования спорного здания в соответствии с первоначальным назначением, признание его социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры никак не повлияет на количество объектов бытового обслуживания населения, оказывающих соответствующие услуги.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 апреля 2013 года по делу N А57-569/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Н.Н. Пригарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-569/2013
Истец: МУП "Комбинат Коммунальных предприятий"
Ответчик: Управление Росреестра по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области)
Третье лицо: Администрация Вольского муниципального района, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, Борисов Г. А., Комитет по управлениею имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Комитет по управлению имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района