город Москва |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А40-23376/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кольцовой Н.Н.,
Судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саргсяном Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" (ЗАО "ТКС")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2013 г. по делу N А40-23376/2013, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" (ЗАО "ТКС") (ОГРН 1087746609620, 117279, г.Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 34, пом. IV, комн. 37 )
к Региональной энергетической комиссии г. Москвы (РЭК Москвы) (ОГРН 1037739324985, 121099, г.Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Иванов В.В. по доверенности N 85 от 09.11.2012
Дрыжов Г.В. по доверенности N 90 от 14.01.2013
от ответчика: Ткачук Т.С. по доверенности N 62-02-2563/12 от 06.11.2012
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "ТКС" с заявлением о признании незаконными действий Региональной энергетической комиссии города Москвы, выразившихся в принятии решения об отказе в установлении тарифа на транспортирование питьевой воды и сточных вод для Закрытого акционерного общества "Тепловые и коммунальные сети", а также о признании недействительным протокола заседания Правления РЭК Москвы от 30.11.2012 г.
Решением суда от 23.04.2013 г. в удовлетворении требований ЗАО "ТКС" о признании незаконными действий Региональной энергетической комиссии города Москвы, выразившихся в принятии решения об отказе в установлении тарифа на транспортирование питьевой воды и сточных вод для Закрытого акционерного общества "Тепловые и коммунальные сети" отказано. Производство по делу в части признания частично недействительным протокола заседания Правления РЭК Москвы от 30.11.2012 г. прекращено. При этом суд исходил из того, что ввиду отсутствия оснований для установления ЗАО "ТКС" тарифов, дело об установлении тарифов на заседании Правления РЭК Москвы не рассматривалось.
С решением суда не согласился заявитель - ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, требования удовлетворить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что поскольку тарифное дело было открыто 10.10.2012 г. это означает, что согласно Регламенту РЭК заявитель представил все необходимые документы.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку Общество осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства. Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 28.09.2012 г. ЗАО "ТКС" обратилось в РЭК Москвы с просьбой об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (письмо N 1575 от 28.09.2012).
РЭК Москвы открыто дело об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для ЗАО "ТКС", о чем заявитель уведомлен письмом от 15.10.2012 N в62-02-4278/12.
В связи с необходимостью представления дополнительных материалов письмом от 22.11.2012 г. N 62-02-2514/12 Комиссия запросила у ЗАО "ТКС" дополнительные документы и расчеты, в том числе документы, подтверждающие право владения основными средствами, предназначенными для оказания услуг водоснабжения и водоотведения.
В ответе Общества от 22.11.2012 г. N 1875 отсутствовало подтверждение права владения объектами сетевого комплекса. В связи с этим РЭК Москвы выявила отсутствие оснований для установления Обществу тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
28.11.2012 г. факсограммой Комиссией направлена в адрес Общества информация о проведении заседания Правления РЭК Москвы 30.11.2012 г.
В связи с отсутствием оснований для установления Обществу тарифов, дело об установлении тарифов на заседании Правления РЭК Москвы не рассматривалось, решение об установлении тарифов не выносилось, соответственно проект решения не составлялся и не направлялся заявителю.
ЗАО "ТКС" представлена выписка из протокола заседания Правления РЭК Москвы от 30.11.2012 г.
Полагая действия Региональной энергетической комиссии города Москвы, выразившиеся в принятии решения об отказе в установлении тарифа на транспортирование питьевой воды и сточных вод для Закрытого акционерного общества "Тепловые и коммунальные сети", незаконными, а протокол заседания Правления РЭК Москвы от 30.11.2012 г. недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210 -ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
На основании п. 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, оказание услуг по водоснабжению потребителей питьевой водой, а также оказание услуг по водоотведению являются регулируемыми видами деятельности. Совокупность указанных услуг определяется как совокупность всех расходов по основным стадиям технологического процесса.
Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" установлено, что право регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в соответствии с правовыми актами Российской Федерации предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Региональной энергетической комиссией города Москвы - РЭК Москвы.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы, утверждённым постановлением Правительства Москвы N 963-ПП от 12.12.2006 г., РЭК Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы.
