г. Владивосток |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А51-1735/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Т.А. Аппаковой, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4798/2013
на решение от 02.04.2013 судьи И.В. Ширяева
по делу N А51-1735/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску Муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь" (ИНН 2536097608, ОГРН 1022501294100)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 2801460 рублей,
при участии:
от истца: Ермаков Ю.Ю. - представитель по доверенности от 13.04.2011 сроком на три года;
от ответчика и третьего лица: Биндер А.С. - представитель по доверенности от 18.01.2013 сроком до 24.12.2015.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некропль" (далее - МУПВ "Некрополь") обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, с исковым заявлением о взыскании 2801460 рублей затрат, понесенных при погребении умерших, не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.04.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу МУПВ "Некрополь" взысканы затраты на погребение в размере 2801460 рублей, судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 37008 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы ответчик указывает, что согласно положениям пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" возмещение стоимости услуг по погребению является расходным обязательством Российской Федерации только в случае, если на момент своей смерти умерший являлся работником или пенсионером. На этом основании заявитель жалобы полагает, что поскольку личность умершего не установлена органами внутренних дела, и соответственно, не установлен тот факт, являлся ли он работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления услуг по погребению является расходным обязательством субъекта РФ. Сослался также на Указ Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", согласно которому обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", отнесена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что согласно постановлению Администрации г. Владивостока Приморского края от 03.10.2000 N 1836 "О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела", постановлению главы администрации г. Владивостока от 17.06.2005 N 714 "О внесении изменений в постановление главы администрации г.Владивостока от 03.10.2000 N 1836 "О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела", постановлению главы администрации г.Владивостока от 20.03.2006 N 317 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Владивостока от 03.10.2000 N 1836 и об отмене постановления главы администрации города Владивостока от 17.06.2005 N 714", МУПВ "Некрополь" было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.
В период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года МУПВ "Некрополь" осуществило погребение 417 тел неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего. Факт оказания указанных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела помесячно актами о захоронении невостребованных и опознанных трупов, заявками, справками о смерти, свидетельствами о смерти.
В связи с наличием у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением МУПВ "Некрополь" в период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года погребения умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего в общем размере на сумму 2801406 рублей, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования РФ - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ (в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента).
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ; погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ; услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении главой Администрации города Владивостока принято постановление от 16.05.2008 N 333, которым утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего в размере 6718 рублей. Доказательств неправомерности принятия указанного постановления Минфином РФ, а также применении установленного размера захоронения при расчете суммы иска, не предоставлено.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), предоставление материальной и иной помощи для погребения, но не возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" определено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
Исходя из изложенного, с учетом положений статьи 214 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, поскольку Законом о погребении установлена обязанность специализированный службы по вопросам похоронного дела осуществлять погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших неустановленных лиц, на субъект РФ возложена обязанность по возмещению стоимости оказанных данной организацией услуг (если умерший не работал и не являлся пенсионером), но в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись, доказательств выделения на указанные цели из федерального бюджета в 2011-2012 годах средств участниками спора не представлено, взыскание 2801406 рублей затрат, понесенных МУПВ "Некрополь" при погребении умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего, должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств государственной казны РФ.
На этом основании довод заявителя апелляционной жалобы о том, что возмещение стоимости оказанных истцом услуг по погребению не является расходным обязательство Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклонен как несостоятельный.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.04.2013 по делу N А51-1735/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1735/2013
Истец: Муницпальное унитарное предприятие г. Владивостока "Некрополь"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства, Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1947/14
04.03.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-529/14
11.12.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1735/13
01.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4361/13
08.07.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4798/13
02.04.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1735/13