г. Ессентуки |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А77-05/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Казаковой Г.В.,
судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.03.2013 по делу N А77-05/2013 (судья Межидов Л.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" (ИНН-2012322550, Чеченская Республика, г. Грозный, г. Шали, ул. Ленина, д. 202-а)
к Мэрии г. Грозного ( Чеченская Республика, г. Грозный, пр-т Исаева,74)
об обязании предоставления земельного участка в собственность,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" в лице директора Баштугова А.Б. - Шахгериев А. А-В., (доверенность от 03.04.2013);
от Мэрии г. Грозного - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вежарий" (далее - ООО "Вежарий", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о возложении на Мэрию г. Грозного (далее - мэрия) обязанности о рассмотрении заявления о выкупе земельного участка как поданного в установленный срок и обязать заключить договор на выкуп земельного участка площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером 20:170000033:0003 за 2,5% от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.03.2013 по делу N А77-05/2013 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявителем ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока не подавалось.
Не согласившись с принятым решением от 21.03.2013 по делу N А77-05/2013, общество с ограниченной ответственностью "Вежарий" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также применен закон, не подлежащий применению, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение.
Определением суда от 27.05.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 01.07.2013.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Мэрия г. Грозного, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о причинах неявки суд не известила. Направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, в котором также сообщила, что оставляет рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей Мэрия г. Грозного.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.03.2013 по делу N А77-05/2013, в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поэтому подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Распоряжением Мэрии г. Джохар (г. Грозный) N 133-р от 25.03.1997 ООО ПКФ "Вежарий" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 3000 кв.м с кадастровым номером 20:170000033:0003, расположенный по адресу: г. Грозный, Октябрьский район, ул. Бульвар Дудаева и проспект Кирова, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.06.2007 сделана запись регистрации N 20-20-01/024/2007-341, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2007 N 20 АА 011426 (том 1, л.д. 10).
На указанном земельном участке ООО "Вежарий" осуществило строительство нежилого здания для размещения торгового зала и кафе площадью 386 кв. м литер "А", нежилого здания для размещения мойки и автосервиса площадью 306,5 кв. м литер "В", право собственности на которые, после ввода в эксплуатацию в установленном порядке, зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.08.2007 за N 20-20-01/015/2007-978 и N 20-20-01/015/2007-979, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.08.2007 N95 АА 014266 и N95 АА 014267 (т.1. л.д. 8-9).
28.11.2011 ООО "Вежарий" обратилось в Мэрию г. Грозного с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3 000 кв. м на право собственности, которое было зарегистрировано 07.12.2011 за входящим номером Б-2678 (т.1, л.д. 48).
17.01.2012 за N 05-20/01-44 Мэрия г. Грозный сообщила ООО "Вежарий" о том, что заявление общества от 08.12.2011 за N Б-2678 о переоформлении земельного участка находится на рассмотрении в Комитете имущественных и земельных отношений Мэрии г. Грозного (т.1, л.д. 56).
29.12.2012 сообщением за N 05-3330/01-44 на заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка от 04.12.2012 исх. N 2214, Мэрия г. Грозного известила ООО "Вежарий" о том, что в связи с не заключением по обращению от 07.12.2011 N Б-2678 договора купли продажи земельного участка до 01.07.2012, в настоящее время переоформление земельного участка в собственность по цене, исходя из 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, не предоставляется возможным.
ООО "Вежарий", считая, что Мэрия г. Грозный сообщением от 29.12.2012 за N 05-3330/01-44 неправомерно отказала обществу в приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка по цене выкупа 2,5 процента от его кадастровой стоимости, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что заявитель обжалует бездействия Мэрии г. Грозный по рассмотрению заявления от 28.11.2011, поступившее в Мэрию 07.12.11 за входящим номером Б-2678 о переоформлении права на земельный участок, поэтому посчитал, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обращение в суд.
Между тем судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства и нормы действующего законодательства.
Как видно из заявления ООО "Вежарий", поступившего в суд 15.01.2013, общество не согласно с отказом от 29.12.2012 за N 05-3330/01-44 в предоставлении земельного участка в собственность по льготной цене, мотивируя тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось 28.11.2011, то есть до 01.07.2012.
Следовательно, общество, не согласившись с нарушением его права на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене, обратилось в суд с заявлением о рассмотрении требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 36 Земельного кодекса РФ (том 1, л.д. 2).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту, выявляет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его приняли.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствия ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие названного Кодекса, сохраняется.
В пунктах 1, 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление N 11 от 24.03.2005)_ разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 содержатся следующие разъяснения. Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как видно из материалов дела и сторонами не оспаривается ООО "Вежарий" является собственником объектов недвижимости, расположенном на земельном участке площадью 3 000 кв. м, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1997 году.
Следовательно, 28.11.2011 истец реализовал свое право на приобретение земельного участка в собственность путем обращения в Мэрию г. Грозный с заявлением о переоформлении права пользование на предоставление земельного участка в собственность.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в установленные законом сроки Мэрия г. Грозный не рассмотрела заявление общества и отказала в предоставлении земельного участка в собственность по льготной цене.
Таким образом, Мэрией г. Грозный и Комитетом имущественных и земельных отношений Мэрии г. Грозный были нарушены права общества на приобретение земельного участка по льготной цене.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, общество в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе было приобрести земельный участок площадью 3000 кв. м с кадастровым номером 20:170000033:0003 по выкупной цене равной 2,5% кадастровой стоимости этого земельного участка.
Учитывая положения пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации об обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, такая обязанность возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона, а выкупная цена земельного участка подлежит определению на дату подачи заявления в уполномоченный орган.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, имеют право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество обратилось с соответствующим заявлением 28.11.2011, которое поступило в Мэрию г. Грозный согласно входящему штампу 07.12.2011, то есть до 01.07.2012.
Следовательно, действия Мэрии г. Грозный в лице Комитета имущественных и земельных отношений, выразившиеся в отказе в переоформлении права собственности на земельный участок по льготной цене в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением, являются незаконными.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что действия Мэрии г. Грозный не соответствуют действующему законодательству и нарушают прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность по льготной цене до 01.07.2012, в установленном порядке предоставило перечень документов, апелляционный суд считает обоснованным требование истца об обязании Мэрии г. Грозный в порядке п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером 20:170000033:0003, расположенный по адресу: г. Грозный бульвар Дудаева/проспект Кирова, установив выкупную цену земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем пришел к выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, а поэтому незаконно и необоснованно отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" к Мэрия г. Грозного об обязании предоставления земельного участка в собственность.
В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Учитывая, что судом первой инстанции допущенные нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.03.2013 по делу N А77-05/2013 незаконным и необоснованным, а поэтому в силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене полностью, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме и возложении на Мэрию г. Грозного устранить допущенные нарушения.
Следовательно, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, и подлежат взысканию в размере 4 000 рублей по заявлению и 2 000 руб. по апелляционной жалобе, а в общей сумме 6 000 руб. 03 коп. в пользу истца, которым государственная пошлина была уплачена при подаче заявления и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 21.03.2013 по делу N А77-05/2013 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять новый судебный акт.
Признать незаконным действия Мэрии города Грозного и Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии г. Грозного в отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Вежарий" в собственность земельный участок площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером 20:170000033:0003, расположенный по адресу: г. Грозный бульвар Дудаева /проспект Кирова.
Обязать администрацию Мэрии города Грозного принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, подготовить и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 3 000 кв.м, расположенный под объектами недвижимости, принадлежащими обществу с ограниченной ответственностью "Вежарий", по выкупной цене земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Расходы по государственной пошлине взыскать с Мэрии г. Грозный в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вежарий" в размере 6 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вежарий" 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по неверным реквизитам по чек-ордер от 11.04.2013 N 550541507.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-05/2013
Истец: Баштугов А. Б., Общества с ограниченной ответственностью "Вежарий", ООО "Вежарий"
Ответчик: Мэрия г. Грозного, Мэрия г. Грозный