город Ростов-на-Дону |
|
08 июля 2013 г. |
дело N А32-19959/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от "Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"): представитель по доверенности от 21.07.2012 N 1338 Качанова А.В.;
от других третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Сочинский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2013 по делу N А32-19959/2011, принятое судьёй Савиным Р.Ю., по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Сочинский" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Сочи, "Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Межрегиональной спортивной организации "Спортивные инициативы", открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", о признании незаконным отказа в регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Совхоз "Сочинский"" (далее - заявитель, совхоз) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило признать незаконными отказы Управления Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 18.07.2011 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:763 площадью 28211 кв.м., 23:49:0000000:764 площадью 24598 кв.м., 23:49:0402050:1018 площадью 762 кв. м, 23:49:0402063:1022 площадью 1790 кв.м, 23:490402049:1062 площадью 8581 кв.м. (далее - спорные земельные участки); а также обязать Управление произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что исходя из представленных в материалы дела документов, данных, позволяющих идентифицировать объект, заявленный к государственной регистрации, не имелось; постановление администрации г. Сочи от 09.01.1997 N 5/1, копия которого представлена в качестве правового основания для совершения регистрационных действий, утратило силу в соответствии с постановлением администрации г. Сочи от 08.02.2008; земельные участки предоставлены для строительства олимпийских объектов.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий ФГУП "Совхоз "Сочинский" обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что, несмотря на отмену правоустанавливающего акта, право постоянного (бессрочного) пользования совхоза не было прекращено в установленном законом порядке в соответствии со статьей 45 Земельного кодекса РФ, которой установлены основания прекращения права.
В отзыве на апелляционную жалобу ГК "Олимпстрой" не согласилась с доводами жалобы, указав на то, что заявителем для государственной регистрации представлен акт, утративший силу; спорные земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем у администрации г. Сочи отсутствовали полномочия на распоряжение спорными земельными участками; законность постановления, которым отменен акт о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования заявителю, установлена в рамках дела N А32-23597/2012; земельные участки предоставлены для строительства олимпийских объектов. Кроме того, в рамках дел NN А32-17446/2012 и А32-15852/2012 суды пришли к выводу, что ФГУП "Совхоз "Сочинский" утратил титул, позволяющий на законных основаниях владеть земельным участком, подлежащим отнесению к федеральной собственности в результате издания администрацией ненормативного правового акта.
Третье лицо по делу - открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГК "Олимпстрой" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 июня 1998 года совхозу на основании постановления администрации г. Сочи от 09.01.1997 N 5/1 выдан государственный акт серии КК-2 N 426001765 на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками площадью 59,42 га, предоставленными для сельскохозяйственного использования.
ФГУП "Совхоз "Сочинский" 05.10.2009 г. решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-24821/2008-38/1463-Б признан банкротом.
В ходе проведения подготовительных мероприятий к реализации имущества (конкурсной массы) предприятия-должника и погашения кредиторской задолженности конкурсный управляющий обязан зарегистрировать в установленном законе порядке права ФГУП "Совхоз "Сочинский" на объекты недвижимого имущества, включая земельные участки.
В этой связи, полагая, что спорные земельные участки принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с государственным актом серии КК-2 N 426001765, заявитель 28.07.2011 обратился в Управление за государственной регистрацией указанного права, представив для государственной регистрации заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нотариальную доверенность, кадастровые паспорта на земельные участки, государственный акт серии КК-2 N 426001765, копию постановления администрации города Сочи от 09.01.1997 г. N 5/1.
Сообщениями от 18.07.2011 Управлением было отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки ввиду несоответствия сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе, а также ввиду отмены постановления администрации г. Сочи от 09.01.1997 N 5/1 о предоставлении на праве бессрочного (постоянного) пользования земельных участков площадью 59,42 га.
Полагая, что решения государственного регистратора, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
Государственный регистратор Законом о регистрации наделен полномочиями по проведению правовой экспертизы представленных документов на регистрацию, и обязан законом проверять их соответствие по форме и содержанию действующему законодательству.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации прав являются в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Нормой статьи 18 Закона о регистрации установлено, что необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Закона о регистрации.
Как следует из материалов дела, при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов государственным регистратором было установлено, что заявителем в качестве документа-основания предоставлена копия государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного совхозу "Сочинский", а так же копия постановления администрации города Сочи от 09.01.1997 г. N 5/1 "Об утверждении материалов землеустройства и выдаче Государственных актов на право постоянного (бессрочного) пользования землей сельскохозяйственными предприятиями города".
При этом надлежащим образом заверенных копий, либо подлинников правоустанавливающих документов представлено не было.
Вместе с этим, по сведениям государственного кадастра недвижимости заявленные к регистрации земельные участки, согласно кадастровых паспортов были образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:93, площадью 462602 кв.м., однако в представленной копии государственного акта указана площадь земельного участка - 59,42 га.
Данных, позволяющих идентифицировать объект, заявленный к государственной регистрации, не имелось.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственный регистратор приостановил процедуру проведения государственной регистрации, уведомлениями от 13.06.2011 заявителю было предложено устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации.
Заявителем в течение установленного срока причины, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации права было отказано.
Государственный регистратор в целях принятия мер по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений, запросил в архивном отделе администрации г. Сочи надлежащим образом заверенную копию постановления администрации г. Сочи от 09.01.1997 г. N 5/1.
23.08.2011 из архивного отдела муниципального образования г. Сочи был получен ответ, согласно которому постановление администрации г. Сочи от 09.01.1997 N 5/1 утратило силу в соответствии с постановлением администрации г. Сочи от 08.02.2008.
Как следует из представленного в дело постановления главы г. Сочи от 08.02.2008 N 133 "О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов" постановление администрации города Сочи от 9 января 1997 года N 5/1 признано утратившим силу.
Кроме того, согласно документации по планировке (межеванию) территории для размещения олимпийских объектов, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.06.2011 N 79-ОИ, земельный участок площадью 1342 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0402050:1021, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи. Адлерский район, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:764, предназначен для размещения олимпийского объекта федерального значения, определенного п. 118 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 991: "Подстанция "Веселое" (110 кВ) с заходами линий электропередачи" (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)". Ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта является открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы".
В соответствии с постановлениями главы администрации города Сочи от 14.10.20111 N 2073, от 31.10.2011 N 2236, договором от 11.11.2011 N 4900007077 земельный участок площадью 1342 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402050:1021, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи. Адлерский район, предоставлен ГК "Олимпстрой" в аренду сроком на 49 лет для строительства олимпийского объекта. Согласно договору от 16.11.2011 N 13-1/5-3336 права и обязанности по договору от 11.11.2011 N 4900007077 были переданы открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы". В соответствии с условиями договоров земельный участок передан свободным от объектов недвижимости и прав третьих лиц.
Согласно документации по планировке (межеванию) территории для размещения олимпийских объектов, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20,03.2012 N 25-ОИ, земельный участок площадью 8581 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402049:1062, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, предназначен для размещения олимпийского объекта федерального значения, определенного п. 207.3 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 991: "Спортивно-оздоровительный комплекс с площадками для пляжного волейбола, гостиница категории 3 звезды на 50 номеров (80 мест)" (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта является Межрегиональная спортивная общественная организация "Спортивные инициативы".
Таким образом, из представленных в дело доказательств следует, что совхоз утратил титул, позволяющий на законных основаниях владеть земельным участком, подлежащим отнесению к федеральной собственности, в результате издания администрацией ненормативного правового акта.
Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС СКО от 17.12.2012 по делу А32-19726/2011 по иску ФГУП "Совхоз "Сочинский"" к ГК "Олимпстрой" и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о понуждении произвести за счет ответчика оценку причиненных совхозу убытков, а также о взыскании убытков, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества и права на земельный участок, необходимый для использования и обслуживания этого имущества.
В соответствии со статьей 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что отказы Управления Росреестра по Краснодарскому краю в совершении регистрационных действий в пользу ФГУП "Совхоз "Сочинский" являются законными и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2013 по делу N А32-19959/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19959/2011
Истец: ФГУП "Совхоз "Сочинский"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи, Межрегиональная спортивная организация "Спортивные инициативы", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУФАУГИ в КК, Управление Федеральной службы гос регистрации кадастра и картографии по КК