г. Владивосток |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А51-18832/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-11911/2012
на решение от 03.12.2012
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-18832/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Открытого акционерного общества "Амурское пароходство" (ОГРН 1022700915962, ИНН 2700000088)
о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320) от 03.08.2012 N 10714000-255/2012 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от Открытого акционерного общества "Амурское пароходство": Бородин С.С., представитель по доверенности от 27.05.2013 N 64, сроком действия до 01.06.2014;
от Находкинской таможни: Синичникова У.В., по доверенности от 12.11.2012 N 11-30/31502, сроком действия на один год; Карпенко И.В., по доверенности от 04.04.2013 N 11-32/09430, сроком действия на один год,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Амурское пароходство" (далее - ОАО "Амурское пароходство", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня, административный орган) от 03.08.2012 N 10714000-255/2012, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 15 073 170,00 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2012 заявленные обществом требования удовлетворены, постановление от 03.08.2012 N 10714000-255/2012 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судом первой инстанции решением, таможенный орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а так же неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что оснований в генеральных декларациях, представленных обществом при временном вывозе теплохода "Омский-121" и при его ввозе, ни капитаном судна, ни судовладельцем не были указаны сведения о предстоящем и произведенном ремонте вне таможенной территории Таможенного союза. По мнению таможни, факт осуществления капитального ремонта судна подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а также выводами, изложенными в заключении эксперта Приморской торгово-промышленной палаты от 14.06.2012. Таможня, считает, что в рассматриваемом случае должны подлежать применению положения пункта 2 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), поскольку рассматриваемое транспортное средство подлежало таможенному оформлению с применением таможенной процедуры переработки, что обществом фактически сделано не было. Поскольку у общества отсутствуют документы, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта вследствие аварии или действий непреодолимой силы в пути следования судна, то, по мнению таможни, на обществом при ввозе временно вывезенного теплохода "Омский-121" возложена обязанность по подаче таможенной декларации с заполненной графой 12 в силу положений статей 179, 262, 347, 350 ТК ТС.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве, а также дополнительных пояснениях, поддержанных представителем в судебном заседании, на доводы апелляционной жалобы таможни возразило. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащем отмене.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Заявитель является судовладельцем теплохода "Омский-121" (флаг Российской Федерации) на основании свидетельства о праве собственности на судно от 28.10.2008.
23.05.2011 судно было оформлено на отход из порта Ольга и вывезено как транспортное средство международной перевозки в упрощенном порядке без помещения под таможенную процедуру.
29.08.2011 теплоход "Омский-121" прибыл на таможенную территорию Таможенного союза в порт Ольга и был оформлен в таможенном отношении на приход. В качестве таможенной декларации на транспортное средство при его ввозе обществом были представлены стандартные документы перевозчика: Генеральная (общая) декларация, декларация о грузе, коносамент, декларация о припасах, грузовой план, судовая роль, грузовой манифест, декларация о личных вещах экипажа. Таможенным органом было принято решение о выпуске транспортного средства.
В ходе проведения таможенного контроля сведений, заявленных обществом при таможенном оформлении ввоза временно вывезенного теплохода "Омский-121" после его выпуска, таможенным органом было выявлено, что в период с 07.06.2011 по 05.08.2011 на судоверфи г. Шанхай (КНР) на теплоходе был произведен ремонт в соответствии с контрактом N HVGN-11/03 от 17.05.2011, заключенным между обществом и компанией "HONG KONG VIGEN CO LIMITED". Предметом контракта является обязательство подрядчика на выполнение текущего ремонта указанного судна в объеме, согласованном в Ремонтной ведомости со спецификацией цен, являющейся приложением к контракту. Цена ремонтных работ составила 266 530,00 долларов США. Окончательная цена фактически выполненного ремонта судна, подлежащая оплате заказчиком зафиксирована в исполнительной ремонтной ведомости.
По результатам таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу о том, что перевозчиком при таможенном оформлении судна на приход не было задекларировано по установленной форме данное транспортное средство, на котором произведены операции по капитальному ремонту, облагаемые таможенными пошлинами и налогами, что привело к нарушению требований ТК ТС по декларированию товара, повлекшему неуплату таможенных платежей.
В ходе административного расследования таможенным органом определением от 22.05.2012 была назначена товароведческая стоимостная экспертиза, проведение которой было поручено Приморской Торгово-промышленной палате. Перед экспертом были поставлены вопросы об определении вида ремонта (капитальный, текущий и т.д.), произведенного на теплоходе "Омский-121", а также об определении свободной рыночной стоимости операций по проведению такого ремонта.
Согласно заключению эксперта Приморской торгово-промышленной палаты от 14.06.2012 серии 12 N 0201500207-Н проведенные работы на т/х "Омский-121" относятся к виду ремонта - капитальный. Рыночная стоимость судоремонтных работ аналогичных произведенному ремонту на т/х "Омский-121" экспертом определена не была.
Выявленное правонарушение было квалифицировано таможенным органом по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
По окончании административного расследования 15.06.2012 по делу об административном правонарушении N 10714000-255/2012 был составлен протокол без участия представителей общества.
Постановлением от 03.08.2012 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Административное наказание было назначено обществу в виде административного штрафа в размере кратном одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, равным 15 073 170,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону, ОАО "Амурское пароходство" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке главы 25 АПК РФ о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.202 по делу N А51-18832/2012 подлежит отмене исходя из следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
На основании статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом (статья 183 ТК ТС).
В силу статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан осуществить следующие действия: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных указанным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом.