28.09.2012 г. ЗАО "ТКС" обратилось в РЭК Москвы с просьбой об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (письмо N 1575 от 28.09.2012).
ЗАО "ТКС" внесено Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве в реестры хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов Приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 1159 (водоотведение) и N 1160 от 26.10.2011 г. (водоснабжение (транспортировка воды)).
В связи с необходимостью представления дополнительных материалов письмом от 22.11.2012 г. N 62-02-2514/12 Комиссией запрошены у ЗАО "ТКС" дополнительные документы и расчеты, в том числе документы, подтверждающие право владения основными средствами, предназначенными для оказания услуг водоснабжения и водоотведения.
В ответе общества от 22.11.2012 г. N 1875 в качестве документов, подтверждающих право владения основными средствами, предназначенными для оказания услуг водоснабжения и водоотведения ЗАО "ТКС" указано на договор от 01.09.2010 г. N 4-У, заключенный с ООО УК "Дом-Мастер". ООО УК "Дом-мастер" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Во исполнение своих обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах между ООО УК "Дом-Мастер" и ресурсоснабжающей организацией МГУП "Мосводоканал" заключен договор от 01.02.2010 г. N 90128 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию. ЗАО "ТКС" также указано, что заводомерные сети, а также водопроводные сети на выходе из дома, питающие другие многоквартирные дома и нежилые строения не входят в зону эксплуатационной ответственности МГУП "Мосводоканал" и расходы на поддержание их надлежащего состояния должна нести управляющая организация. Управляющая организация имеет право заключать договоры на выполнение работ по содержанию и эксплуатации наружных заводомерных водопроводных и канализационных сетей в интересах собственников многоквартирных домов со специализированной организацией. Таким договором и является договор от 01.09.2010 г. N 4-У, заключенный меду ЗАО "ТКС" и ООО УК "Дом-Мастер".
Документального подтверждения права владения объектами сетевого комплекса ЗАО "ТКС" не представлено.
Довод заявителя о том, что Комиссией неправомерно направлен запрос от 22.11.2012 г. N 62-02-2514/12 о представлении дополнительных документов обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения. Заседание органа регулирования по рассмотрению дел об установлении тарифов и надбавок является открытым. Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Довод заявителя о том, что ответчиком открыто дело по установлению тарифа, в связи с чем подтвержден факт предоставления заявителем всех необходимых документов, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку открытие дела по установлению тарифа не является подтверждением того, что заявителем при обращении в РЭК Москвы подтверждено право владения объектами сетевого комплекса ЗАО "ТКС", а также не является основанием для установления ЗАО "ТКС" тарифов.
Поскольку отсутствовали основания для установления ЗАО "ТКС" тарифов, дело об установлении тарифов на заседании Правления РЭК Москвы не рассматривалось, решение об установлении тарифов не выносилось, соответственно проект решения не составлялся и не направлялся ЗАО "ТКС". Решение об установлении тарифов для ЗАО "ТКС" не было опубликовано ввиду его отсутствия.
В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии решения об отказе в установлении тарифа на транспортирование питьевой воды и сточных вод для Закрытого акционерного общества "Тепловые и коммунальные сети" и соответственно отсутствуют основания для обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в порядке ст. 201 АПК РФ.
Судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в части требований ЗАО "ТКС" о признании частично недействительным протокола заседания Правления РЭК Москвы от 30.11.2012 г. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, оспариваемый протокол в обжалуемой часи не относится к ненормативным правовым актам, обжалование которых предусмотрено статьями 29 и 198 АПК РФ принимая во внимание, что оспариваемый протокол заседания Правления РЭК Москвы не обладает признаками ненормативного акта, так как по своему содержанию не содержат властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, не нарушает его прав и законных интересов и не влечет для него каких-либо иных неблагоприятных последствий. Сами по себе действия по фиксации заседания Правления РЭК Москвы, не могут быть самостоятельным предметом обжалования в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 рублей по апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2013 г. по делу N А40-23376/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23376/2013
Истец: ЗАО "Тепловые и коммунальные сети" (ЗАО "ТКС"), ЗАО ТКС
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия г. Москвы (РЭК Москвы), Региональная энергетическая комиссия города Москвы (РЭК Москвы "