г. Томск |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А27-20393/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Ждановой Л.И., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Лачиновой К.А.
при участии:
от заявителя до перерыва: Алимушкина Д.Н. по доверенности от 15.01.2013 (по 31.01.2014), Юдиной Т.А. по доверенности от 10.01.2013 (по 31.01.2014), после перерыва: без участия,
от заинтересованного лица: Алимова В.И. по доверенности от 08.04.2013 (на 2 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Промсвязьбанк"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21.02.2013 по делу N А27-20393/2012 (судья Власов В.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (ИНН 4205078005, ОГРН 1054205004600)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Промсвязьбанк" (далее - ОАО ""Промсвязьбанк", банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее - Кемеровостат) о признании недействительным предписания от 10.09.2012 N 11-197.
Решением от 21.02.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе банк, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, на операционный офис банка (как на внутреннее структурное подразделение) Кемеростатом незаконно в нарушение положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению статистической отчетности, поскольку внутреннее структурное подразделение не является обособленным подразделением. Сибирский филиал банка (как обособленное подразделение) предоставляет отчетность в органы Росстата по месту своего нахождения на регулярной основе, в которую включаются данные по внутренним структурным подразделениям.
Как полагает банк, применительно к правоотношениям по предоставлению хозяйствующими субъектами статистической отчетности в органы Росстата судом незаконно использовано понятие "обособленное подразделение", изложенное в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, что противоречит основам налогового законодательства Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 и противоречит части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кроме того, указывает на необоснованность ссылки суда на Приказ Росстата от 24.10.2011 N 435 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", поскольку Указания не касаются формы отчетности NП-4(НЗ), о предоставлении которой предписано банку.
В апелляционной жалобе банк ссылается также на то, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как в отношении банка не проводились плановая и внеплановая проверки.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Кемеровостат просит оставить решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу банка - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 24.05.2013 года был объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 30.05.2013.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте апелляционного суда и в системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.arbitr.ru.
После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителя заинтересованного лица, представители банка в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей банка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, в том числе представителей банка до перерыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение указанным оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2005 году, в связи с началом финансово-хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области ОАО "Промсвязьбанк" известил Кемеровостат об открытии Кемеровского филиала ОАО "Промсвязьбанк", расположенного по адресу: город Кемерово, улица Красная, дом 18.
02.02.2012 банком в адрес Кемеровостата направлены документы о ликвидации Кемеровского филиала банка и открытии по данному адресу операционного офиса "Кемеровский" Сибирского филиала ОАО "Промсвязьбанк" (письмо от 29.11.2011 N 10-28-13/12702, том 1, лист дела 25).
В период с февраля по июль 2012 года банком представлялись в Кемеровостат в срок и в установленном порядке соответствующие формы статистической отчетности.
Ввиду непредставления статистической отчетности по форме П-4 (сведения о неполной занятости и движении работников) за август 2012 года от операционного офиса "Кемеровский" Сибирского филиала ОАО "Промсвязьбанк" в установленном законом порядке, 10.09.2012 должностным лицом Кемеровостата вынесено предписание N 11-197, которым банку предписано в срок до 25.09.2012 представить в Кемеровостат форму NП-4(НЗ) за август 2012 года.
Не согласившись с указанным предписанием, банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, применив положения статей 5,8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282 - ФЗ "Об обязательном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон о статистическом учете), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем нарушений его прав и законных интересов данным предписанием.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Кемеровостат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Кемеровской области Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти Кемеровской области, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.
Основной задачей Кемеровостата является обеспечение органов власти всех уровней официальной статистической информацией по субъекту Российской Федерации - Кемеровской области.
Официальная статистическая информация, по субъекту Российской Федерации - Кемеровской области, формируется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона о статистическом учете под системой государственной статистики понимается государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона о статистическом учете официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2008 N 671-р (далее - Распоряжение N 671-р) в целях реализации Закона о статистическом учете утвержден Федеральный план статистических работ.
Согласно пункту 6 статьи 5 Закона о статистическом учете федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о статистическом учете, федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе, юридические лица.
Пунктом 1 статьи 8 Закона о статистическом учете установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Как установлено судом, ОАО "Промсвязьбанк" не относится к респондентам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.30.7. раздела 1 Федерального плана статистических работ субъект официального статистического учета обязан собрать официальную статистическую информацию о неполной занятости и движения работников.
Уровень агрегирования официальной статистической информации, группировка информации согласно классификационным признакам предоставляется по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, отдельным видам экономической деятельности. То есть, форма федерального статистического наблюдения N П-4(НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников", в соответствии с Федеральным планом статистических работ, разрабатывается по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.
Согласно пункту 17 раздела N 1 паспорта предбазовой обработки экономического описания в версии от 06.10.2011 N 6 показатели о неполной занятости и движения работников по форме N П-4 (НЗ) на 2012 год собираются в разрезности (по уровню обработки) по территориям муниципальных образований по ОКТМО.
Отчетность по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" обязаны представлять в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения юридические лица (за исключением субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и всех форм собственности. Если средняя численность работников превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, отчет должен быть представлен не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если же средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, данные должны представляться ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Форму федерального статистического наблюдения N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, основной вид деятельности которых относится к лесозаготовкам, добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству, оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорту и связи, финансовой деятельности. Сведения по данной форме представляются не позднее 3-го числа отчетного месяца.
Заполненную форму N П-4 (НЗ) организации представляют в территориальные органы Росстата по месту своего нахождения. Если же организация не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма N П-4(НЗ) представляется по месту фактического осуществления деятельности.
Следуя материалам дела, предписание от 10.09.2012 выдано юридическому лицу ОАО "Промсвязьбанк" о необходимости представления в Кемеростат по месту нахождения операционного офиса "Кемеровский" его Сибирского филиала формы N П-4(НЗ) за август 2012 до 25.09.2012 года, из содержания указанного предписания не следует возложение обязанности на операционный офис по представлению формы N П-4(НЗ), в связи с чем доводы жалобы в указанной части необоснованные.
Факт непредставления указанной формы отчетности банком не оспаривается. Какие-либо последствия неисполнения данного предписания, включая наложение административного взыскания, отсутствуют. О заведомой неисполнимости выданного предписания банк также не указывает.
Таким образом, банком не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов банка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерным выводам о вынесении предписания Кемеростатом в рамках своих полномочий и о соответствии предписания действующему законодательству, оспариваемое предписание не нарушают права и законные интересы банка в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Довод банка о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" также исследовался судом и был правомерно отклонен со ссылкой на пункт 6.6. Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N420, наделяющий органы статистики правом применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Указанное предписание вынесено Кемеровостатом в рамках данных ему полномочий и направлено на недопущение и пресечение нарушения своих обязательством банком.
Иные доводы банка, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2013 года по делу N А27-20393/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Промсвязьбанк" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по платежному поручению от 20.03.2013 N 16315.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20393/2012
Истец: ОАО "Промсвязьбанк"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области