г. Ессентуки |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А15-1790/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2012 по делу N А15-1790/2012 (судья Алиев А.А.),
по заявлению ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг" (г. Махачкала, пр. Р. Гамзатова, 3)
к УФАС по Республике Дагестан (г. Махачкала, пл. Ленина, 2)
об оспаривании приказа от 16.03.2012 N 47,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг": Сулейманов М.А. (доверенность от 20.02.2012 РФ14/08-06/043);
от УФАС по Республике Дагестан с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: Кусиев М.Б. (доверенность от 09.01.2013), Гаджиев Г.М. (доверенность от 09.01.2013),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 16.03.2012 N 47 "О внесении изменений в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случае признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", в части включения в Приложение N 2 указанного приказа Дагестанского филиала ОАО "Ростелеком" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением суда от 12.12.2012 требования общества удовлетворены.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Управление указало на то, что решение не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, доводам управления не дана оценка, управление действовало в рамках полномочий, предоставленных законодательством.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг" не согласно с доводами управления, просит решение суд оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 01.04.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности открытого акционерного общества "Дагсвязьинформ" (далее - ОАО "Дагсвязьинформ") путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Ростелеком" (регистрационный номер записи 2117847860810), о чем выдано свидетельство серии 78 N 008200609.
16.03.2012 управлением издан приказ N 47 "О внесении изменений в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Согласно пункту 2 названного приказа внесены изменения в реестр хозяйствующих субъектов согласно приложению 2 - перечень переименованных (преобразованных) хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 2 приказа Дагестанский филиал ОАО "Ростелеком" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 8 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган осуществляет полномочия по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Правила).
На основании пункта 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 % на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).
В соответствии с пунктом 8 Правил для хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.
Согласно пункту 1.4 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14 - 18 Закона N 135-ФЗ.
Пунктом 13 Правил установлены основания для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
Из указанных норм следует, что по общему правилу, одним из оснований для включения, изменения и исключения сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является аналитический отчет, подготовленный антимонопольным органом.
Однако требования к содержанию аналитического отчета различны и зависят от административной процедуры исполнения государственной функции ведения реестра.
Административные процедуры, осуществляемые в рамках исполнения государственной функции по ведению реестра, а также последовательность действий, выполняемых в рамках каждой процедуры, определены в разделе 3 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.01.2007 N 6. По смыслу пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Административного регламента каждая из административных процедур (включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр) является самостоятельной.
Поскольку из названия и содержания приказа от 16.03.2012 N 47 следует, что он является приказом о внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, то последовательность действий управления, совершаемых в административной процедуре внесения изменений в реестр, должна соответствовать требованиям, содержащимся в пунктах 3.29 - 3.40 Административного регламента.
Согласно пункту 3.29 основанием для начала действий по внесению изменений в реестр являются: аналитический отчет, содержащий заключение об изменении информации о товарном рынке (продуктовых и/или географических границах товарного рынка), на котором действует включенный в реестр хозяйствующий субъект; документы, содержащие сведения об изменении реквизитов хозяйствующего субъекта, включенного в реестр.
Правилами и Административным регламентом установлены следующие основания для внесения в реестр: а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект; б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц); в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения.
Между тем, из материалов дела следует, что управлением аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект, не составлялся, документы о ликвидации хозяйствующего субъекта или решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра также не представлены, что свидетельствует о нарушении управлением административной процедуры по внесению изменений в Реестр.
Учитывая, что оснований, предусмотренных пунктом 15 Правил и пунктом 3.29 Административного регламента, у управления не имелось, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Дагестанский филиал ОАО "Ростелеком" не подлежал включению в реестр.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод управления о том, что для включения в реестр хозяйствующих субъектов достаточным основанием является изменение сведений о хозяйствующем субъекте.
Дагестанский филиал ОАО "Ростелеком" до 01.04.2011 был зарегистрирован как ОАО "Дагсвязьинформ". ОАО "Дагсвязьинформ" не имело лицензию на предоставление услуг международной и междугородней телефонной связи. Указанные услуги на территории Республики Дагестан оказывало ТУСМ -6 ОАО "Ростелеком". После присоединения ОАО "Дагсвязьинформ" к ОАО "Ростелеком" рынок предоставления связи на территории республики изменился, в связи с чем управление обязано было провести анализ рынка. Действия управления по включению Дагестанского филиала ОАО "Ростелеком" в реестр по основанию, указанному в оспариваемом приказе являются неправомерными.
Сам по себе факт включения Дагестанского филиала ОАО "Ростелеком" в реестр субъектов естественных монополий не освобождает управления от соблюдения административной процедуры, установленной Правилами и Административным регламентом.
Суд первой инстанции обоснованно не принял указание управления на правопреемство путем реорганизации ОАО "Дагвязьинформ" в форме присоединения к ОАО "Ростелеком", поскольку ни Правилами, ни Административным регламентом не предусмотрено включение хозяйствующего субъекта в реестр лишь на основании его правопреемства по отношению к содержащемуся в реестре хозяйствующему субъекту.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ управления о включении Дагестанского филиала ОАО "Ростелеком" в реестр, составлен с нарушением установленной процедуры, не соответствует требованиям Закона N 135-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N896, нарушает права и законные интересы ОАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской деятельности, так как включение хозяйствующего субъекта в реестр налагает на него определенные обязанности и ограничения, сформулированные как "запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением", предусмотренные статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 10 Закона N 135 - ФЗ.
Суд правомерно удовлетворил требования ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг".
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2012 по делу N А15-1790/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1790/2012
Истец: Дагестанский филиал Макрорегионального филиала "Юг" ОАО "Ростелеком", ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД, УФАС по Республике Дагестан
Третье лицо: ОАО "Ростелеком", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3020/13
27.02.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-165/13
20.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1790/12
12.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1790/12