город Ростов-на-Дону |
|
14 июля 2013 г. |
дело N А32-3427/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей А.А. Попова, М.Н. Малыхиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балала Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился, надлежаще извещен,
от ответчика: представитель не явился, надлежаще извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.04.2013 по делу N А32-3427/2013
по иску Администрации города Сочи
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204011:286,
принятое судьей Д.П. Суминым,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ответчик, орган кадастрового учета) об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286.
Исковые требования мотивированы необходимостью формирования новых земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2013 по делу N А32-3427/2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд указал, что спорный земельный участок является ранее учтенным, сведения о нем не носят временный характер и, следовательно, данный участок не подлежит снятию с кадастрового учета по правилам статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о государственном кадастре недвижимости), спорный земельный участок не является и преобразуемым.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подала апелляционную жалобу, в которой просила обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе формирования земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом N 18 по улице Воровского, г. Сочи выявлена накладка на границы земельного участка площадью 500 кв.м. с кадастровым номером 23:419:0204011:286.
На основании постановления Главы города Сочи от 08.05.2007 N 626 "О делегировании полномочий комитету по управлению имуществом администрации города Сочи на право подписания договоров аренды и купли-продажи недвижимого имущества", в соответствии с постановлением Главы администрации города Сочи от 10.12.2001 N 697 "О передаче функций по вопросам регулирования земельно-правовых отношений комитету по управлению имуществом города Сочи", постановлением Главы администрации Краснодарского края от 18.05.2012 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края", постановлением Главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю в городе Сочи", между муниципальным образованием город-курорт Сочи и обществом с ограниченной ответственностью "Селена плюс" заключен договор аренды земельного участка от 18.07.2007 N 4900004273, по условиям которого обществу в арендное пользование был передан земельный участок с кадастровым номером 23:419:0204011:286, расположенный в районе дом N 15 по улице Парковой, г. Сочи, для строительства бизнес центра (л.д. 7-9).
На основании соглашения сторон от 27.01.2011 договор аренды земельного участка от 18.07.2007 N 4900004273 расторгнут (л.д. 10).
Учитывая выявленное наложение земельных участков, департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил в адрес Сочинского отдела филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204011:286.
В ответ на указанное обращение, письмом от 17.12.2012 N 1957/51-6 Сочинский отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" департаменту было отказано в снятии земельного участка с кадастрового учета. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Парковая, в районе жилого дома N 15, является "ранее учтенным" объектом недвижимости и не является преобразуемым объектом недвижимости, сведения о нем не носят временный характер (л.д. 20-21).
Не оспаривая правомерность отказа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, администрация обратилась в арбитражный суд в порядке искового производства с требованиями о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не предусмотрено законом в качестве самостоятельного способа защиты права.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу частей 4 и 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0204011:1004) является ранее учтенным, что подтверждается кадастровым паспортом, а также отражено в отзыве органа кадастрового учета. Сведения о данном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 01.06.2007, на основании Постановления Главы города Сочи N 491 от 05.04.2007, межевого плана земельного участка (л.д. 47 - 57).
Понятие "преобразуемый объект недвижимого имущества" закреплено в пункте 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, согласно которому таковым является объект недвижимости, из которого выделяется новый объект недвижимого имущества (который разделяется на несколько самостоятельных объектов недвижимости), т.е. объект, в результате совершения правомерных действий по отношению к которому возникает новый объект недвижимого имущества.
Применительно к земельному участку такими действиями могут являться: раздел, выдел земельного участка, объединение либо перераспределение земельных участков (статьи 11.4 - 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом преобразование земельного участка, по общему правилу, осуществляется на основании решений компетентных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что администрацией в отношении земельного участка принимались решения, направленные на его преобразование в установленном законом порядке.
Согласно части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286 имеет статус "ранее учтенный" и не является преобразуемым участком либо временным земельным участком, у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствуют основания для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Кроме того, распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 11.02.2013 N 110-р в отношении спорного земельного участка установлен сервитут для обслуживания Олимпийского объекта.
Настоящее решение не нарушает прав администрации города Сочи, как лица, осуществляющего полномочия собственника в отношении земельного участка, так как нахождение земельного участка на кадастровом учете не является препятствием для возможности осуществления администрацией преобразования данного объекта недвижимого имущества в порядке, установленном действующим законодательством. Доказательства обратного в материалы дела не представлены, в связи с чем требования о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204011:286, правомерно не удовлетворены судом первой инстанции. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2013 по делу N А32-6128/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2013 по делу N А32-3427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3427/2013
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по КК, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КК, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю