г. Вологда |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А05-390/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИлимСеверЛес" Гомзякова В.В. по доверенности от 28.12.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Шарикова С.Р. по доверенности от 12.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИлимСеверЛес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 апреля 2013 года по делу N А05-390/2013 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИлимСеверЛес" (ОГРН 1032901470865; далее - Общество, ООО "ИлимСеверЛес") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463; далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.08.2012 N 06-14/101 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
ООО "ИлимСеверЛес" в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что на требование налогового органа была представлена информация с перечнем счетов-фактур и подтверждены взаимоотношения с контрагентом в рамках договора N 258 от 31.05.2010, что означает представление информации о наличии ТТН; законом не предусмотрена обязанность по ведению учёта и выборке сведений об автотранспорте контрагента; согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика копии первичных документов по сделке; требование о представлении информации должно быть обоснованным.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании письменного поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округа от 19.06.2012 N 07.1-03/2158 Инспекция направила в адрес ООО "ИлимСеверЛес" требование от 19.06.2012 N 06-14/3652 о предоставлении документов (информации).
Данным требованием у заявителя запрошены документы, касающиеся деятельности его контрагента - Гогохия Натальи Владимировны, указано на необходимость представления информации по договору от 31.05.2010 N 258 о счетах-фактурах с указанием данных о поставщике, объёмах поставки; о товарно-транспортных накладных (транспортное средство, Ф.И.О. водителя; размер оплаты по годам).
В требовании указано, что у налогового органа возникла необходимость получения информации относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. Указано также на представление истребуемых документов в виде заверенных копий.
Требование получено заявителем 22.06.2012. Срок представления документов (информации) по требованию истекал 29.07.2012.
ООО "ИлимСеверЛес" письмом от 28.06.2012 сообщило Инспекции о том, что по договору от 31.05.2010 N 258, заключённому с предпринимателем Гогохия Н.В., на перевозку лесопродукции автомобильным транспортом получены счета-фактуры, перечень которых с указанием номера, даты и суммы приведён в данном письме.
В части представления информации по товарно-транспортным накладным требование налогового органа заявитель не исполнил. О невозможности представления информации с указанием причин Общество ответчика не уведомило.
Налоговым органом составлен акт от 17.07.2012 N 06-14/149 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123 НК РФ).
Рассмотрев указанный акт, исполняющий обязанности начальника Инспекции принял решение от 23.08.2012 N 06-14/101 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с названным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В решении отражено, что Общество не исполнило требование Инспекции в части представления информации по товарно-транспортным накладным (по транспортному средству, ФИО водителя) и не сообщило об её отсутствии.
Общество, не согласившись с названным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ следует, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
На основании пунктов 3 и 4 названной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В соответствии с пунктом 6 вышеназванной статьи отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
В рассматриваемом случае в требовании о представлении документов (информации) от 19.06.2012 N 3652 Инспекция предложила представить Обществу информацию по договору от 31.05.2010 N 258.
Названное требование соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ, его содержание позволяет установить, какая информация подлежала представлению в налоговый орган.
Судом установлено, что заявитель являясь стороной договора от 31.05.2010 N 258, заключенного с предпринимателем Гогохия Н.В., располагал товарно-транспортными накладными, оформленными в рамках исполнения этого договора, содержащими сведения о транспортном средстве, фамилии, имени, отчестве водителя.
Вместе с тем в установленный срок в ответ на требование налогового органа от 19.06.2012 N 3652 эти накладные ответчику не представил (названные документы представлены Инспекции с письмом от 27.07. 2012).
Поскольку запрошенная ответчиком информация представлена заявителем с нарушением срока, установленного в требовании от 19.06.2012 N 3652, Инспекция пришла к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
По мнению подателя жалобы, налоговым органом также допущено нарушение процедуры проведения контрольных мероприятий в порядке статьи 93.1 НК РФ, поскольку пункт 2 указанной статьи предполагает возможность истребования только информации, а не документов.
Вместе с тем Налоговый Кодекс Российской Федерации не установил четких критериев видов истребуемых документов (информации). Информация является более широким понятием, чем документ, к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. Таким образом, информация может быть получена, в том числе, путем представления документов, которые являются ее источником. Поручением, направленным в Инспекцию, ответчику предложено истребовать у заявителя информацию, а именно подтверждающие документы, относительно сделки с Гогохия Н.В. от 31.05.2010 N 258. Обществом по требованию не представлены в установленный срок ни документы (ТТН), ни иная информация.
Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2011 N 5355/11 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в данном деле рассмотрен случай, когда в рамках налоговой проверки запрашивались документы, которые не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента, то есть не имеют отношения к проверяемому налогоплательщику.
В настоящем деле истребуемая информация имеет отношение к сделке (договор от 31.05.2010 N 258), заключённой Обществом и предпринимателем Гогохия Н.В.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 апреля 2013 года по делу N А05-390/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИлимСеверЛес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-390/2013
Истец: ООО "ИлимСеверЛес"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу