г. Чита |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А10-5279/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шайдурова Евгения Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2013 года по делу N А10-5279/2012, по заявлению индивидуального предпринимателя Шайдурова Евгения Михайловича (ОГРНИП 305031416000015, ИНН 032606796305, адрес: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Подлопатки) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" (ОГРН 1020300666891, ИНН 0309004681) о признании недействительным предписания от 03 декабря 2012 года N 1,
(суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Шайдурова Евгения Михайловича (личное участие), Дармаева Л.Л., представителя по доверенности от 05.02.2013;
от третьего лица, Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154): не было;
установил:
Заявитель, Индивидуальный предприниматель Шайдуров Евгений Михайлович (далее - ИП Шайдуров Е.М., предприниматель), обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" (далее - ФГБУ "Байкальский государственный заповедник", Учреждение) о признании недействительным предписания от 03 декабря 2012 года N 1, выданного старшим государственным инспектором по охране территории заповедника Красиковым С.Г.
Определением суда от 20 декабря 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ИП Шайдурова Е.М. в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Из апелляционной жалобы следует, что ни договор купли-продажи лесных насаждений, ни Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Алтачейский", ни Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иные нормативно-правовые акты не предусматривают обязанности по согласованию мест и условий рубок лесных насаждений на лесном участке с Охотуправлением либо с Министерством природных ресурсов РФ. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации либо иным государственным органом не установлен порядок согласования мест рубок. В связи с тем, что порядка согласования места рубок не существует, соответственно, административный орган не вправе был выдавать предписание о том, что определенное лицо обязано согласовывать места рубок с Министерством природных ресурсов РФ. Таким образом, Шайдуров Е.М. является ненадлежащим лицом для вынесения в отношении него предписания. Предприниматель полагает, что согласование мест рубок необходимо только в случае, если рубки противоречат целям создания заказника или причиняют вред природным комплексам и их компонентам. Считает, что заготовка древесины проводилась при проведении работ по уходу за лесами, в ходе санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий на лесных участках. Данные мероприятия не могут противоречить целям заказника и причинять вред природным комплексам и их компонентам.
Представитель Учреждения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 67200063295459.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200063295480.
Представленным ходатайством Агентство просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 14.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из оспариваемого предписания от 03 декабря 2012 N 1, предпринимателю предписано до начала производства рубок на территории государственного природного заказника федерального значения "Алтачейский" произвести согласование мест и условий рубок с МПР России (т.1, л.д. 12).
В предписании указано, что проведение согласования предусмотрено пунктом 2.2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Алтачейский". В случае проведения рубок без согласования будет оформлен протокол о нарушении установленного режима ООПТ, наложено административное взыскание, предъявлен иск за нанесенный ущерб в результате проведения незаконных рубок (т.1, л.д. 12).
Оспаривая указанное предписание, предприниматель исходит из того, что данное предписание нарушает его права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции считает, что данное предписание обладает властно-распорядительным характером и обеспечено государственной мерой воздействия в случае осуществления деятельности без получения указанного согласования.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, земельный участок, площадью 199977 га, категория земель: земли лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, Мухоршибирское лесничество, на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации, о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2008 серии 03-АА N 388980 (т.1, л.д. 105).
По договору купли-продажи лесных насаждений N 27/352-12 от 26.06.2012, заключенному между Республиканским агентством лесного хозяйства (продавец) и индивидуальным предпринимателем Шайдуровым Е.М. (покупатель), предпринимателем приобретены лесные насаждения в объеме 631 куб.м. на территории Мухоршибирского лесничества, Гашейского участкового лесничества, в квартале 248 (т.1, л.д.13-15).
Данный квартал является частью территории Государственного природного заказника федерального значения "Алтачейский".
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль (пункт 3 и 4 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В силу пункта 2 названной статьи задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1.1 Положения о заказнике "Алтачейский" предусмотрено, что настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом N 33-ФЗ и Общим положением о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 14.
Согласно пункту 1.7 Положения о заказнике "Алтачейский" заказник находится в ведении Департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ и входит в состав Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия (далее - Охотуправление), которое осуществляет государственный контроль и руководство деятельностью заказника.
В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения заказник "Алтачейский" имеет биологический профиль. Таким образом, указанный заказник в силу подпункта "б" пункта 4 статьи 22 Закона N 33-ФЗ предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Пунктом 2.2. Положения о государственном природном заказнике "Алтачейский" предусмотрено, что на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: рубка леса без согласования с Охотуправлением.
Исходя из буквального толкования пункта 2.2 Положения, на территории заказника запрещена рубка леса без согласования с Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии в Положении о государственном природном заказнике "Алтачейский" запрета на рубку леса, за исключением рубки леса в специально оговоренных местах.
Частью 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Алтачейский" утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 02.07.2002 N 593.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России" в ведение Минприроды России переданы особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России, в том числе государственный природный заказник "Алтачейский", Республика Бурятия.
Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, делая вывод о правомерности вынесения административным органом оспариваемого предписания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предприниматель обязан был получить согласование мест рубок и условий рубок в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем субъекте для вынесения в отношении предпринимателя предписания не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона N 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Как уже установлено судом, по договору купли-продажи лесных насаждений от 26.06.2012 ИП Шайдуровым Е.М. приобретены лесные насаждения в объеме 631 куб.м на территории Мухоршибирского лесничества, Гашейского участкового лесничества, в квартале 248 (т.1, л.д. 13-15).
В соответствии с пунктами "б", "в" указанного договора купли-продажи, предприниматель обязан соблюдать условия настоящего договора, требования правил заготовки древесины, правил ухода за лесами, правил заготовки не древесных лесных ресурсов, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, выполнять лесохозяйственный регламент в части охраны и защиты лесов, воспроизводства лесов.
Как правильно установил суд первой инстанции, из акта передачи лесных насаждений от 25.06.2012 N 27/35212 следует, что Шайдуров Е.М. был ознакомлен с Лесохозяйственным регламентом Мухоршибирского лесничества, в котором расположены покупаемые лесные насаждения, с Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами заготовки недревесных лесных ресурсов, Правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, что подтверждается подписью предпринимателя и печатью (т.1, л.д.17).
На основании изложенного, индивидуальный предприниматель несет ответственность за действия, производимые на территории земельного участка, приобретенного по договору купли-продажи от 26.06.2012.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что пунктом 2.2. Положения о государственном природном заказнике "Алтачейский" прямо установлен запрет на рубку леса без согласования с Охотуправлением. Как понимает суд, субъектом, для которого установлен запрет на рубку, является лицо, в намерения которого входит осуществление рубки в данном природном заказнике.
В связи с чем, административный орган правомерно вынес оспариваемое предписание в отношении конкретного субъекта - предпринимателя Шайдурова Е.М.
Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов предпринимателя также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку суд считает, что материалами дела данный довод не подтверждается, т.к. требование, указанное в предписании, является законным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "24" апреля 2013 года по делу N А10-5279/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5279/2012
Истец: Шайдуров Евгений Михайлович
Ответчик: ФГБУ Байкальский государственный природный биосферный заповедник
Третье лицо: Республиканское агентство лесного хозяйства