г. Пермь |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А60-4118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя - муниципального бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 14" (ИНН 6663020620, ОГРН 1036604789759): Кухаркина Н.В., паспорт, доверенность от 18.04.2013, Шунайлова С.С., паспорт, доверенность от 05.09.2012;
от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052): Семенов К.Ю., паспорт, доверенность от 24.12.2012;
от третьего лица - Министерства здравоохранения Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, муниципального бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 14",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 апреля 2013 года
по делу N А60-4118/2013,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 14"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
третьи лица: Министерства здравоохранения Свердловской области
о признании незаконным решения,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение "Городская клиническая больница N 14" (далее - МБУ "ГКБ N 14") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС Свердловской области) по результатам проверки использования средств обязательного медицинского страхования, направленных в МБУ "ГКБ N 14" за период с 01.01.2011 по 30.09.2012 и проверки использования средств, направленных в МБУ "ГКБ N 14" на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, в части нецелевого использования средств в сумме 4 486 356,59 руб. и 337 545,52 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, МБУ "ГКБ N 14" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы МБУ "ГКБ N 14" указывает на то, что проверяемый период затрагивал не только 2011 год, но и 9 месяцев 2012 года, суд первой инстанции при разрешении спора не применил Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденную постановлением Правительства от 21.10.2011 N 856, Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 05.12.2011 N 1649-ПП, Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2012 год. МБУ "ГКБ N 14" ссылается на то, что Тарифными соглашениями по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 и 2012 годы в тариф медицинской помощи (медицинской услуги) включены расходы на приобретение прочих материальных запасов, непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинских услуг или технологически связанных с ней, что позволяет приобретать дезинфекционные средства за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Кроме того, в Приложение N 6 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год включены дезинфекционные и дезинсекционные средства, в Приложение N 8 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Территориальная программа на 2011 год), а также в Приложение N 7 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее - Территориальная программа на 2012 год) в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи включены иммунобиологические препараты, что позволяет приобретать их за счет ОМС при оказании медицинских услуг в рамках ОМС. Доказательств использования заявителем дезинфекционных средств на цели, не предусмотренные Тарифными соглашениями и Территориальными программами, ТФОМС Свердловской области не представлено. По мнению МБУ "ГКБ N 14" изложенное исключает квалификацию расходов на приобретение дезинфекционных средств и иммуноглобулина как нецелевое использование средств ТФОМС Свердловской области. В судебном заседании представитель МБУ "ГКБ N 14" доводы апелляционной жалобы поддержали.
ТФОМС Свердловской области по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что расходование средств ОМС медицинскими организациями на приобретение дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов в 2011 и 2012 годах является нецелевым использованием средств ОМС. Указывает на то, что Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, являются общими и не содержат разделения по источникам средств, для приобретения иммунобиологических лекарственных препаратов Территориальными программами предусмотрен единственный источник приобретения дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов - средства соответствующих бюджетов. ТФОМС Свердловской области также указывает на то, что Тарифные соглашения на 2011 и 2012 годы предусматривают, что в тарифы по ОМС не включаются расходы медицинских организаций, которые в соответствии с территориальной программой финансируются за счет средств бюджетов всех уровней. Представитель ТФОМС Свердловской области в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Министерство здравоохранения Свердловской области в отзыве просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что согласно п. 2.4 Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на 2011 год тарифы на медицинской помощи включают в себя расходы на приобретение прочих материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней. По мнению Министерства здравоохранения Свердловской области, приобретение за счет средств ОМС дезинфекционных средств, необходимых для оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, не является нецелевым использованием указанных средств.
В судебном заседании, состоявшемся 10.07.2013, объявлен перерыв до 09 час. 30 мин. 17.07.2013. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда. Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 08.10.2012 N 389 ТФОМС Свердловской области проведена проверка использования средств ОМС, направленных в МБУ "ГКБ N 14" за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, а также проверка использования средств, направленных в МБУ "ГКБ N 14" на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области за период с 01.01.2011 по 30.09.2012.
В ходе проверки использования средств ОМС установлено, что в нарушение Территориальных программ на 2011 и 2012 годы МБУ "ГКБ N 14" приобретены лекарственные препараты сверх утвержденного Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на общую сумму 48 506,57 руб., в том числе в 2011 году - 29 737,77 руб., за 9 месяцев 2012 года - 18 768,8 руб., а также дезинфицирующие средства на сумму 4 583 500,02 руб., в том числе в 2011 году - 2 855 408,74 руб., за 9 месяцев 2012 года - 1 728 091,28 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.10.2012, в котором МБУ "ГКБ N 14" предъявлено, в том числе требование о восстановлении на счет ТФОМС Свердловской области денежных средств в сумме 4 632 006,59 руб., а также требование об уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в течение 10 рабочих дней (т. 1 л.д. 28-54).
В ходе проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области, установлено, что в нарушение Территориальных программ на 2011 и 2012 годы МБУ "ГКБ N 14" приобретены дезинфицирующие средства на общую сумму 337 545,52 руб., в том числе в 2011 году - 40 149 руб., за 9 месяцев 2012 года 297 396,52 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.10.2012, в котором МБУ "ГУБ N 14" предъявлено требование о восстановлении на счет ТФОМС Свердловской области денежных средств в сумме 337 545,52 руб., а также требование о перечислении штрафных санкций в размере 33 754,52 руб. в течение 10 рабочих дней (т. 1 л.д. 62-71).
По итогам рассмотрения возражений МБУ "ГКБ N 14" на акты проверки от 09.10.2012 ТФОМС Свердловской области сообщил заявителю, что сумма средств ОМС, подлежащих возврату в бюджет ТФОМС Свердловской области, составляет 4 486 356,59 руб., в том числе лекарственные препараты - 48 506,57 руб., дезинфекционные средства - 4 437 850,02 руб., размер штрафных санкций - 448 635,66 руб., сумма средств региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области, подлежащих возврату в бюджет ТФОМС Свердловской области, составляет 337 545,52 руб., размер штрафных санкций - 33 754,52 руб.
Полагая, что решение ТФОМС Свердловской области, принятое по результатам проверки использования средств обязательного медицинского страхования, направленных в МБУ "ГКБ N 14" за период с 01.01.2011 по 30.09.2012 и проверки использования средств, направленных в МБУ "ГКБ N 14" на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, в части нецелевого использования средств в сумме 4 486 356,59 руб. и 337 545,52 руб., не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, МБУ "ГКБ N 14" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с учетом тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 и 2012 годы, не предусмотрено право использования медицинскими организациями средств ОМС для приобретения дезинфицирующих средств и иммунобиологических препаратов.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", которым определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (действующих до 01.01.2012), оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу положений ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования.
Положениями статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, которой установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, согласно которой орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Тарифными соглашениями по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 и 2012 годы определен состав тарифа, в который включены следующие статьи затрат в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: подстатья 211 "Заработная плата", подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда", подстатья 226 "Прочие работы, услуги", статья 310 "Увеличение стоимости основных фондов", статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение". При этом статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение" включает, в том числе расходы на приобретение медикаментов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы в соответствии с общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, прочих материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.
Статьей 2.5 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы установлено, что медицинская организация использует поступившие средства на виды расходов, определенные ст. 2.4 Тарифного соглашения.
Таким образом, Тарифными соглашениями на 2011 и 2012 годы предусмотрена структура расходной части тарифа медицинской помощи (медицинских услуг) в системе ОМС, включающая расходы на приобретение медикаментов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках ОМС, изделий медицинского назначения и расходных материалов в соответствии с Перечнем изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках ОМС, прочих материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.
Постановлениями Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП и от 05.12.2011 N 1649-ПП утверждены Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы соответственно, устанавливающие виды и объемы медицинской помощи, объемы финансовых средств, направляемых на реализацию программ, перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в рамках программы.
Из материалов дела следует, что в 2011 году расходы на приобретение дезинфекционных средств, используемых при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС, осуществлялись МБУ "ГКБ N 14" за счет средств ОМС в соответствии со ст. 2.4 Тарифного соглашения на 2011 год как приобретение материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.
По мнению суда апелляционной инстанции, такие действия МБУ "ГКБ N 14" требованиям Территориальной программы на 2011 год и Тарифного соглашения на 2011 год не противоречит. Дезинфекционные средства относятся к числу материальных запасов, непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинских услуг или технологически связанных с ней, в связи с чем медицинская организация вправе использовать поступившие средства ОМС на оплату дезинфекционных средств, используемых при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС.
Таким образом, приобретение МБУ "ГКБ N 14" в 2011 году дезинфицирующих средств за счет средств ОМС на сумму 2 749 907,74 руб. (2 709 758,74 руб. по акту проверки использования средств ОМС + 40 149 руб. по акту проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области) не является нецелевым использованием средств ОМС.
В соответствии с пунктом 2 главы 1 Территориальная программа на 2012 год включает в себя Перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы (приложение N 6), Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в рамках программы (приложение N 7).
В Перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы на 2012 год (Приложение N 6 к Территориальной программе на 2012 год), в п. 93 включены средства дезинфекционные и дезинсекционные.
