г. Москва |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А41-50925/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений по делам молодежи, культуре, спорту и дополнительного образования детей" - Шамаилова И.М. (представителя по доверенности от 23.05.2013 N 56),
от Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений по делам молодежи, культуре, спорту и дополнительного образования детей" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2013 по делу N А41-50925/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о взыскании с муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений по делам молодежи, культуре, спорту и дополнительного образования детей" (далее - учреждение) 38 771 рубля 80 копеек штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 4 квартал 2011 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права. Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная жалоба учреждения на решение суда первой инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя учреждения, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Учреждение предоставило в пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 4 квартал 2011 года.
По результатам приема сведений пенсионный фонд составил протокол приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 15.02.2012 N 56/45506.
Пенсионный фонд вручил учреждению уведомление об ошибках и расхождениях без номера без даты, которым сообщил о выявлении при обработке сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 4 квартал 2011 года ошибок, не позволяющих разнести данные на индивидуальные лицевые счета, предложив устранить выявленные ошибки и представить исправленные документы в срок до 29.02.2012 и предупредив о применении штрафных санкций в том случае, если эти нарушения не будут устранены в установленный срок.
Ссылаясь на непредставление учреждением в установленный срок, а именно: до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (4 квартал 2011 года), полных, достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионный фонд составил акт от 06.03.2012 N 23 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Акт составлен в отсутствие представителя учреждения, направлен почтовым отправлением в адрес учреждения 06.03.2012.
В акте пенсионный фонд указал на то, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится в 15.00 часов 18.04.2012 в здании пенсионного фонда.
Рассмотрев материалы проверки 19.04.2012, пенсионный фонд принял решение от 19.04.2012 N 23 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон), в виде 38 771 рубля 80 копеек штрафа за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленные сроки и вынес в адрес учреждения требование от 16.05.2012 N 23 об уплате штрафа до 04.06.2012.
В связи с тем, что данный штраф не был уплачен, пенсионный фонд 14.11.2012 обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании с учреждения.
Удовлетворяя заявление пенсионного фонда, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования ввиду следующего.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Закона об индивидуальном учете индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице перечисленные в этом пункте статьи 11 Закона сведения.
Согласно статье 1 Закона отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Таким образом, сведения за четвертый квартал 2011 года должны были быть представлены в пенсионный фонд не позднее 15.02.2012.
В связи с этим указание пенсионным фондом в упомянутом акте от 06.03.2012 N 23 на непредставление учреждением сведений в установленный срок - до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом - 4 квартал 2011 года, в качестве выявленного нарушения является ошибочным.
При этом названным протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 15.02.2012 N 56/45506, составленным пенсионным фондом, подтверждается факт представления учреждением этих сведений в установленный Законом срок.
Несмотря на это решением пенсионного фонда от 19.04.2012 N 23 учреждение привлечено к ответственности за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленные сроки.
В соответствии со статьей 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из этих положений, Закон разграничивает в качестве правонарушений 1) непредставление в установленные сроки и 2) представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В мотивировочной части решения от 19.04.2012 N 23 пенсионный фонд сослался на непредставление учреждением неполных (недостоверных) сведений, однако, в нарушение приведенных положения Закона о страховых взносах не указал, в чем выразилась недостоверность представленных сведений, какие конкретно ошибки были допущены.
При этом из резолютивной части этого решения пенсионного фонда следует, что учреждение привлечено к ответственности за иное правонарушение - нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая содержание резолютивной части решения пенсионного фонда, апелляционный суд пришел к выводу о том, что представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не было вменено учреждению в качестве правонарушения.
Поскольку же учреждением не совершалось такое правонарушение, как непредставление данных сведений в установленные сроки (сведения были представлены в эти сроки), оснований для взыскания с учреждения штрафа за это правонарушение не имеется.
Указанные нарушения, допущенные пенсионным фондом при составлении акта проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного страхователем нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования и реализовать предоставленные страхователю права на дачу пояснений относительно выявленного нарушения.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о страховых взносах руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Согласно части 3 названной статьи Закона о страховых взносах лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Из этих норм и иных положений Закона о страховых взносах следует, что возложение на пенсионный фонд обязанности по извещению страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки продиктовано целью обеспечения страхователя правом участвовать в рассмотрении таких материалов, приводить свои доводы, представлять документы и в целом направлено на исключение необоснованного привлечения страхователя к ответственности, в связи с чем не исполнение либо ненадлежащее исполнение пенсионным фондом такой обязанности может рассматриваться как существенное нарушение и влечь за собой отказ в принудительной реализации принятых мер ответственности.
В данном случае пенсионный фонд в акте от 06.03.2012 N 23, направленном учреждению, сообщил, что рассмотрение акта с учетом предоставленных страхователем документов состоится 18.04.2012 в 15 час. 00 мин. в здании пенсионного фонда, однако, как следует из представленного в материалы дела решения N 23 о привлечении учреждения к ответственности, названный акт был рассмотрен 19.04.2012 в отсутствие представителя учреждения, в связи с чем учреждение было лишено возможности участвовать в его рассмотрении, защищать свои права при решении вопроса о привлечении его к ответственности.
При изложенных обстоятельствах заявленное пенсионным фондом требование о взыскании с учреждения штрафа удовлетворению не подлежало.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2013 по делу N А41-50925/12 отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Взыскать с Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в пользу муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений по делам молодежи, культуре, спорту и дополнительного образования детей" 1000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50925/2012
Истец: ГУ УПФ РФ N 8 по Москве и МО, ГУ-ГУПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области
Ответчик: МКУ "Централизированная бухгалтерия муниципальных учреждений по делам молодежи, культуре, спорту и дополнительного образования детей"
Третье лицо: МКУ "ЦБ УМКС"