г. Владивосток |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А51-18768/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ДальСТАМ", департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации г. Владивостока
апелляционные производства N N 05АП-4925/2013, 05АП-5090/2013, 05АП-5217/2013
на решение от 25.03.2013
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-18768/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Городновой Ольги Викторовны (ИНН 251009311962, ОГРН 309253602600053)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерство обороны Российской Федерации, администрация г. Владивостока, общество с ограниченной ответственностью "ДальСТАМ", 2245 ОМИС ТОФ Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства управления государственного имущества в Приморском крае
о признании незаконным решения N 29/02/02-13/19175 от 03.09.2012,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ДальСТАМ": Ермоленских И.В., представитель по доверенности от 01.04.2013 N 8, сроком действия один год (со специальными полномочиями), без права передоверия; паспорт; Щетинина Е.В., представитель по доверенности от 28.11.2012 N74, сроком действия один год; паспорт;
от администрации г. Владивостока: Салыкова Л.В., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3767 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2712;
от индивидуального предпринимателя Городновой О.В.: Бронников Д.С., представитель по доверенности от 31.03.2011 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, с правом передоверия; паспорт; Сухорукова О.С., представитель по доверенности от 01.08.2012 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, с правом передоверия; паспорт;
от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации": Вошкова Е.В., представитель по доверенности от 21.08.2012 N 183 (со специальными полномочиями), сроком действия один год; паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: Вошкова Е.В., представитель по доверенности от 28.11.2012 N 207/917д (со специальными полномочиями); паспорт;
от ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации: Губин П.Н., представитель по доверенности от 04.04.2013 N 7/534 (со специальными полномочиями), сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, 2245 ОМИС ТОФ Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства управления государственного имущества в Приморском крае не явились,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Городнова Ольга Викторовна (далее - заявитель, ИП Городнова О.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленного письмом N 29/02/02-13/19175 от 03.09.2012, и обязании департамент устранить в полном объёме допущенное нарушение прав предпринимателя и закона путём выполнения требований пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно - направить обращение заявителя от 11.04.2012 N 29-11035 с пакетом приложенных документов в уполномоченный орган местного самоуправления - Администрацию г. Владивостока и обеспечить процедуру выбора земельного участка, расположенного в районе: г. Владивосток, о. Русский, бухта Воевода, ориентировочной площадью около 73000 кв.м., для строительства туристической базы, на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учётом экологических и иных условий использования соответствующей территории в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и провести процедуры согласования (в редакции уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерство обороны Российской Федерации, администрация г. Владивостока, общество с ограниченной ответственностью "ДальСТАМ" (далее - ООО "ДальСТАМ"), 2245 ОМИС ТОФ Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства управления государственного имущества в Приморском крае.
Определением суда от 15.01.2013 в соответствии со статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с реорганизацией департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края судом произведена его замена на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Решением от 25.03.2013 суд признал незаконным решение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 03.09.2012 N 29/02/02-13/19175, и обязал департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ИП Городновой О.В. в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
На решение суда от 25.03.2013 ООО "ДальСТАМ", департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, администрацией г. Владивостока поданы апелляционные жалобы.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 25.03.2013, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края просит его отменить, указывает на то, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок в составе единого землепользования является собственностью Российской Федерации по основанию вхождения в земли Министерства обороны в составе границ лесного фонда 247 Военного лесничества Минобороны РФ и департамент не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком. Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, обращения по вопросам выделения земель Вооружённых сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, испрашиваемый предпринимателем земельный участок накладывается на земельный участок, согласованный Министерством обороны РФ для передачи в аренду ООО "ДальСТАМ" для обслуживания месторождения лечебных грязей "Мелководненское" и рыбопромыслового участка на основании поданной заявки в Департамент земельных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
ООО "ДальСТАМ" в апелляционной жалобе на решение суда от 25.03.2013 просит его отменить, считает, что судом не дана правовая оценка доводам и доказательствам департамента и третьих лиц о вхождении спорной территории в земли Министерства обороны РФ, которые могут располагаться на землях различных категорий, что само по себе уже исключает возможность принятия распорядительных актов в отношении данной территории департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, что подтверждается статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Также общество указывает на то, что обращалось именно в Министерство обороны Российской Федерации как уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка. Спорная территория необходима обществу в рамках хозяйственной деятельности, для обслуживания месторождения лечебных грязей "Мелководненское" и рыбопромыслового участка. В связи с этим указывает на то, что предоставление спорной территории третьим лицам повлечёт невозможность дальнейшей разработки месторождения и эксплуатации рыбопромыслового участка.
Администрация г. Владивостока также не согласна с решением Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2013 и в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новый об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Доводы администрации основаны на том, что испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью. В обоснование доводов жалобы администрация указывает на то, что формирование заявителем испрашиваемого земельного участка повлечёт нарушение прав муниципального образования г. Владивосток, поскольку распоряжением УГА администрации г. Владивостока об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.09.2012 N 1719 утверждены границы земельного участка с разрешённым использованием: организация мест массового отдыха (пляжи, благоустройство). К передаче из федеральной в муниципальную собственность планируется, в том числе часть земельного участка испрашиваемого заявителем. После постановки на кадастровый учёт указанного земельного участка он будет передан Российской Федерации в муниципальную собственность. При этом испрашиваемый заявителем земельный участок большей частью находится в территориальной зоне Р-3 (зона пляжей), которая является территорией общего пользования. В связи с этим администрация считает, что формирование заявителем испрашиваемого земельного участка повлечёт нарушение прав муниципального образования г. Владивосток, неограниченного круга лиц и нарушение действующего законодательства.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 01.07.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.07.2013 до 10 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путём размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, 2245 ОМИС ТОФ Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства управления государственного имущества в Приморском крае до и после перерыва, извещенные надлежащим образом, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителей указанных лиц участвующих в деле.
Представители ООО "ДальСТАМ", администрации г. Владивостока в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представители явившихся в судебное заседание до объявления перерыва ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Министерства обороны Российской Федерации в заседании суда и в письменных отзывах на апелляционные жалобы поддержали позиции заявителей апелляционных жалоб.
Представители ИП Городновой О.В. в судебном заседании и в письменных возражениях с доводами жалоб не согласны, решение Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2013 просят оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
11.04.2012 ИП Городнова О.В. обратилась в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением, в котором просила предоставить ей земельный участок в районе: г. Владивосток, о. Русский, бухта Воевода, ориентировочной площадью 73000 квадратных метров, в аренду сроком на пять лет для строительства туристической базы с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 03.09.2012 N 29/02/02-13/19175 департамент сообщил, что предоставление земельного участка, испрашиваемого предпринимателем в заявлении от 11.04.2012N 29-11035, невозможно, поскольку участок находится в границах лесного фонда 247 лесничества Министерства обороны Российской Федерации и обращения по вопросам выделения таких земель рассматриваются только при наличии положительного заключения Министерства обороны Российской Федерации.
Не согласившись с полученным отказом в предоставлении земельного участка, полагая нарушенными свои права и законные интересы, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности; земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьёй 93 ЗК РФ землями обороны признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно - территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли обороны и иного специального назначения).
Статьёй 83 ЗК РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено вхождение в состав земель населенных пунктов земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к следующим видам территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, исходил из того, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, где отражены границы Владивостокского городского округа, отделяющие земли поселений от земель лесного фонда, земель обороны и безопасности.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 09.11.2012 N 3447 испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью 73000 кв. м. расположен в зоне особо охраняемых территорий (ОО-5) на землях рекреационного назначения, что свидетельствует о его отнесении к землям населённых пунктов. В связи с этим, исходя из положений статьи 83, пункта 1 статьи 87 ЗК РФ, суд первой инстанции посчитал, что земли, расположенные в границах населённых пунктов (и соответствующих муниципальных образований), не могут быть отнесены к землям обороны и иного специального назначения, а также к землям иных категорий.
Соответственно, с учётом части 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", посчитав департамент земельных и имущественных отношений Приморского края полномочным органом на распоряжение спорным земельным участком, суд первой инстанции в соответствии с порядком предоставления земельных участков для строительства, установленным законодателем в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ, пришёл к выводу, что департамент по заявлению предпринимателя должен был рассмотреть обращение ИП Городновой О.А. о предоставлении спорного земельного участка по установленной статьёй 31 ЗК РФ процедуре и соответственно признал оспариваемый заявителем отказ департамента от 03.09.2012 N 29/02/02-13/19175 незаконным.
Между тем коллегия апелляционной инстанции считает, что судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти, либо земельный участок относился к землям федерального уровня (землям обороны и иного специального назначения).
При этом, пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 названного закона имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции и правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок располагается в границах кадастрового квартала 25:28:060126.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости (КПТ от 16.02.2012 N 25/00-12-18031) в месте расположения спорного земельного участка на территории квартала 25:28:060126 имеются сформированные земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами 25:28:060126:0001, 25:28:060126:0003, 25:28:060126:0004, 25:28:060126:0005 в категории земель обороны и иного специального назначения, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, о.Русский, бухта Воевода, из которых земельный участок с кадастровым номером 25:28:060126:0005 зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за ОМИС ТОФ, земельный участок с кадастровым номером 25:28:060126:0004 имеет разрешенное использование под размещение воинской части, и земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:158, 25:28:000000:160, 25:28:000000:202, 25:28:000000:14, 25:28:000000:26 в категории земель обороны и иного специального назначения, из которых 4 участка (25:28:000000:158, 25:28:000000:202, 25:28:000000:14, 25:28:000000:26) имеют разрешенное использование под размещение воинской части, в отношении 4 участков (25:28:000000:158, 25:28:000000:160, 25:28:000000:14, 25:28:000000:26) зарегистрировано право федеральной собственности.
Два земельных участка на территории квартала под многоквартирными домами бывшего жилого фонда военного городка N 7 отнесены к категории земель населенных пунктов в связи с передачей жилого фонда муниципалитету.
Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок является частью земельного участка, расположенного в районе острова Русский, бухта Воевода, который был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс о закреплении за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных войсковым частям, учреждениям и организациям ВМС, в том числе площадью 50,87 га в Приморском крае.
Согласно акту на отвод площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06.06.1955, Владивостокский лесхоз передал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда на островах Русский и Попова.
Данный участок гослесфонда имеет определенные границы в пределах островной территории.
Согласно сведений квартирно-эксплуатационного Управления ТОФ от 31.07.2012 N 24-5/285 и выписки из лесного реестра по Приморскому краю по форме 1.1. спорный земельный участок до настоящего времени входит в состав границ 247 лесничества Минобороны России - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России", которое находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, в районе острова Русский, бухта Воевода, мыс Песчанный согласно приложению N 2 к постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" в редакции постановления Губернатора Приморского края от 12.08.2011 N 46-пг установлена запретная зона в/ч 20374.
Согласно сведений отдела учета фондов и отчетности ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" от 21.01.2013 N 98 по адресному ориентиру: г.Владивосток, о.Русский, бухта Воевода, по базе данных управления расположен военный городок N7 ОМИС 2245, в границах которого расположены 11 зданий и сооружений, в том числе караульное помещение, склады, хранилище, мастерская, убежище.
В соответствии с письменным разъяснением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю от 04.06.2013, до внесения границ населенных пунктов в сведения государственного кадастрового учета в соотвествии с Постановлением Правительства РФ "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" от 18.08.2008 N 618, территория острова Русский полностью относилась к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в связи с размещением на всей территории острова объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что исторически спорный земельный участок, расположенный на острове Русский, эксплуатировался для нужд учреждений и организаций Министерства обороны и их правопреемников.
Факт размещения на земельном участке объектов (воинских частей, военных городков, военного лесничества) Министерства обороны РФ свидетельствует об отнесении их имущества к объектам федеральной собственности в соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную, государственную, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Из смысла вышеуказанного Постановления N 3020-1, а также согласно абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10. 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", спорный земельный участок в составе единого землепользования относился к федеральной собственности в силу прямого указания закона и является собственностью Российской Федерации с 31.01.2006.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Земельный участок, расположенный в районе острова Русский, бухта Воевода был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ до введения в действие вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Соответственно указанный земельный участок находится в федеральной собственности. Доказательств обратного и передачи земельного участка в установленном законом порядке в иную форму собственности лицами, участвующими в деле, не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Согласно постановлению Правительства от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, обращения по вопросам выделения земель Вооружённых сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Министерства обороны Российской Федерации
Таким образом, именно Минобороны России является тем органом государственной власти, который вправе решить вопрос о предоставлении спорного земельного участка.
Соответственно, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком, поскольку выделение такого участка возможно исключительно при наличии положительного заключения Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из материалов дела коллегией установлено, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок частично накладывается на земельный участок, испрашиваемый ООО "ДальСТАМ" для обслуживания месторождения лечебных грязей "Мелководненское" и рыбопромыслового участка. При этом заявление на передачу участка направлено обществом именно в департамент земельных отношений Министерства обороны Российской Федерации для прохождения процедуры согласования.
Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка налагается на земельный участок, на который претендует администрация г. Владивостока для целей организации мест массового отдыха (пляжи, благоустройство), и который также испрашивается администрацией в Министерства обороны РФ как у надлежащего и полномочного лица.
Как следует из материалов дела, земельный участок для целей организации мест массового отдыха горожан сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:060126:93, что исключает его выбор для строительства по заявлению ИП Городновой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012 N 604/12).
При этом то обстоятельство, что в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утверждённым решением Думы г. Владивостока 15.09.2008 N 119, спорный земельный участок был отнесен к землям населенных пунктов, входит в границы Владивостокского городского округа, расположен в зоне особо охраняемых территорий (ОО-5) на землях рекреационного назначения, не имеет в данном случае правого значения для целей определения уровня собственности и не влияет на то обстоятельство, что распоряжение таким участком, с учётом вышеизложенного, осуществляет исключительно Минобороны РФ.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок не относится к собственности Приморского края, а также не является земельным участком, собственность на который не разграничена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является законным.
Поскольку соответствующие полномочия на распоряжение спорным земельным участком у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края отсутствуют, им правомерно вынесено решение, оформленное письмом от 11.04.2012N 29-11035 об отказе в предоставлении земельного участка, испрашиваемого предпринимателем.
Остальные доводы и возражения лиц, участвующих в деле, не влияют на установленные выше обстоятельства и выводы коллегии апелляционной инстанции по существу спора.
В связи с вышеизложенным, поскольку оспариваемое предпринимателем решение департамента, выраженное письмом от 03.09.2012 N 29/02/02-13/19175, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, который не лишён возможности испрашивать земельный участок в установленном порядке у Министерства обороны, коллегия считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, а решение суда первой инстанции отмене в соответствии со статьёй 270 АПК РФ.
По результатам рассмотрения дела судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ИП Городнову О.В.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2013 по делу N А51-18768/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Городновой Ольги Викторовны в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДальСТАМ" государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18768/2012
Истец: ИП Городнова Ольга Викторовна
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Третье лицо: 2245 ОМИС ТОФ, 247 военное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, 247 Лесничество министерства обороны РФ, Администрация г. Владивостока, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Министерство Обороны Российской Федерации, ООО "ДальСТАМ", Территориальное управление Росимущество Федеральное агентство по Управлению Государственным имуществом в Приморском крае, ФГКУ Дальневосточное Территориальное управление, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное Территориальное управление" Министерство обороны Российской Федерации