г. Владимир |
|
02 декабря 2009 г. |
Дело N А79-2957/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.12.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полховской Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская электротехническая компания"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.06.2009 по делу N А79-2957/2009,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приволжская электротехническая компания" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 16.03.2009,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Приволжская электротехническая компания" - Уфилина А.Ю. по доверенности от 21.10.2009;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Железиной Л.А. по доверенности от 24.11.2009 N 05-05Ъ/4531;
от открытого акционерного общества "ЗЭиМ Автоматизация" - не явились (уведомление N 25659),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приволжская электротехническая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган) от 16.03.2009.
Решением от 18.06.2009 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом суд пришел к выводу, что оспариваемые ненормативные акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Общества.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Открытое акционерное общество "ЗЭиМ Автоматизация" (далее - ОАО "ЗЭиМ Автоматизация"), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.06.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании заявления ОАО "ЗЭиМ Автоматизация" приказом Управления от 05.12.2008 N 106 возбуждено дело N 34-АМЗ-2008 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что на действующем сайте www.piek.ru, который создан и используется Обществом, в разделе "Пускатели бесконтактные реверсивные ПБР" распространялась информация о пускателе ПБР с его изображением, включающая технические характеристики электроприбора, габариты. На изображенном пускателе в правом верхнем углу имелась маркировка с нанесенным на нее товарным знаком "ЧПП", зарегистрированным Роспатентом за ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация", а внизу изображения пускателя ПБР - обозначение кода ОКП 421898 и технических условий 4218-003-70235294-2005.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части распространения ложных сведений о технических условиях на изделие и введения потребителей в заблуждение относительно места производства и производителя товара, Управление 16.03.2009 по результатам рассмотрения дела N 34-АМЗ-2008 приняло соответствующее решение.
Кроме того, 16.03.2009 Обществу выдано предписание, которым ему предписано принять меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства путем размещения на сайте http://www.piek.ru/pbr.htm информации о том, что ранее размещенная информация о технических условиях на ПБР являлась ложной, а данный прибор выпускается ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация"; о выполнении предписания сообщить в срок до 06.04.2009 с представлением письменных доказательств.
Общество не согласилось с указанными ненормативными актами Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, установлен в подпункте 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о конкуренции также не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
В статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Как следует из материалов дела, ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" является правообладателем товарного знака (знака обслуживания) "ЧПП" (приложение к свидетельству от 17.06.2008 сроком до 09.11.2015).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на действующем сайте www.piek.ru, созданным и использующимся Обществом, в разделе "Пускатели бесконтактные реверсивные ПБР" было размещено изображение пускателя ПБР, на котором в правом верхнем углу имелась маркировка с нанесенным на нее товарным знаком "ЧПП", а внизу изображения пускателя ПБР имелось обозначение кода ОКП 421898 и технических условий 4218-003-70235294-2005. Указанное обозначение технических условий не соответствует обозначению технических условий, по которым ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" выпускает изображенный пускатель, а именно, ТУ 25-02.120760-78. Кроме того, на странице www.piek.ru Общество сообщало, что занимается разработкой, производством и модернизацией пусковых и управляющих устройств исполнительных механизмов ПБР, ФЦ.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Исследовав в совокупности представленные антимонопольным органом доказательства о наличии в действиях Общества вменяемого ему правонарушения, в том числе распечатку ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" с сайта http://www.piek.ru изображения пускателя бесконтактного реверсивного, запись изображения прибора на компакт-диске ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация", акт от 05.11.2008, представленный ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация", акт о поиске изображения на "www.rambler.ru" от 20.05.2009 и иные материалы дела, суд пришел к выводу о доказанности факта размещения Обществом на своем сайте изображения пускателя ПБР с маркировкой товарного знака "ЧПП", ему не принадлежащего, и указанием под изображением технических условий 4218-003-70235294-2005, не соответствующих обозначению технических условий ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация".
Поскольку Общество настаивало на отсутствии правонарушения, судом в судебном заседании были дополнительно осуществлены действия по поиску изображения на "www.rambler.ru", изложенные в акте от 20.05.2009, составленном сотрудниками общества с ограниченной ответственностью "Интернет-центр", в результате которых установлено, что на момент рассмотрения дела в антимонопольном органе изображение ПБР на сайте www.piek.ru было изменено, в связи с чем на изображении появился черный прямоугольник (место маркировки закрашено черным цветом).
Проанализировав представленные ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" и Обществом страницы с сайта, суд установил, что они имеют идентичную информацию и фотоизображения ПБР, за исключением закрашенного места маркировки на ПБР на странице, представленной Обществом. При этом суд отметил, что представленные страницы сделаны в разное время, в данном случае Обществом позднее - 22.12.2008.
Кроме того, в ответе на запрос Управления служба технической поддержки компании NETPLACE указала, что каких-либо изменений на этом сайте в указанный период не зафиксировано, однако изменения могли производиться, например, через базу данных, в этом случае изменения в компании не фиксируются.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о имевшем место редактировании изображения ПБР.
Более того, на заседании комиссии 23.12.2008 представитель Общества проинформировал об удалении с сайта www.piek.ru фотоизображения спорного пускателя, в связи с чем просил прекратить производство по делу.
Таким образом, судом правомерно не приняты представленные Обществом протокол осмотра интернет веб-сайта от 22.12.2008, распечатка с Интернет-сайта от 22.12.2008, запись изображения на компакт-диске, поскольку они сделаны позднее аналогичных доказательств ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" и не могут свидетельствовать об отсутствии на сайте изображения ПБР с маркировкой товарного знака "ЧПП" на момент фиксации изображения третьим лицом, а именно 05.11.2008.
Как установлено антимонопольным органом, ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" не давало Обществу каких-либо разрешений на использование товарного знака "ЧПП".
Кроме того, судом установлено, что Общество выпускает ПБР-2-М, ПБР-2М1, ПБР-3А, ПБР-3 в соответствии с техническими условиями ТУ 4218-003-70235294-2005, указанными на сайте www.piek.ru. Вместе с тем на сайте указан код ОКП 42 1898, а представленные технические условия и сертификат соответствия N РОСС RU. МЛ02.Н00071 содержат ссылку на иной код ОКП - 42 1851; обозначение технических условий не соответствует обозначению технических условий, по которым ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" выпускает изображенный пускатель - ТУ 25-02.120760-78.
Как установили антимонопольный орган и суд первой инстанции, Общество и ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" занимаются выпуском и продажей электротехнических изделий, а потому являются конкурирующими хозяйствующими субъектами. Между тем Общество предлагало к продаже пускатели ПБР, незаконно используя на пускателе бесконтактном реверсивном товарный знак "ЧПП", исключительное право на который принадлежит ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация", и вводя потребителей в заблуждение относительно места производства и производителя товара; распространяло ложные сведения о технических условиях на указанное изделие, что могло способствовать причинению ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" убытков и нанесению вреда его деловой репутации.
С учетом изложенного действия Общества правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие части 1, 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Оспариваемое решение Управления принято в пределах его компетенции, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы Общества, равно как и предписание антимонопольного органа, поскольку оно не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводам Общества судом дана всесторонняя, объективная и полная оценка, выводы суда материалам дела не противоречат.
Доказательств, опровергающих выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции, Общество не представило.
Следовательно, основания для признания оспариваемых ненормативных актов Управления недействительными отсутствуют, потому суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.06.2009 по делу N А79-2957/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская электротехническая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2957/2009
Истец: ООО "ПЭК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация", ОАО "АБС Автоматизация"