город Москва |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А40-32129/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.07.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2013 г. по делу N А40-32129/13, принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ООО"ГринЛайн" (ОГРН 1127746755905)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550 )
третье лицо: ООО "ФЕНИКС" (ОГРН 1127847570047)
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Кепша Е.М. - по доверенности от 06.03.2013; |
от ответчика: |
Клюевский Г.В. - по доверенности N 07-17/102272 от 04.09.2012; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО"ГринЛайн" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие МИФНС России N 46 по г. Москве, выразившиеся в невнесении в ЕГРЮЛ записей, касающихся статуса Общества с ограниченной ответственностью "ГринЛайн" - отказе в исключении из ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации ООО "ГринЛайн" в форме присоединения и не включении записи в ЕГРЮЛ о том, что ООО "ГринЛайн" является действующим юридическим лицом.
Решением от 17.05.2013 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с тем, что бездействие МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением, МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части обязания исключить из ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации ООО "ГринЛайн" в форме присоединения и в указанной части отказать.
ООО"ГринЛайн" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая оспариваемое решение суда законным.
3-е лицо - ООО "ФЕНИКС" в заседание не явилось, извещено надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель регистрирующего органа на доводах, изложенных в жалобе, настаивал в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в соответствии со ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оснований к отмене или изменению решения не имеется, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 20.11.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО"ГринЛайн" МИ ФНС России N 15 по городу Санкт-Петербургу была внесена запись за номером 9127847699432 о том, что данное юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Запись N 9127847699432 внесена на основании решения N 2 единственного участника ООО "ГринЛайн" от 09.11.2012 о реорганизации в форме присоединения к Обществу с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС".
14.01.2013 решением единственного участника ООО "ГринЛайн", оформленного в форме решения N 3 единственного участника ООО "ГринЛайн", принято решение об отмене ранее принятого решения N 2 единственного участника от 09.11.2012 года по Обществу о реорганизации Общества с ограниченной ответственностью "ГринЛайн" путем присоединения к Обществу с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС", об уведомлении государственных органов, уполномоченных вносить записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о принятом решении об отмене ранее вынесенного решения о реорганизации ООО "ГринЛайн" путем присоединения к ООО "ФЕНИКС".
Руководствуясь решением N 3 единственного участника от 14.01.2013 ООО "ГринЛайн" 28.01.2013 подано в МИФНС N 46 по г. Москве извещение в простой письменной форме о включении в раздел "сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что ООО "ГринЛайн" является действующим юридическим лицом.
МИФНС РФ N 46 по г. Москве направила в адрес ООО "ГринЛайн" ответ от 04.02.2013 N 05-18/009339, в котором указала, что возможность признания регистрационной записи в ЕГРЮЛ о нахождении заявителя в процедуре реорганизации недействительной во внесудебном порядке на текущий момент отсутствует. В том числе до момента вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства от 19.06.2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Считая указанное решение вынесенным с существенным нарушением статей 57,58 Гражданского кодекса РФ, ст. 4, 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц достоверных сведений о ООО "ГринЛайн" нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в суд за защитой своих прав.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 46 по г. Москве не оспаривает принятый судебный акт в части признания незаконным своего бездействия, в связи с чем в указанной части законность и обоснованность решения суда не проверяется.
Относительно доводов апелляционной жалобы апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в Едином государственном реестра юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестром сведениями, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверным до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, ситуация, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении юридического лица в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации по волеизъявлению компетентных органов общества, свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений.
При этом отсутствие в Законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения общества в общем порядке, установленном ст. 9 указанного закона.
Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления общества, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку общество свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило.
Наличие записи в ЕГРЮЛ о нахождении общества в процессе реорганизации в форме слияния препятствует возможности общества принять участие в реорганизации в иной форме.
Кроме того, указание в ЕГРЮЛ о нахождении общества в стадии реорганизации предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения обществом своих обязательств, а при невозможности такого исполнения прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков, а также невозможность участия общества в конкурсах на выполнение работ по строительству объектов, что в свою очередь нарушает права обществ и их участников в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее именуемый "Федеральный закон N 129-ФЗ") установлено, что государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ N 319 от 17.05.2002 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, установлено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (Указом Президента РФ N 314 от 04.03.2004 года Министерство по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу).
В силу пунктов 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Порядок процедуры реорганизации в форме присоединения, действующий в отношении обществ с ограниченной ответственностью, закреплен ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Органом, уполномоченным на принятие решений по вопросу реорганизации юридического лица, созданного в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, является общее собрание участников (пп. 11 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В настоящее время для внесения изменений сведений в едином государственном реестре юридических лиц применяются формы, утвержденные Постановлением Правительства N 439 от 19.06.2002 года. Среди форм, утвержденных Постановлением Правительства N 439 от 19.06.2002 года, форма для отмены процедуры реорганизации, отсутствует.
Между тем отсутствие типовой формы заявления не может быть препятствием для внесения изменений в сведения о нем, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Действующее законодательство детально регламентирует процедуру внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале и окончании процедуры реорганизации юридического лица, но не регламентирует вопросы отмены начавшейся процедуры реорганизации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ в случае несоответствия между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, сведениям, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, который представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Федерального закона N 149-ФЗ).
Поскольку в рассматриваемом случае в ЕГРЮЛ в отношении ООО "ГринЛайн" в графе "сведения о юридическом лице" наличествует запись "находится в процедуре реорганизации", а в графе "сведения о состоянии юридического лица после завершения реорганизации" находится запись "юридическое лицо прекратит деятельность в результате реорганизации", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 04 марта 2013 года N 6635959-УД, постольку решение суда в части восстановления нарушенного права заявителя, в том числе, об исключении из ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации ООО "ГринЛайн" в форме присоединения с внесением записи в ЕГРЮЛ о том, что ООО "ГринЛайн" является действующим юридическим лицом, само по себе не противоречит требованиям действующего законодательства и по своему смыслу является обоснованным.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что МИФНС России N 46 по г. Москве не лишено возможности обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения верного по существу решения суда в порядке, предусмотренном статьёй 324 АПК РФ.
Исходя из изложенных выводов, доводы жалобы являются формальными, в связи с чем не могут повлиять на правильное по существу решение суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.05.2013 г. по делу N А40-32129/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32129/2013
Истец: ООО "ГринЛайн"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: ООО "ФЕНИКС"