город Омск |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А70-12314/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Зориной О.В., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4218/2013) Администрации Тюменского муниципального района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2013 по делу N А70-12314/2012 (судья Курындина А.Н.) по иску Администрации Тюменского муниципального района (ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Тюменьмонтажспецстрой" (ОГРН 1097232035152, ИНН 7204149629), третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика Тюменского района" (ОГРН 1067203361830, ИНН 7204103945), о взыскании 2 612 810 руб. неустойки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Тюменского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Тюменьмонтажспецстрой", муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика Тюменского района" - представители не явились,
установил:
Администрация Тюменского муниципального района 06.12.2012 обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Тюменьмонтажспецстрой" (далее - ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой") о взыскании 2 612 810 руб. 07 коп. неустойки.
Определением суда от 13.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика Тюменского района" (далее - МУП "Служба заказчика Тюменского района", л.д. 59-60).
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 330 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по муниципальному контракту N 455/10 от 23.09.2010.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2013 по делу N А70-12314/2012 в удовлетворении иска отказано.
Возражая против принятого судом решения, Администрация Тюменского муниципального района в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом истец указывает, что несмотря на выполнение работ в полном объеме, ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" допущены нарушения сроков выполнения работ по первому этапу с 09.10.2010 по 28.06.2011, что установлено в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А70-7978/2012. Вывод суда о выполнении работ в полном объеме в декабре 2010 года необоснован, поскольку в письме от 30.12.2010 N 185 не указан объем выполненных работ. Судом не дана оценка действиям или бездействию ответчика по оформлению земельного участка для получения разрешения на строительство, сбору документов. Подрядчик необоснованно уклонялся от исполнения предусмотренных контрактом обязательств по выполнению второго этапа работ, что повлекло наичсление пени. Ответчик производство работ не приостанавливал.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Администрацией Тюменского муниципального района (муниципальный заказчик), ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" (подрядчик) и МУП "Служба заказчика Тюменского района" (технический заказчик) заключен муниципальный контракт N 455/10 от 23.09.2010, по условиям которого подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы по объекту "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в д.Решетникова, Новотарманского МО Тюменского муниципального района" в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), технический заказчик обязался принять их результат, а муниципальный заказчик - оплатить выполненные работы.
В соответствии с пунктом 3.1 цена настоящего контракта составляет 3 384 469 руб.
В пункте 2.1 контракта указано, что подрядчик выполняет работы, предусмотренные разделом первым контракта в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 2) в следующие сроки: 1-й этап: (работы согласно пунктам 9.1-9.3 технического задания) - не позднее 15 календарных дней с даты заключения муниципального контракта; 2-й этап: (работы согласно пунктам 9.4-9.5 технического задания) - не позднее 40 календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Сдача выполненных работ оформляется актом приемки законченного реконструкцией объекта, с приложением к нему комплекта исполнительно-технической документации, предусмотренной действующими правилами и условиями строительства (пункт 8.4 контракта).
Согласно подписанным сторонами и скрепленным оттисками их печатей актам о приемке выполненных работ от 12.04.2011 N 1 и от 28.06.2011 N 2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 12.04.2011 N 1 и от 28.06.2011 N 2 ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" выполнило работы по контракту на общую сумму 2 983 169 руб. 82 коп. (л.д. 34-50).
Ссылаясь на пункт 11.2 контракта, Администрация Тюменского муниципального района направила ответчику претензию от 15.09.2011 N 02/7402 с требованием произвести оплату пени за период с 03.11.2010 по 12.09.2011 в сумме 1 062 723 руб. 27 коп.
ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" в ответном письме от 09.11.2011 N 125 сообщило, что пени начислению не подлежат, поскольку вина подрядчика за не своевременность выполнения работ отсутствует.
