г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А42-8211/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Герасимовой М.М., Лариной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Орловым А.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Дергунов И.А. по доверенности от 15.03.2013
от заинтересованного лица: представитель Ненашева Н.А. по доверенности от 10.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10980/2013) ООО "Коларегионэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2013 по делу N А42-8211/2012 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ООО "Коларегионэнергосбыт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании незаконными действий
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коларегионэнергосбыт" (далее - ООО "КРЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившихся в оставлении без рассмотрения документов ООО "Коларегионэнергосбыт", представленных для государственной регистрации 27.11.2012 за входящими номерами 6170, 6171, и обязании осуществить государственную регистрацию соответствующих изменений.
Решением от 25.03.2013 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования ООО "Коларегионэнергосбыт".
Решение обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
По мнению заявителя, ни какими нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность оставления без рассмотрения заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также заявлений о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. При этом, отсутствие регистрации соответствующих изменений в Устав ООО "КРЭС" затрудняет предпринимательскую деятельность Общества, поскольку новый участник Общества - ЗАО "Орион Инжиниринг" (доля участника после увеличения уставного капитала Общества составляет 75,57%) не может принимать участие в управлении Обществом в отношениях с третьими лицами.
От Инспекции поступил отзыв на жалобу, в котором заинтересованное лицо возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 27.11.2012 ООО "КРЭС" в Инспекцию был представлен комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (вх. N 6170), а также изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "КРЭС" (вх. N 6171).
Постановлением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01.11.2012 о производстве выемки документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, разрешено производство выемки в помещении ИФНС России по г. Мурманску по адресу: г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 4 - учетного и регистрационного дел ООО "Коларегионэнергосбыт" и ОАО "Колэнергосбыт".
В соответствии с постановлением о производстве выемки Следственного отдела по г. Мурманску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области от 27.11.2012 УФСБ России по Мурманской области произведена выемка вышеуказанных документов, представленных в Инспекцию для внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Коларегионэнергосбыт" (протокол от 29.11.2012).
Письмом от 04.12.2012 исх. N 09-34/6170/6171 Инспекция направила в адрес ООО "КРЭС" уведомления об оставлении документов без рассмотрения. В письме сообщалось о факте произведенной выемки, в том числе о выемке представленных для государственной регистрации документов, в отношении которых регистрирующим (налоговым) органом не принято решение по причине не истечения пятидневного срока, предусмотренного Законом N 129-ФЗ.
Полагая, что данные действия Инспекции по оставлению документов без рассмотрения нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае в регистрации фактически не было отказано, а сообщено о выемке документов, в связи с чем, на момент рассмотрения спора нарушение каких-либо прав и интересов заявителя отсутствует.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно положениям статьи 4 АПК РФ и статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных Законом N 129-ФЗ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, расширительному толкованию не подлежит.
Глава 3 Закона N 129-ФЗ регулирует порядок государственной регистрации, отказ в государственной регистрации урегулирован главой 8 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, при поступлении 27.11.2012 заявления ООО "КРЭС" Инспекция должна была не позднее 04.12.2013 принять решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (вх. N 6170), а также изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "КРЭС" (вх. N 6171).
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
Из материалов дела следует, что Инспекцией не принималось соответствующих решений в отношении документов, представленных ООО "КРЭС" на регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы (вх. N 6170) и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "КРЭС" (вх. N 6171).
Бездействие Инспекции обусловлено выемкой Следственным отделом по г. Мурманску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области, произведенной 29.11.2012, вышеуказанных документов, представленных в Инспекцию для внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Коларегионэнергосбыт". Выемка была произведена до истечения установленного Законом N 129-ФЗ срока для принятия регистрирующим органом соответствующего решения.
Ввиду невозможности принять решение в отношении документов, представленных Обществом, по причине их отсутствия, а именно изъятия следственными органами, Инспекция письмом от 04.12.2012 N 09-34/6170/6171 уведомила ООО "КРЭС" об указанных обстоятельствах с уведомлением об оставлении документов без рассмотрения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Нарушение положений Закона N 129-ФЗ Инспекцией не допущено.
Не совершение регистрационных действий обусловлено изъятием следственными органами документов, поступивших от заявителя.
Указанное исключает удовлетворение заявления и жалобы Общества.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.03.2013 по делу N А42-8211/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8211/2012
Истец: ООО "Коларегионэнергосбыт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску