г. Вологда |
|
10 декабря 2007 г. |
Дело N А13-12352/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Журавлева А.В., Зайцевой А.Я.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.
при участии от Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Поклонцевой О.В. по доверенности от 26.06.2007, Тихоновой С.Л. по доверенности от 26.06.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 02 октября 2007 года (судья Олькова В.В.) об установлении и включении в реестр требований кредиторов государственной организации научного обслуживания "Остахово" требования по обязательным платежам,
установил:
Федеральная налоговая служба России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (далее - уполномоченный орган) 31.08.2007 обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов государственной организации научного обслуживания "Остахово" (далее - Организация, Должник) задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 1 670 965 рублей 64 копеек, в том числе 1 605 071 рубль 41 копейка недоимки, 65 594 рубля 23 копейки пеней и 300 рублей штрафа.
Определением суда от 02.10.2007 требование уполномоченного органа в сумме 200 рублей признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов Должника. По требованию в размере 230 780 рублей 03 копеек производство по заявлению прекращено. В остальной части заявленных требований отказано.
Уполномоченный орган с определением не согласился в части отказа в установлении суммы в размере 1 439 985 рублей 61 копейки, в апелляционной жалобе просит его отменить в указанной части, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы подателя сводятся к тому, что судом не учтен факт прекращения действия решения о реструктуризации от 02.02.2004 N 29.
В судебном заседании представители уполномоченного органа поддержали доводы жалобы, пояснив, что спорное решение налогового органа принято в пределах срока, установленного в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому требования пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 об истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке к спорной ситуации применению не подлежат.
Остальные лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей уполномоченного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть определения и при этом лица, участвующие в деле о банкротстве, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Вологодской области от 18.01.2007 по настоящему делу в отношении Должника введено наблюдение. Определением от 18.07.2007 введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден Росляков Дмитрий Вячеславович.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктами 3 - 5 названной статьи Закона о банкротстве требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов.
Как видно из материалов дела, требование уполномоченного органа в сумме 1 439 985 рублей 61 копейки подтверждено решением налогового органа N 37 от 28.05.2001 о бесспорном взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, принятое в пределах сумм требования об уплате налогов от 16.05.2001 N 298 (лист дела 10).
Отказывая в удовлетворении установления данного требования, суд первой инстанции посчитал, что уполномоченным органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности по решению от 28.05.2001 N 37 в связи с тем, что срок давности предъявления требований налоговым органом к Должнику об уплате налогов и пеней в судебном порядке истек.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Согласно пункту 3 статьи 46, пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Согласно пункту 22 Постановления N 25 в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о направлении налоговым органом в банк в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок инкассовых поручений на основании спорного решения о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика-организации и нахождении их на исполнении у банка (пункт 25 Постановления N 25), акт сверки по лицевому счету Организации, решение о взыскании недоимки за счет имущества Должника.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Довод жалобы на необоснованность отказа в установлении спорного требования со ссылкой на соглашение о реструктуризации от 02.02.2004 N 29 и прекращение его действия судом апелляционной инстанции отклоняется. В дело не представлены как само соглашение, так и решение о его расторжении, а также требование об уплате налогов, направленное в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Довод заявителя, что в ходе судебного заседания суд первой инстанции не дал возможности уполномоченному органу представить эти документы в качестве доказательств, противоречит материалам дела, протокол судебного заседания (листы 26 - 27) не содержит указаний на данный факт, замечания на протокол уполномоченным органом предъявлены не были.
Таким образом, нарушения либо неправильного применения норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 02 октября 2007 года по делу N А13-12352/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Козлова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12352/2007
Истец: МИФНС России N 1 по Вологодской области
Ответчик: Государственная организация научного обслуживания "Остахово"
Третье лицо: Внешний управляющий ГОНО "Остахово" Д. В. Росляков, Департамент сельского хозяйства Вологодской области, ИП Преображенский Валерий Геннадьевич, ОАО "Вологодкая сбытовая компания", ОАО "Саровбизнесбанк", ООО "Зооветфарм", ООО ПКФ "Технокомсервис"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2007 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4445/07