При повторном рассмотрении дела по имеющимся в нём доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования Администрации Тюменского муниципального района являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции отказано правильно.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал правоотношения сторон как подрядные, подлежащие регулированию в соответствии с разделом III, главой 37 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статьи 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно статье 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В статье 309 ГК РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (часть 4 статьи 753 ГК РФ). При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
В соответствии с положениями Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденного Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, доказательством передачи работ является акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Учитывая изложенное, допустимым доказательством передачи работ является акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Согласно актам о приемке выполненных работ от 12.04.2011 N 1 (отчетный период с 23.09.2010 по 12.04.2011) и от 28.06.2011 N 2 (отчетный период с 13.04.2011 по 28.06.2011) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 12.04.2011 N 1 и от 28.06.2011 N2 ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" выполнило работы по контракту на общую сумму 2 983 169 руб. 82 коп.
Однако, несмотря на подписание актов 12.04.2011 и 28.06.2011, суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и дав им оценку по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, в частности, сопроводительное письмо от 30.12.2010 N 185, а также подписание актов технической готовности электромонтажных работ 09.12.2010, сделал обоснованный вывод о том, что перечисленные в актах от 12.04.2011 и 28.06.2011 объемы работы выполнены подрядчиком не позднее декабря 2010 года.
Так, из письма от 30.12.2010 N 185 (л.д.107) следует, что ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" выполнило строительно-монтажные работы по спорному объекту и передало в адрес МУП "Служба заказчика Тюменского района" акты формы N КС-2 на электроснабжение. Сети ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ, справку формы N КС-3, локальные сметные расчеты на электроснабжение NN 04-11-01, 04-12-01, объектный сметный расчет N 1.
Письмами от 27.05.2011 N 50, от 03.06.2011 N 51 (л.д.108-109) ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" просило Администрацию Тюменского муниципального района подписать акты формы N КС-2 и справки формы N КС-3.
Подписанные сторонами 12.04.2011 и 28.06.2011 акты формы N КС-2 и справки формы NКС-3 на сумму 2 983 169 руб. 82 коп. представляют собой повторно направленные первичные учетные документы, а не новые, о чем указано в ответе на претензию от 09.11.2011 N 125 (л.д. 56).
Согласно пункту 1.3 Инструкции по оформлению приемосдаточной документации по электромонтажным работам "И 1.13-07." актом оформляется передача заказчику оборудования всего объекта или по отдельным установкам на крупных и сложных объектах. Актом также удостоверяется, что оборудование отвечает требованиям приемки для его комплексного опробования.
Общие формы приемосдаточной документации отражают основные этапы электромонтажных работ, которые определены СНиП 3.05.06-85, к общим формам документов относится и акт технической готовности электромонтажных работ (форма 2) (пункт 2.1).
В соответствии с пунктами 1.5, 2.4 Инструкции готовность выполненных электромонтажных работ к сдаче-приемке определяется актом технической готовности электромонтажных работ (форма 2), являющимся основанием для организации работы рабочей комиссии по приемке оборудования после индивидуальных испытаний. Акт технической готовности может быть использован для оформления сдачи-приемки электромонтажных работ, когда рабочая комиссия ещё не образована.
Пункт 2.5 Инструкции устанавливает, что акт технической готовности (форма 2) используется для оформления (при необходимости) сдачи-приемки электроустановки генеральному подрядчику для обеспечения сохранности законченных электромонтажных работ, а также для сдачи-приемки заказчику (генеральному подрядчику) составных частей электроустановки (электроосвещение, кабельные линии, ЛЭП и т.п.) во временную эксплуатацию.
Материалы дела свидетельствуют о том, что выполненные ответчиком работы были готовы к сдаче МУП "Служба заказчика Тюменского района" и Администрации Тюменского муниципального района 09.12.2010. Так, по результатам проведения работ представителями МУП "Служба заказчика Тюменского района" и подрядчика составлены акты от 09.12.2010 технической готовности электромонтажных работ, которые свидетельствуют о проведении итоговой приемки работ по указанному этапу, поскольку являются основанием для непосредственной передачи электроустановки заказчику (генподрядчику) в эксплуатацию.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о фактической приемке истцом объема работ, указанного в актах формы N КС-2 и справках формы N КС-3 на сумму 2 983 169 руб. 82 коп. не позднее декабря 2010 года.
