г. Самара |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А49-18/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "СИТЭК" - представителя Фроловой О.В. (доверенность от 13 декабря 2012 года),
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2013 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2013 года по делу N А49-18/2013 (судья Столяр Е,Л.), принятое по заявлению ООО "СИТЭК" (ОГРН 1025801440213, ИНН 5837017859), г.Пенза, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690, г.Пенза,
о признании недействительным решения от 01 ноября 2012 года N 068 004 12 РК 0003662,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИТЭК" (далее - ООО "СИТЭК", общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области, Управление ПФР) от 01 ноября 2012 года N 068 004 12 РК 0003662 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о стразовых взносах.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2013 года решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области о привлечении ООО "СИТЭК" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01 ноября 2012 года N 068 004 12 РК 0003662 признано недействительным, как противоречащее нормам Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах). На ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения Управления ПФР, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления ПФР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "СИТЭК" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "СИТЭК", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, актом камеральной проверки от 28 сентября 2012 года N 06800430002958, проведенной ГУ - УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области было установлено, что ООО "СИТЭК" при представлении первоначального расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года не исчислило сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование, что привело к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2339 руб. 45 коп., из них за январь - 833 руб. 18 коп., за февраль - 1057 руб. 55 коп., за март - 448 руб. 72 коп.
В представленном заявителем 14 августа 2012 года уточненном расчете страховых взносов за 1 квартал 2012 года ООО "СИТЭК" самостоятельно увеличена сумма страховых взносов на 2339 руб. 45 коп., в том числе: за январь на 833 руб. 18 коп., за февраль - 1057 руб. 55 коп., за март - 448 руб. 72 коп., которая уплачена заявителем до подачи уточненного расчета.
Решением руководителя ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области от 01 ноября 2012 года N 068 004 12 РК 0003662 ООО "СИТЭК" привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.47 Закона о страховых взносах, в виде штрафа в общем размере 303 руб. 97 коп., а также заявителю начислены пени за неуплату страховых взносов в общей сумме 44 руб. 89 коп.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, отнесены организации.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, в силу части 1 статьи 7 указанного закона признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона о страховых взносах, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщиками страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статьи 15 Закона о страховых взносах).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Закона о страховых взносах).
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона о страховых взносах).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона о страховых взносах).
В части 1 статьи 12 Закона о страховых взносах указано, что тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах (в редакции Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 379-ФЗ, действующей с 01 января 2012 года) установлено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Пунктом 3.4 части 3 статьи 58 Закона о страховых взносах также определено, что в течение 2012-2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе в пункте 10 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:
в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2012 году - 20 процентов, в 2013 году - 20 процентов; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2012 году - 0 процентов, в 2013 году - 0 процентов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, ООО "СИТЭК" зарегистрировано в качестве юридического лица 18 февраля 2002 года N 808 администрацией Первомайского района г.Пензы.
ООО "СИТЭК" имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-68-02-000417 от 14 февраля 2013 года, то есть является аптечной организацией.
Материалами дела также подтверждено, что ООО "СИТЭК" уплачивает единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, что подтверждается расчетами налога, имеющимися в материалах дела.
Порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрен статьей 17 Закона о страховых взносах. При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 17 Закона о страховых взносах).
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае, в том числе, представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
ООО "СИТЭК" 14 мая 2012 года представило в ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 1 квартал 2012 года, в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила 0 руб.
Однако впоследствии (14 августа 2012 года) ООО "СИТЭК" представило в ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года, согласно которому сумма начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила 2339 руб. 45 коп., из них за январь - 833 руб. 18 коп., февраль - 1057 руб. 55 коп., март - 448 руб. 72 коп.
Начисленные ООО "СИТЭК" суммы страховых взносов за январь-март 2012 года уплачены платежным поручением от 13 июля 2012 года N 118577. Поскольку ООО "СИТЭК" до подачи уточненного расчета по страховым взносам уплатило только суммы страховых взносов и не уплатило соответствующие суммы пени, обжалуемым решением Управления ПФР заявитель на основании статьи 17 Закона о страховых взносах привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 данного закона в виде штрафа в сумме 303 руб. 97 коп., ему также начислены соответствующие пени в общей сумме 44 руб. 89 коп.
Вместе с тем нормы статьи 17 Закона о страховых взносах к рассматриваемым в данном деле правоотношениям не применимы, поскольку положения указанной статьи распространяются лишь на случаи, когда плательщик сборов обнаруживает ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, а не на случаи, когда плательщик сборов ошибочно представляет уточненную декларацию, которую он не должен был представлять, и изменять свои ранее заявленные обязательства по уплате страховых взносов в сторону их увеличения.
Требования к составлению акта камеральной проверки изложены в приложении N 25 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 декабря 2009 года N 957н (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 года N 15786, согласно которым в акте камеральной проверки органа контроля за уплатой страховых взносов должны быть указаны сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Следовательно, каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах должен быть проверен полно и всесторонне, а изложенные в акте обстоятельства допущенного проверенным лицом нарушения должны основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту.
В акте камеральной проверки от 28 сентября 2012 года N 06800430002958 и обжалуемом решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01 ноября 2012 года N 068 004 12 РК 0003662 указано лишь на то, что ООО "СИТЭК" в первоначально представленном расчете неправильно исчислило сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование, при этом не указывается, на основании каких доказательств орган контроля пришел к подобному выводу.
Ссылка ГУ-УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области на письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 15-03-18/08-4703, которым было направлено для использования в работе разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2012 года N 19-6/3023271-2288, где указано, что пониженные тарифы страховых взносов применяются лишь в отношении работников, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации, и имеющих сертификат специалиста, необоснованна. Данные разъяснения не являются законом или нормативным правовым актом, не зарегистрированы и не опубликованы для всеобщего сведения, следовательно, не могут применяться в силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации. На данный документ нельзя ссылаться при разрешении спора в силу прямого указания пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763. Более того, Министерство юстиции Российской Федерации письмами от 24 октября 2012 года N01/86671-ЮЛ и от 16 ноября 2012 года N 01/93364-ЮЛ на основе проведенной правовой экспертизы указанного письма предложило Фонду социального страхования РФ отозвать вышеуказанное письмо с исполнения.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции также учтено, что Управлением ПФР неправильно определен размер штрафа - 303 руб. 97 коп., поскольку данная сумма рассчитана не в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 47 Закона о страховых взносах - 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Метод расчета размера штрафа, примененный УПФР в г.Пензе Пензенской области - исходя из суммы доначисленных страховых взносов пропорционально сумме подлежащих уплате пеней, не основан на нормах пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение Управления ПФР, удовлетворив заявленные обществом требования на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о страховых взносах.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Арбитражный апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не усматривает оснований для их переоценки, поскольку материалами дела подтверждаются незаконность оспариваемого решения Управления ПФР и нарушение прав и законных интересов заявителя. Данный вывод суда первой инстанции Управлением ПФР не опровергнут.
На основании изложенного решение суда от 30 апреля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2013 года по делу N А49-18/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-18/2013
Истец: ООО "СИТЭК"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области, УПФР в г. Пензе Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12621/14
24.09.2014 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-18/13
29.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9584/13
12.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9252/13
30.04.2013 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-18/13