Таким образом, приобретение МБУ "ГКБ N 14" в 2012 году дезинфицирующих средств за счет средств ОМС на сумму 2 025 487,8 руб. (1 728 091,28 руб. по акту проверки использования средств ОМС + 297 396,52 руб. по акту проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области) нецелевым использованием средств ОМС не является.
Исходя из положений п. 2.4 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы медицинские организации вправе за счет средств ОМС приобретать медикаменты в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС.
В Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы, включены иммуноглобулины (строки 883-891 и 1034-1043 соответственно).
В связи с этим приобретение МБУ "ГКБ N 14" в 2011 и 2012 годах иммуноглобулина, применяемого при оказании медицинской помощи в рамках Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы, на сумму 40 989,08 руб. за счет средств ОМС не может быть расценено как нецелевое использование этих средств.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно акту проверки использования средств ОМС от 09.10.2012 ТФОМС Свердловской области установлено приобретение МБУ "ГКБ N 14" и иных лекарственных препаратов, в том числе ацителена растворенного технического, углекислоты, гелия газообразного, бромгексина, на сумму 7 517,49 руб. (48 506,57 руб. - 40 989,08 руб.).
Указанные лекарственные препараты не включены в Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы, в связи с чем правомерность приобретения указанных лекарственных препаратов за счет средств ОМС МБУ "ГКБ N 14" не подтверждена.
Доводы ТФОМС Свердловской области о том, что в силу п. 2.4 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы, главы 4 Территориальных программ на 2011 и 2012 годы приобретение дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов возможно исключительно за счет средств бюджетов, подлежат отклонению.
В соответствии с п. 2.4 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы, в тарифы по ОМС не включаются все расходы по оказанию видов помощи, расходы медицинских организаций подразделений (кабинетов) и служб, которые в соответствии с Территориальной программой финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников (личные средства граждан, внебюджетные источники).
Согласно положениям главы 4 Территориальных программ на 2011 и 2012 годы расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами, включая иммунобиологические лекарственные препараты, донорской кровью и ее компонентами, иными средствами, изделиями медицинского назначения и дезинфекционными средствами.
Вместе с тем указанное не означает, что приобретение дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов в любом случае возможно исключительно за счет средств соответствующих бюджетов.
Анализ положений глав 3 и 4 Территориальных программ, а также положений Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы позволяет прийти к выводу о том, что приобретение дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов возможно как за счет средств соответствующих бюджетов, так и за счет средств ОМС в зависимости того, предоставляется медицинская помощь за счет средств бюджетов или оказывается в рамках программы ОМС.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о том, что действующим законодательством не предусмотрено право использования средств ОМС для приобретения дезинфицирующих средств, апелляционный суд находит ошибочными.
МБУ "ГКБ N 14" в материалы дела представлены расчеты потребности в дезинфицирующих средствах и кожных антисептиках, необходимых как для использования в общехозяйственных целях и оказания медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней, так и для оказания медицинской помощи в рамках ОМС. Из указанных расчетов следует, что распределение расходов на приобретение дезинфицирующих средств производилось МБУ "ГКБ N 14" исходя из указанных потребностей и видов медицинской помощи.
Обратного ТФОМС Свердловской области не доказано, в ходе проверки не установлено. В оспариваемом решении не отражено, что дезинфицирующие средства, а также иммуноглобулин, приобретенные за счет средств ОМС, были использованы МБУ "ГКБ N 14" не для целей оказания медицинских услуг в рамках программ ОМС.
Доказательств использования дезинфекционных средств и иммуноглобулина на цели, не предусмотренные Тарифными соглашениями на 2011 и 2012 годы и Территориальными программами на 2011 и 2012 годы, ТФОМС Свердловской области также не представлено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ТФОМС Свердловской области не доказано нецелевое использование МБУ "ГКБ N 14" средств ОМС в 2011 и 2012 году в сумме 4 816 384,62 руб.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение ТФОМС Свердловской области подлежит признанию недействительным в части выводов о нецелевом использовании МБУ "ГКБ N 14" средств в сумме 4 816 384,62 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ТФОМС Свердловской области в пользу МБУ "ГКБ N 14" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и жалобе в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 апреля 2013 года по делу N А60-4118/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области по результатам проверки использования средств обязательного медицинского страхования, направленных в МБУ "ГКБ N 14" за период с 01.01.2011 по 30.09.2012 и проверки использования средств, направленных в МБУ "ГКБ N 14" на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, в части выводов о нецелевом использовании средств в сумме 4 816 384,62 руб.
Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 14".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052) в пользу муниципального бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 14" (ИНН 6663020620, ОГРН 1036604789759) расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4118/2013
Истец: МБУ "Городская клиническая больница N 14"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Свердловской области