г. Хабаровск |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А80-344/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Администрации Чаунского муниципального района: представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу: Ященко Н.П., представитель по доверенности от 15.10.2012 N65;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу на решение от 04.12.2012 по делу N А80-344/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Овчиниковой М.Ю.
по заявлению Администрации Чаунского муниципального района место нахождения: 689400, Чукотский автономный округ, г. Певек, ул. Обручева, дом 29 (ОГРН 1028700570030, ИНН 8706001265)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700305796, ИНН 8706004072)
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Чукотскому автономному округу от 22.06.2012 N 1 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чаунского муниципального района, (далее -Администрация, заявитель), обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Чукотскому автономному округу (далее - налоговый орган, инспекция) от 22.06.2012 N 1 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, недействительным.
Решением от 04.12.2012 суд заявленные требования удовлетворил, в связи с отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, так как запрашиваемые Инспекцией сведения являются конфиденциальными и администрация не обязана представлять в налоговый орган информацию об актах гражданского состояния.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации.
Администрация, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Изучив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя Инспекции, Шестой арбитражный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что на основании поручения Управления, инспекция направила в адрес Отдела ЗАГС Чаунского муниципального района требование от 18.05.2012 N 44 о предоставлении в течение 5 дней со дня получения требования, документов в отношении граждан Якимова В.М. и Вязникова А.Н.: справок по актам гражданского состояния, имеющихся в отделе: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени) для проведения мероприятий налогового контроля в связи с проводимыми в отношении ОАО "Чукотэнерго" процедурой - иные мероприятия налогового контроля.
Отдел ЗАГС оставил требование налогового органа без исполнения со ссылкой на пункт 2 статьи 12 ФЗ "Об актах гражданского состояния", о чем сообщил инспекции письмом от 24.05.2012 N 421/1.5.
По факту неисполнения требования N 44 от 18.05.2012 и отказом Отдела ЗАГС представить запрашиваемые документы, инспекция составила акт от 05.06.2012 N 1, на который Администрацией Чаунского муниципального района были представлены возражения.
22.06.2012 налоговым органом возражения рассмотрены, о чем составлен протокол N 3 и принято решение N 1 о привлечении Администрации к ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа в размере 5000 руб., установленного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу от 09.08.2012 N 09-69/05708 жалоба Администрации оставлена без удовлетворения.
Несогласие с вынесенным решением явилось основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные Администрацией требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Согласно пункту 6 статьи 93.1 НК РФ отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере 5000 руб. за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса.
Субъектом ответственности, установленной статьей 129.1 НК РФ, является лицо, которое обязано сообщить налоговому органу предусмотренные НК РФ сведения.
При решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за их непредставление документов (информации) по пункту 1 статьи 93.1 НК РФ необходимо исходить из существа истребованных документов (информации), а именно, что документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика.
В пункте 3 статьи 85 НК РФ установлена обязанность органов, осуществляющих регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
В силу требований пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния" руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти.
Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами (пункт 3 вышеуказанного закона).
Из оспариваемого решения не следует, что заявитель привлечен к налоговой ответственности в связи с непредставлением сведений, обязанность представления которых предусмотрена пунктом 3 статьи 85 НК РФ.
При сопоставлении норм содержащихся в статье 93.1 и в пункте 3 статьи 85 НК РФ следует, что обязанности органа ЗАГС указанные в пункте 3 статьи 85 НК РФ являются специальными и не подлежат расширительному толкованию в рамках статьи 93.1 НК РФ.
Своим поручением от 16.05.2012 N 7 Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки ОАО "Чукотэнерго" обязало инспекцию истребовать у Отдела ЗАГС Чаунского муниципального района заверенные должным образом копии актов гражданского состояния, имеющиеся в Отделе ЗАГС в отношении физических лиц: Якимова В.М. и Вязникова A.M.
Исполняя поручение, инспекция Отделу ЗАГС выставила требование, которым обязала представить документы в отношении вышеуказанных лиц (справок с информацией об их рождении, заключении брака, расторжении брака, усыновлении (удочерении), установлении отцовства, перемени имени) в виде заверенных организацией копий.
Документы, запрошенные налоговым органом в Отделе ЗАГС, являются актами гражданского состояния, которые подлежат государственной регистрации, производимой органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.
Органы ЗАГС, выполняя публичные функции по регистрации актов гражданского состояния, действуют в пределах установленной законом компетенции, поэтому на них не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов, в том числе и в целях налогового контроля.
Статьями 23, 24 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Частью 9 статьи 9 названного Закона определено, что порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - ФЗ "О персональных данных"), целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установлено, что законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции РФ и международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
Статьей 3 ФЗ "О персональных данных" установлено, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; конфиденциальность персональных данных -это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 N 188. Согласно пункту 1 Перечня к таким сведениям в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Согласно статьям 7 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (в редакции Закона от 25.07.2011) любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляются операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, только с согласия субъекта этих персональных данных, которое может быть им же и отозвано. Исключения из данного правила подлежат установлению федеральными законами, которыми предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 6 указанного Закона установлены условия обработки персональных данных и перечень случаев, при которых допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Такого согласия не требуется, в частности, в случае когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (государственного органа, муниципального органа, юридического или физического лица).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, поскольку доступ к сведениям о физических лицах и их персональным данным ограничен названными федеральными законами, обязательным является соблюдение конфиденциальности такой информации.
ФЗ "О персональных данных" не содержит нормы, которая предусматривает передачу персональных данных без согласия субъекта, не являющегося проверяемым налогоплательщиком, при проведении мероприятий налогового контроля.
Кроме этого, истребуемые в Отделе ЗАГС документы не являются данными регистров бухгалтерского учета и (или) иным документальным подтверждением данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, на основании которых в силу пункта 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.
На основании положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодекса или иным федеральным законам.
Поскольку запрашиваемые сведения об актах гражданского состояния физических лиц - Якимова В.М. Вязникова А.Н., к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов ОАО "Чукотэнерго" законодательством о налогах и сборах не отнесены, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в действиях Администрации по отказу в представлении документов, имеющихся в отделе (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени) при проведении проверки налогоплательщика - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 04.12.2012 по делу N А80-344/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-344/2012
Истец: Администрация Чаунского муниципально района
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Чукотскому АО
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-649/13
02.07.2013 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-344/12
12.03.2013 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-344/12
04.12.2012 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-344/12