г. Томск |
|
5 июля 2013 г. |
Дело N А03-16155/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей В.А. Журавлевой, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьих лиц: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Барнаула и Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2013 по делу N А03-16155/2012 (судья А. Ю. Сбитнев)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае к Администрации города Барнаула о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность имущества,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула,
открытое акционерное общество "Учебно-опытное хозяйство "Пригородное",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Барнаула (далее - Администрация) в принятии в муниципальную собственность имущества, изложенного в письме от 18.07.2012 N 4973-о, и обязании принять имущество в муниципальную собственность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 21.03.2013 в отдельное производство выделено требование Управления Росимущества о признании незаконным отказа Администрации в принятии в муниципальную собственность гидротехнического сооружения "Пруд-накопитель", Литера С, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, стр. 167т, содержащегося в письме от 18.07.2012 N 4973-о, и обязании принять данный объект в муниципальную собственность.
В связи с этим в рамках настоящего дела рассмотрено требование о признании незаконным отказа администрации в принятии в муниципальную собственность имущества: тепловая сеть протяженностью 1 647 м, протяженность трубопроводов 3 294 м, расположенная по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, д. 50тс; тепловая сеть протяженностью 200 м, протяженность трубопроводов 400 м, расположенная по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, д. 48тс; водопроводная сеть протяженностью 2 830 м, протяженность трубопроводов 2 830 м, расположенная по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, д. 48вс; сеть телефонизации протяженностью 193 м, протяженность кабеля 207 м, расположенная по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. 50 лет Алтая, 1а, и обязании принять указанные объекты в муниципальную собственность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 19.04.2013 указанные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Администрация и Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - Комитет) обратились с апелляционными жалобами в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управления Росимущества.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что в соответствии с действующим законодательством спорное имущество не подлежит передаче в муниципальную собственность; фактически Администрация не отказывала в принятии имущества в муниципальную собственность; Управлением Росимущества злоупотребляет своим правом.
В обоснование апелляционной жалобы Комитета указано на наличие у Администрации права отказаться принимать имущество в муниципальную собственность; на служебное назначении сети телефонизации, в связи с чем такое имущество не может передаваться в муниципальную собственность.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управления Росимущества от 15.07.2011 N 310 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство "Пригородное" Алтайского государственного аграрного университета" принято решение о приватизации ФГУП путем преобразования в ОАО "Учебно-опытное хозяйство "Пригородное", утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса (Приложение N 1) и перечень объектов, не подлежащих приватизации (Приложение N 2).
В Приложении N 2 (пункты 1, 2, 4 и 5 таблицы) указано следующее имущество: водопроводная сеть пос. Пригородный, 1960 года постройки, инвентарный номер 000000916; линия телефонизации пос. Пригородный, 1995 года постройки, инвентарный номер 00000661; теплотрасса к поселку, 1960 года постройки, инвентарный номер 00000901; теплотрасса к поселку, 1989 года постройки, инвентарный номер 00000902.
Имущество, приведенное в данном перечне, на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" подлежит дальнейшей передаче в муниципальную собственность.
Письмом от 14.06.2012 N АА-5188 Управление Росимущества обратилось в Администрацию о даче согласия на передачу из федеральной собственности в собственность городского округа - города Барнаула Алтайского края имущества, в том числе: водопроводной сети, расположенной по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, д. 48вс; сети телефонизации, расположенной по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. 50 лет Алтая, 1а; тепловой сети, расположенной по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, д. 50тс; тепловой сети, расположенной по адресу: г. Барнаул, п. Пригородный, ул. Новосибирская, д. 48тс.
Письмом от 18.07.2012 N 4973-о Администрация проинформировала Управление Росимущества о том, что водопроводная сеть пос. Пригородный находится в изношенном состоянии, вопрос о ее принятии в муниципальную собственность будет рассмотрен после завершения строительства перемычек для присоединения сетей к артезианскому водопроводу; теплотрассы также находятся в неудовлетворительном состоянии, выполнены без изоляции, имеют множественные порывы, в связи с чем их прием в муниципальную собственность не представляется возможным; телефонизация населения не относится к вопросам местного значения.
Не согласившись с отказом Администрации, изложенным в письме от 18.07.2012 N 4973-о, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Управления Росимущества, пришел к выводу о наличии у Администрации обязанности по принятию в муниципальную собственность спорного имущества.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В федеральной собственности может находиться только:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 1 Приложения N 3 к указанному Постановлению указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании статьи 50 Закона N 131-ФЗ жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, должно передаваться в собственность муниципальных образований.
Пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры городов в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности, предназначены для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений.
Следовательно, указанные объекты подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что тепловые сети и сети водопровода являются объектами коммунально-бытового назначения и объектами инженерной инфраструктуры города Барнаула; указанные сети проходят по территории пос. Пригородный и имеют присоединения к домовладениям и иным объектам; сеть телефонизации протяженностью 193 м, протяженность кабеля 207 м, соединяющая административное здание (ул. Новосибирская, 44) и здание магазина (ул. 50 лет Алтая, 1), имеет присоединение к общей сети телефонизации, проходящей по ул. Новосибирской в пос. Пригородный, что подтверждает ее функциональную принадлежность по обеспечению населения связью.
Поскольку спорное имущество представляет собой объекты коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенные для обслуживания населения, которые не входят в состав имущества предприятий для использования их в производственной деятельности, они, в силу приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются муниципальной собственностью, в связи с чем подлежат передаче в муниципальную собственность.
Доводы Общества и Комитета об отсутствии волеизъявления муниципального образования на принятие в муниципальную собственность спорного имущества со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, апелляционным судом отклоняются, поскольку названным Определением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции РФ.
Обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.
Кроме того, как следует из материалов дела, отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие спорного имущества в муниципальную собственность обусловлено их неудовлетворительным, с точки зрения Администрации, состоянием, что само по себе не может служить основанием для отказа в принятии таких объектов в муниципальную собственность.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что фактически не отказывала в принятии имущества в муниципальную собственность.
Вместе с тем, из письма Администрации от 18.07.2012 N 4973-о следует, что ведутся работы по присоединению водопроводных сетей к муниципальному артезианскому водопроводу, в связи с чем к вопросу о принятии такого водопровода в муниципальную собственность возможно вернуться после завершения работ; прием тепловых сетей в муниципальную собственность не возможен по причине неудовлетворительного состояния, множественных порывов; телефонизация не относится к вопросам местного значения.
Таким образом, содержание указанного письма однозначно указывает на отказ Администрации в принятии спорного имущества в муниципальную собственность.
Также является необоснованным указание Администрации на то, что Управление Росимущества, передавая в муниципальную собственность спорное имущество ненадлежащего состояния, злоупотребляет своим правом.
Факт неудовлетворительного состояния спорного имущества не является основанием для отказа в принятии его в муниципальную собственность и не свидетельствует о злоупотреблении Управлением Росимущества своим правом при передаче имущества, являющегося в силу закона муниципальной собственностью.
Принятие в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности, не ставится в зависимость от его технического состояния.
Поскольку факт уклонения Администрации от принятия спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную (согласно прямому указанию закона) подтверждается материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Управлением Росимущества требования.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2013 по делу N А03-16155/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Барнаула и Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16155/2012
Истец: .ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае., Территориальное управление Федерального агенства по управлнию Государственным имуществом в Алтайском крае
Ответчик: Администрация г. Барнаула
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, ОАО "Учебно-опытное хозяйство" Пригородное", ФГУП Учебно-опытное хозяйство "Пригородное" Алтайского государственного университета