г. Пермь |
|
04 июля 2013 г. |
Дело N А71-15262/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ОГРН 1021801507518, ИНН 1833002893) - не явились
от ответчика открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Удмуртского филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427) - Тыщенко В.А., доверенность от 30.05.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 апреля 2013 года
по делу N А71-15262/2012,
принятому судьей М.В. Лиуконен
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики
к открытому акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Удмуртского филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
о взыскании 51 000 руб.,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к открытому акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Удмуртского филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - ответчик, общество) о взыскании 39 000 руб. финансовых санкций за нарушение условий договоров N 006-СМО от 17.05.2011, N 006-СМО от 28.12.2011 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 годы (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 10 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что суд применил нормы законов, не подлежащих применению; судом необоснованно применена ст. 333 ГК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.05.2011 и 28.12.2011 между сторонами спора заключены договора N N 006-СМО о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 годы, в соответствии с условиями которых истец принял на себя обязательство по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а ответчик обязался использовать полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением и условиями договора.
Пунктом 2.6 договоров стороны согласовали предоставление в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) данные о новых застрахованных лицах и сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах. Вносить в региональный сегмент застрахованных лиц сведения о гражданах не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, полученные от территориального фонда в соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона. В течение трех рабочих дней с момента получения указанных сведений от территориального фонда информировать застрахованных лиц в письменной форме о факте страхования и необходимости получения полиса обязательного медицинского страхования и обеспечивать выдачу им полиса обязательного медицинского страхования.
Пунктами 2.1 приложения N 1 к договору N 006-СМО от 17.05.2011 и приложением N 3 к договору N 006-СМО от 28.12.2011 стороны согласовали, что за нарушение сроков представления данных о застрахованном лице и сведений об их изменении предусмотрен штраф в размере 3000 руб. за каждый случай нарушения.
Дополнительными соглашениями от 04.08.2011 и от 16.09.2011 были внесены изменения в договор N 006-СМО от 17.05.2011.
Дополнительными соглашениями N 1 и N 2 от 28.12.2011 были внесены изменения в договор N 006-СМО от 28.12.2011.
Согласно выписке из регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц сведения о выдаче 17 гражданам полисов были переданы истцу с нарушением установленного срока: сведения в отношении Воробьева Г.А. переданы 19.03.2012, Князевой Т.Н. - 19.03.2012, Иванко Г.И. - 06.09.2011, Королевой И.В. - 16.08.2012, Поторочиной Т.В. - 09.08.2012, Бучмей О.В. - данные не представлены, Легаева А.И. - 23.08.2012, Килина А.А. - 23.08.2012, Михайловой С.А. - 14.08.2012, Табачук Е.М. - 21.03.2012, Фардиевой Г.Р. - 14.08.2012, Соловьевой С.А. - 14.08.2012, Волковой А.М. - данные не представлены, Хоровой Н.С. - 14.08.2012, Васильевой М.В. - данные не представлены, Кузьминой Т.Я. - 19.03.2012, Цодова Д.А. - 14.08.2012.
Пунктом 9 (раздел III Ответственность сторон) договоров установлено, что при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд применяет штрафные санкции к страховой медицинской организации согласно Приложению N 1 к настоящему договору.
В Приложениях N 1 к договорам (п.2.1) предусмотрен штраф в размере 3 000 руб. для страховой организации за каждый случай нарушения сроков предоставления данных о застрахованных лицах и сведений об их изменении.
Истец направил ответчику претензию N 3485/02-12 от 01.08.2012, в которой предложил в 30-дневный срок со дня получения претензии перечислить на расчетный счет сумму штрафа.
Неисполнение ответчиком требования об уплате штрафной санкции, послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что наличие оснований для взыскания штрафа подтверждены материалами дела, и счел возможным применить ст. 333 ГК РФ, снизив размер штрафа до 10 000 руб.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд применил нормы законов, не подлежащих применению; судом необоснованно применена ст. 333 ГК РФ.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ч. 1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Отношения между фондом и обществом, возникающие в рамках обязательного медицинского страхования, регулируются также Правилами ОМС, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, приказами Федерального фонда ОМС от 25.01.2011 N 29н "Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС", от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС", от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" и договорами о финансовом обеспечении.
В соответствии с положениями ч. 7, 8 ст. 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договора о финансовом обеспечении ОМС и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
В силу ч. 10 ст. 38 названного закона при нарушении установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере трех тысяч рублей.
В случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (ч. 14 ст. 38 Закона N 326-ФЗ).
Согласно ч. 19 ст. 38 упомянутого закона форма типового договора о финансовом обеспечении ОМС утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования").
Согласно положениям ст. 44 Закона N 326-ФЗ в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. При ведении персонифицированного учета осуществляется сбор, обработка, передача сведений о застрахованных лицах включая дату регистрации в качестве застрахованного лица; учет ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.
Статьей 46 данного закона определено, что для получения полиса ОМС застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном Правилами ОМС, заявление о выборе СМО, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона, в СМО или при ее отсутствии в территориальный фонд.
Пунктом 3 Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2011 N 29н установлено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения застрахованного лица с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации страховая медицинская организация передает информацию о застрахованном лице, подавшем заявление, в территориальный фонд и в течение двух рабочих дней осуществляет проверку на наличие у застрахованного лица действующего полиса в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц (п. 38 Правил).
Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение перечисленных в названном пункте сведений о застрахованных лицах, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица; данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом; дата регистрации в качестве застрахованного лица; статус застрахованного лица (работающий, неработающий).
В силу ч. 1 ст. 64 и ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами ст. 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Таким образом, общество обязано осуществлять ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС и вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов ОМС в соответствии с Порядком; общество обязано собирать, обрабатывать сведения и информацию о застрахованных лицах в соответствии с Общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере ОМ (далее - Общие принципы), утверждаемыми ФФОМС в соответствии с п. 8 ч. 8 ст. 33 Закона N 326-ФЗ (утверждены приказом ФФОМС от 07.04.2011 N 79).
Пунктом 3 Общих принципов установлено, что сформулированные в рамках настоящего документа требования являются обязательными для всех информационных систем участников и субъектов ОМС, осуществляющих информационный обмен. Обязательность внесения информации об обращении застрахованного лица установлена в приложении Г настоящего документа (VIZIT - дата обращения застрахованного лица (его представителя), дата заявления (заявлений).
Как следует из материалов дела, в пункте 9 (раздел III Ответственность сторон) договоров установлено, что при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд применяет штрафные санкции к страховой медицинской организации согласно Приложению N 1 к настоящему договору.
В Приложениях N 1 к договорам (п.2.1) предусмотрен штраф в размере 3 000 руб. для страховой организации за каждый случай нарушения сроков предоставления данных о застрахованных лицах и сведений об их изменении.
Общая сумма штрафа по 13 застрахованным лицам, в отношении которых были допущены нарушения сроков представления сведений, составляет 39 000 руб.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и ответчиком признано нарушение порядка предоставления данных о следующих застрахованных лицах: Иванко Г.И., Королевой И.В., Поторочиной Т.В., Бучмей О.В., Легаева А.И., Килина А.А., Михайловой С.А., Фардиевой Г.Р., Соловьевой С.А., Волковой А.М., Хоровой Н.С., Васильевой М.В., Цодова Д.А.
Ответчик иск признал в полном объёме в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно счел заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции применил Закон РФ от 28.06.1991 N 14991-1 "О медицинском страховании граждан в РФ", однако, данный закон утратил силу с 01.01.2011 в связи с принятием ФЗ N 326-ФЗ, а также Типовые правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-30/и, которые утратили силу в связи с изданием Приказа ФФОМС от 19.01.2001 N14. Также в решении суда содержатся ссылки на Территориальные правила ОМС граждан РФ, проживающих на территории Свердловской области, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 N 585-ПП, которые не имеют юридической силы на территории Удмуртской Республики.
Таким образом, суд первой инстанции применил нормативные правовые акты, не подлежащие применению, однако это не привело к принятию неправильного решения.
Суд первой инстанции,принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда РФ), обоснованно снизил размер финансовых санкций до 10 000 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно снижен размер штрафных санкций, отклоняется, поскольку исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, ТФОМС при назначении штрафа, исходя из обстоятельств дела, должен учитывать принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, который предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности.
Следовательно, суд первой инстанции, как правоприменитель, пришел к обоснованному выводу о возможности снижения размера штрафа.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 апреля 2013 года по делу N А71-15262/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15262/2012
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики
Ответчик: ОАО "СОГАЗ-Мед" в лице Удмуртского филиала ОАО"Страховая компания "СОГАЗ-Мед"