Разница между договорной ценой и фактической, как указал ответчик, и истцом это не опровергнуто, образовалась в связи с использованием в работах меньшего количества материала, чем предусмотрено в локальном сметном расчете. Данное обстоятельство соответствует положениям пункта 1 статьи 713 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (статья 708 ГК РФ).
Как правильно указано судом первой инстанции, Администрация Тюменского муниципального района предъявила требования о взыскании неустойки за период с 03.11.2010 по 14.12.2012, то есть истец связывает данное требование с нарушением срока окончания выполнения работ по второму этапу.
По графику производства работ (приложение N 2 к контракту) второй этап составляет - сбор и подготовку документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта по акту приема-передачи; получение и передача техническому заказчику документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (л.д. 21).
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Подрядчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Поддерживая изложенные в обжалуемом решении суда выводы о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ отсутствует вина ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" за несвоевременное окончание работ, что влечет его освобождение от ответственности в виде неустойки, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка (статья 329 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта за задержку выполнения работ подрядчик уплачивает муниципальному заказчику пени в размере 0,1%, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от стоимости муниципального контракта за каждый день просрочки, начиная со дня следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательств.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой", руководствуясь пунктами 1, 3 статьи 743 ГК РФ, своевременно в письмах от 29.09.2010 N 030, от 13.12.2010 N 174, от 10.11.2010 N 165, от 10.11.2010 N 164, от 25.10.2010 N 153 указывало Администрации Тюменского муниципального района и МУП "Служба заказчика Тюменского района" об обнаруженных недостатках проектной документации (л.д. 101-105).
Из протокола совещания с проектными организациями от 14.11.2012 усматривается, что заказчик, направив в проектирующую организацию (ОАО "Тюменьдороргтехстрой") требование по корректировке ПСД, определению сроков и стоимости работ, установил сроки исполнения этого поручения - 23.11.2012, чем фактически признал ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче подрядчику (ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой") соответствующей условиям контракта проектной документации в установленный контрактом срок (л.д. 75-77).
Ответ ОАО "Тюменьдороргтехстрой" от 18.10.2010 N 285 (л.д.106) подтверждает ненадлежащий характер представленной изначально проектно-сметной документации.
Из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление усматривается, что нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.1 муниципального контракта, возникло по причине неисполнения техническим заказчиком - МУП "Служба заказчика Тюменского района" обязательств, предусмотренных пунктом 5.1 контракта, о передаче разрешения на строительство до начала осуществления работ.
Администрация Тюменского муниципального района полагает, что на подрядчике лежала ответственность по обращению с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства объекта, по получению соответствующих заключений, по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Ссылаясь на то, что государственный кадастровый учет произведен 26.09.2011, кадастровые паспорта переданы МУП "Служба заказчика Тюменского района" 16.11.2011, истец считает, что подрядчик необоснованно уклонился от исполнения обязательств, несмотря на активное содействие истца в получении документов.
Однако, руководствуясь нормами статей 29, 31 Земельного кодекса РФ и распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 19.10.2009 N 6278, суд первой инстанции установил, что обязанность по постановке земельного участка на государственный учет была возложена на истца.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта одним из обязательств технического заказчика - МУП "Служба заказчика Тюменского района" является передача подрядчику утвержденной проектно-сметной документации и разрешения на строительство.
Выполнение данной обязанности надлежащим образом напрямую влияет на возможность исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту в части сбора и подготовки документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта (пункт 6.2 контракта).
Пунктом 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство.
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Как правильно указал суд первой инстанции, МУП "Служба заказчика Тюменского района" обязано было передать ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" разрешение на строительство до начала производства работ по контракту.
Так, из содержания писем от 06.10.2010 N 038, от 25.10.2010 N 045, направленных в адрес Администрации Тюменского муниципального района, следует, что ответчиком предпринимались действия по заключению договора аренды земельного участка.