Согласно статье 189 ТК ТС декларант несёт ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечёт наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объектом данного административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, состоит в отсутствии действий по декларированию товаров (транспортных средств).
Согласно статье 4 ТК ТС под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. К товару также относятся транспортные средства и транспортные средства международной перевозки.
В соответствии со статьёй 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В силу статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии Таможенного союза (пункт 4 стать 180 ТК ТС).
На основании статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В рассматриваемом случае т/х "Омский-121" оформлено на отход из порта Ольга и вывезено заявителем за пределы таможенной территории Таможенного союза как транспортное средство международной перевозки в упрощённом порядке без помещения под таможенную процедуру 26.03.2011. Прибыло судно на таможенную территорию Таможенного союза 16.07.2011 в порт Ванино и было оформлено в таможенном отношении на приход. В качестве таможенной декларации на транспортное средство при его вывозе и ввозе обществом были представлены стандартные документы перевозчика.
На основании пункта 1 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путём подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта. (пункт 2 статьи 350 ТК ТС).
Действительно согласно статье 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьёй 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.
Из материалов дела коллегией установлено, что в рамках контракта N HVGN-11/03 от 17.05.2011, заключенным между обществом и компанией "HONG KONG VIGEN CO LIMITED", на выполнение ремонтных работ судна за пределами таможенной территории Таможенного союза произведены ремонтные работы, которые не привели к изменению конструктивных особенностей судна, и целью их было проведение очередного освидетельствования судна для предъявления Регистру для подтверждения класса.
С учётом оценки в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу, что произведённые на судне т/х "Омский-121" не были связаны с восстановлением судна после его повреждения вследствие аварии или непреодолимой силы, которые имели место за пределами территории таможенного союза.
В связи с этим коллегия считает, что выполненные на т/х "Омский-121" в период его нахождения за пределами таможенной территории Таможенного союза ремонтные работы являлись текущим ремонтом судна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение: 1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; 2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; 3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 указанной статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
Согласно статье 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
В силу статьи 254 ТК ТС операция по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включает: ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
Положение статьи 254 ТК ТС применительно к ремонту не разделяет его на текущий или капитальный.
С учётом вышеизложенного, положений статьи 347 ТК ТС, коллегия считает, что ремонт (техническое обслуживание, текущий ремонт), проведённый в отношении т/х "Омский-121" за пределами таможенной территории Таможенного союза, не относится к операциям, совершение которых допускается в отношении временно вывезенных ТСМП в соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, поскольку потребность в таких операциях должна была возникнуть во время выхода транспортного средства в международную перевозку. Между тем, из материалов дела следует, что контракт на ремонт с иностранной компанией был заключён заявителем ещё до таможенного оформления выхода судна в международную перевозку - 17.05.2011, ремонт был плановый для переоформления класса судна у Регистра, на момент начала международной перевозки судно находились в технически исправном состоянии, за ремонт были уплачены денежные средства и операции по ремонту не были связаны с восстановлением транспортного средства после аварии.
Соответственно, с учётом данных освидетельствования т/х "Омский-121" Регистром общество, зная о необходимости проведения текущего ремонта или текущего обслуживания судна ещё до момента таможенного оформления его отхода с таможенной территории Таможенного союза и зная в силу публичной известности положения ТК ТС о том, что указанные операции в отношении временно вывезённого транспортного средства международной перевозки допускаются только при условии помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру "переработка вне таможенной территории", обязано было поместить транспортное средство при его убытии с таможенной территории Таможенного союза в и при его прибытии на таможенную территорию Таможенного союза под таможенную процедуру переработка вне таможенной территории, чего им сделано не было. Для этого заявителю необходимо было предоставить таможенному органу согласно статье 181, пункту 2 стать 347 ТК ТС декларацию на товары по установленной форме в порядке таможенной процедуры "переработки вне таможенной территории", а не стандартные документы перевозчика, которые приравнены к декларации на транспортное средство согласно статье 350 ТК ТС. Однако обществом это сделано не было, что образует событие административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Вступая в таможенные правоотношения, декларант должен не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
В связи с этим и поскольку действительных объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом правил и норм, за несоблюдение которых частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, коллегией из материалов дела не установлено и заявителем надлежащим образом не заявлено, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Амурское пароходство" в соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ вины во вменённом ему административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, коллегия считает, что в действиях (бездействии) заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1. статьи 16.2 КоАП РФ, и у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к ответственности по указанной норме.
При установленных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания постановления от 03.08.2012 N 10714000-255/2012 незаконным.
Судом апелляционной инстанции проверен порядок привлечения общества к административной ответственности. Нарушений указанного порядка не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Наказание назначено с учетом требований статьей 4.1, 4.2, 4.3, КоАП РФ. Оснований для применения норм о малозначительности, смягчающих или отягчающих обстоятельств коллегией также не выявлено. Каких-либо иных существенных нарушений порядка привлечения администрации к административной ответственности апелляционной коллегией не установлено.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нарушены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ в соответствии со статьёй 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Амурское пароходство" требований. Соответственно, апелляционная жалоба административного органа подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2012 по делу N А51-18832/2012 отменить.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Амурское пароходство" (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320, дата государственной регистрации 15.09.1993, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 2) о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни от 03.08.2012 N 10714000-255/2012 по делу об административном правонарушении о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18832/2012
Истец: ОАО "Амурское пароходство"
Ответчик: Находкинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10173/14
28.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2024/14
18.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2024/14
13.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4267/13
18.07.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11911/12
03.12.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-18832/12