г. Вологда |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А13-15191/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Ивашевской С.О. по доверенности от 09.01.2013, от общества с ограниченной ответственностью "Север-Альянс" Журавлевой О.Г. по доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 апреля 2013 года по делу N А13-15191/2012 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север-Альянс" (ОГРН 1093525008390; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 14.08.2012 N 82 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и N 4371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что порядок подтверждения нулевой ставки, действующий с 01.10.2011, не применяется к спорным правоотношениям, поскольку товар отгружен до 01.10.2011; в федеральном ресурсе отсутствуют сведения о представлении заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 03.10.2011 N 10 с отметкой N 00490; в соответствии с актом встречной налоговой проверки предпринимателя Макрушиной М.В. такое заявление не существует.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения. апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 19.03.2012 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года (том 1 листы 78-81), в которой заявило о применении ставки 0 процентов к налоговой базе по операциям реализации на экспорт в Республику Казахстан сахара на сумму 57 922 684 руб. и исчислило сумму вычетов, относящихся к данным операциям, в размере 5 759 238 руб., всего по декларации налог заявлен к возмещению из бюджета в сумме 2 766 895 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки на основе указанной декларации Инспекцией 14.08.2012 приняты решение N 82 об отказе в возмещении НДС в сумме 2 766 895 руб. и решение N 4371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 31 529 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить НДС в сумме 157 646 руб. и пени - 7427 руб.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 25.10.2012 N 07-09/013183@ по апелляционной жалобе Общества решения Инспекции оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями Инспекции от 14.08.2012 N 82 и 4371, Общество обратилось в арбитражный суд.
По договору от 04.04.2011 N 04-11 (том 1 листы 110-112) Общество поставило в адрес ТОО "Алматинская продовольственная компания" (Республика Казахстан) сахар-песок на общую сумму 696 210,6 долларов США.
Вместе с тем в пакете документов представлены выписки банка на сумму только 682 883,7 долларов США, в связи с чем налоговым органом сделан вывод о представлении неполного пакета документов и необоснованном применении налоговых вычетов, относящихся к реализации товара на сумму 13 326,9 долларов США.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, предусматривающий обязанность представлять выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, признан утратившим силу.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ утратил силу с 01.10.2011.
Апелляционный суд согласен с позицией суда первой инстанции, согласно которой в данном случае подлежит применению статья 165 НК РФ в редакции Федерального закона N 245-ФЗ.
Статья 165 НК РФ регулирует порядок подтверждения налогоплательщиком права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов и устанавливает перечень документов, которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган для подтверждения этого права, то есть нормы данной статьи затрагивают правоотношения, возникающие в связи с представлением налогоплательщиком налоговой декларации.
Поскольку правоотношения, связанные с представлением 19.03.2012 Обществом налоговой декларации за 4 квартал 2011 года возникли после 01.10.2011, к ним не подлежит применению закон, действовавший до указанной даты. Факт отгрузки товара на экспорт до 01.10.2011 в данном случае не имеет значения, поскольку сам по себе он не порождает правоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, связанным с реализацией права на применение налоговой ставки 0 процентов.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Налоговый орган признал необоснованным применение ставки 0 процентов к операциям по реализации индивидуальному предпринимателю Маркушиной Марине Викторовне сахара на сумму 13 326,9 долларов США и соответствующих налоговых вычетов.
По договору от 11.05.2011 N С-05-11 (том 2 листы 10-12) Общество осуществило поставку индивидуальному предпринимателю Маркушиной Марине Викторовне (Республика Казахстан) сахар-песок в количестве 1880,6 тонн.
Для подтверждения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации сахара на сумму 30 609 509 руб. Общество в пакете документов представило заявление покупателя о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 10 (том 2 листы 7-9) с отметкой налоговых органов Республики Казахстан.
Инспекцией установлено, что в федеральном информационном ресурсе "Таможенный союз-обмен" сведения о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 10 отсутствуют (том 2 лист 31).
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода о представлении неполного пакета документов для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов к операциям по реализации сахара предпринимателю Маркушиной М.В. на сумму 30 609 509 руб.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 165 НК РФ налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляет одновременно с налоговой декларацией по ставке ноль процентов, документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи.
Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в редакции Протокола от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.
В соответствии со статьей 1 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010), ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ, при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 165 НК РФ и статьей 1 протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее по тексту - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов;
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.
В соответствии с пунктом 6 Протокола, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Пунктом 5 Протокола установлено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).
Таким образом, указанными нормами право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов не обусловлено обязательным представлением в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Налоговому органу предоставлено право принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и при отсутствии такого заявления, но при наличии подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме.
В данном случае Инспекцией представлен акт от 02.05.2013 N 715 встречной налоговой проверки, проведённой Налоговым управлением по г. Уральску, в отношении Маркушиной М.В.
Встречной налоговой проверкой установлено, что по договору N С-05-11 от 11.05.2011 Маркушина М.В. приобрела у ООО "Север-Альянс" сахар-песок в количестве 1880,6 тонн на общую сумму 1 805 376 долларов США. За поставленный товар предприниматель произвела оплату в сумме 1 794 760 долларов США. Факт ввоза подтверждён заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: N 009 от 18.07.2011, N 012 от 16.09.2011, N 010 от 19.08.2011.
Кроме того, в данном акте отражена следующая информация: "В Налоговое управление по г. Уральску представлено заявление N 010 от 19.08.2011 с номером отметки N 271819082011N00234. Данное заявление отозвано методом замены 03.10.2011 и заменено на заявление с номером отметки 271803102011 N00486. В связи с устранением нарушения, выявленного в ходе камерального контроля. Заявление с номером отметки 271803102011N00486 пересдано 18.01.2012 и отозвано методом замены на заявление с номером отметки 2718180112N00166. Налоговым периодом заявления является июль 2011 года. Налоговые обязательства исполнены своевременно, оплата НДС на товары, ввозимые с РФ, произведена 19.08.2011 в размере 19 189 555 тенге".
В качестве приложения к данному акту представлена копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 010 с отметкой налогового органа 2718180112N00166.
Таким образом, принимая во внимание, что факт уплаты Маркушиной М.В. НДС по товару, полученному от Общества, подтверждён, и подтверждена дата уплаты этого налога - 19.08.2011, а также учитывая, что Обществом представлено заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов от 29.08.2011 N 010 с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов, и проверка достоверности содержащихся в нём сведений на налогоплательщика не возложена, а также отсутствие у Общества доступа к информационному ресурсу "Таможенный союз-обмен", апелляционный суд считает, что право ООО "Север-Альянс" на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации сахара-песка предпринимателю Маркушиной М.В. подтверждено.
При указанных обстоятельствах оспариваемые решения Инспекции правомерно признаны недействительными.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 апреля 2013 года по делу N А13-15191/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15191/2012
Истец: ООО "Север-Альянс"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N11 по Вологодской области