Кроме того, ответчик неоднократно письмами от 09.11.2011 N 125, от 30.11.2011 N 155 уведомлял заказчика необходимости передачи разрешения на строительство, которое необходимо для окончания выполнения работ по контракту.
Письмом от 29.11.2011 N 987 (л.д. 123) МУП "Служба заказчика Тюменского района" предписало ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" подать в Администрацию Тюменского муниципального района заявление, в котором следует отказаться от заключения договора аренды земельного участка для строительства линии электропередач. Необходимость такого заявления МУП "Служба заказчика Тюменского района" обосновало подачей им (МУП "Служба заказчика Тюменского района") заявления в управление земельных ресурсов Администрации Тюменского муниципального района о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование на 11 месяцев.
В связи с изложенными обстоятельствами ООО "СК "Тюменьмонтажспецстрой" обратилось в Администрацию Тюменского муниципального района с письмом от 29.11.2011 N 157 (л.д. 83) об отказе от заключения договора аренды земельного участка для строительства линий электропередач.
Администрация Тюменского муниципального района неверно толкует мотивы такого отказа со стороны ответчика от заключения договора и не учитывает также, что обязанность по получению разрешения на строительство лежала на техническом заказчике.
Действия МУП "Служба заказчика Тюменского района" по направлению Администрации Тюменского муниципального района извещения о необходимости решить вопрос о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, и отказ Администрации Тюменского муниципального района в рассмотрении данного вопроса, как правильно отметил суд первой инстанции, осуществлялись в 2013 году (л.д. 89-94).
Статья 405 ГК РФ о просрочке должника предусматривает не установление нового срока исполнения обязательства должника в случае просрочки кредитора, а освобождение должника от ответственности за нарушение установленного срока исполнения обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2011 N 14344/10, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Принимая во внимание положения пунктов 4.2 и 5.1 контракта, и поведение Администрации Тюменского муниципального района и МУП "Служба заказчика Тюменского района", не совершивших как до начала осуществления работ по контракту, так и по второму его этапу, действий по получению разрешения на строительство и предпринявших необходимые для этого меры только в 2012-2013г.г. (по корректировке ПСД, по оформлению прав на земельный участок), суд считает установленной невозможность подрядчику выполнить работы в предусмотренный контрактом срок - 02.11.2011. Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, также подтверждает, что обязательство не выполнено ответчиком в срок по причинам, зависящим не от него, а исключительно от муниципального заказчика (истца) и технического заказчика (третьего лица). В связи с чем подрядчик подлежит освобождению от ответственности за нарушение срока выполнения работ.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить следующее.
В пункте 3.1 контракта стороны хотя и указали, что цена контракта, составляющая 3 384 469 руб., включает в себя не только затраты на материалы, оборудование, выполняемые работы, налоги, сборы и иные обязательные платежи, но и также плату за оформление документации, необходимой для получения разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта, вместе с тем, эту плату какой-либо конкретной суммой не определили.
Из графика производства работ (приложение N 2), также подписанного сторонами, усматривается, что вся стоимость контракта - 3384,469тыс.руб. отнесена сторонами к первому этапу работ. А стоимость второго этапа работ - по сбору и подготовке документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта по акту приема-передачи; по получению и передаче техническому заказчику документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, имеет стоимость - "0" (л.д.21).
При такой ("0") значимости второго этапа работ начисление неустойки за несоблюдение срока окончания по этому второму этапу также от всей цены контракта не обеспечивает баланс прав и законных интересов заказчика и подрядчика.
Учитывая изложенное, предъявленный иск о взыскании неустойки не подлежал удовлетворению, и суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в иске. Оставляя принятое по делу решение без изменения, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации Тюменского муниципального района.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2013 по делу N А70-12314/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12314/2012
Истец: Администрация Тюменского муниципального района
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Тюменьмонтажспецстрой"
Третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика Тюменского района"