г. Санкт-Петербург |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А56-64234/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Бостцова Е.В. - доверенность от 10.12.2012
от заинтересованного лица: Шестакова И.П. - доверенность от 25.02.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11343/2013) ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2013 по делу N А56-64234/2012 (судья Ю.Н.Звонарева), принятое
по заявлению ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА"
к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Сайма" (по тексту - заявитель, Общество, ОГРН 1024700871689) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция) по отражению в справке N 21749 по состоянию на 14 июля 2012 года задолженности по пени и штрафам в общей сумме 276430 руб.49 коп. без указания на утрату Инспекцией возможности ее взыскания и об обязании Инспекции выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, содержащую указание на утрату налоговой Инспекцией возможности взыскания пени (заявитель не указал на штрафы) в общей сумме 276430 руб.49 коп.
Представитель заявителя в судебном заседании, 19.02.2013, уточнил в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования, просил признать незаконными действия ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области по отражению в справке N 21749 по состоянию на 14 июля 2012 года задолженности по пени и штрафам в общей сумме 276 430 руб.49 коп. без указания на утрату налоговой Инспекцией возможности ее взыскания и обязать Инспекцию выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, содержащую указание на утрату налоговой Инспекцией возможности взыскания пени и штрафов в общей сумме 276 430 руб.49 коп.
Решением суда от 19.03.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил жалобу в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области выдала ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА" справку N 21749 по состоянию на 14.07.2012, в которой отражена задолженность Общества перед бюджетом по пени и штрафам в общей сумме 276 430 руб.49 коп., а именно:
п/п |
Наименование налога |
КБК |
Вид недоимки |
Сумма (руб) |
1 |
НДС на товары, производимые на территории РФ |
18210301000010000110 |
штраф |
110 329,75 |
2 |
Налог на доходы физических лиц, за исключением доходов ФЛ, зарегистрированных в качестве ИП |
18210102021010000110 |
штраф |
50 000,00 |
3 |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет |
18210101011010000110 |
пени |
273,87 |
4 |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет |
18210101011010000110 |
штраф |
3 373,17 |
|
(S)Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации |
18210101012020000110 |
пени |
735,00 |
6 |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации |
18210101012020000110 |
штраф |
6 250,86 |
7, 8 |
Н/а ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет |
18210909010010000110 |
пени |
78 710,28 |
|
Н/а ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет |
18210909010010000110 |
штраф |
394,00 |
9 |
Задолженность по уплате в ГФЗ |
18210908060010000140 |
пени |
21 039,10 |
10 |
ЕСН в Фонд социального страхования РФ |
18210909020070000110 |
штраф |
56,00 |
11 |
ЕСН в Федеральный Фонд обязательного мед. страхования |
18210909030080000110 |
пени |
0,03 |
12 |
ЕСН в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования |
18210909030080000110 |
штраф |
3,00 |
13 |
ЕСН в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования |
18210909040090000110 |
штраф |
47 |
14 |
налог на пользователей автомобильных дорог |
18210904030010000110 |
штраф |
1026.76 |
15 |
налог на прибыль организаций, зачисляющийся до 01.01.2005 в местные бюджеты |
18210901030050000110 |
штраф |
2576.67 |
16 |
прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях муниципальных районрй |
18210907050050000110 |
штраф |
1615 |
Полагая, что отражение спорной недоимки в справке N 21749 без указания на утрату возможности ее принудительного взыскания нарушает права и не соответствует фактическому состоянию расчетов с бюджетом, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
В части 1 статьи 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы. В соответствии с разделом III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, разделом VII Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65", данные о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются в карточках на основании следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, решения налоговых органов о зачете (возврате) обязательных платежей.
На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки была утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Исполнение положений названных ведомственных документов является для налоговых органов обязательным.
Сроки хранения документов, подтверждающих указанные в карточках сведения, поставлены в зависимость от предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации предельных сроков глубины налоговой проверки, сроков принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, сроков хранения налогоплательщиками документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.
Истечение установленных сроков хранения предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, на основании которых устанавливается обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет обязательных платежей соответствующего вида, предполагает их отсутствие как у налоговых органов, так и у налогоплательщика и, следовательно, невозможность проверить достоверность заявления о наличии или отсутствии спорной задолженности.
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в Налоговом кодексе Российской Федерации, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).
Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.
В то же время суды при проверке обоснованности включения налоговыми органами в выдаваемых налогоплательщикам справках о состоянии расчетов по налогам и сборам должны исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.
Поскольку сроки взыскания налогов, пеней и штрафов ограничены Налоговым кодексом Российской Федерации, пропуск налоговым органом этих сроков означает фактическую невозможность взыскания соответствующих сумм с налогоплательщиков.
Налоговым органом не оспаривается, что указанная в справке N 21749 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14 июля 2012 года задолженность по пеням и штрафам в сумме 276 430 руб.49 коп. не может быть взыскана с Общества в принудительном порядке, в связи с истечением установленного Налоговым кодексом РФ срока для взыскания.
Начисление указанных в справке пеней и штрафов в 2003, 2004 г.г. Инспекцией подтверждается в письме от 03.08.2012 N 06-06/21724.
Принимая во внимание установленные налоговым законодательством сроки хранения и налогоплательщиками, и налоговыми органами документов, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги налогоплательщиками и осуществляется учет расчетов налогоплательщиков с бюджетной системой по обязательным платежам, у инспекции отсутствует возможность принудительного взыскания недоимок, пеней и штрафа, а при ее утрате является неправомерным отражением налоговым органом в справке сведений о задолженности без информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию, то есть указывать не только сведения о числящейся в лицевых счетах налогоплательщика задолженности, но и сообщение об утрате налоговым органом возможности взыскания ее в полном объеме или в части.
При этом включение в справку от 13.11.2012 N 4074 недостоверных сведений нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет ни налоговому органу, ни налогоплательщику получить объективную и полную информацию об исполнении обязанности по налогам и сборам, а также информирует других заинтересованных лиц (контрагентов заявителя, государственные органы) о наличии указанной задолженности.
При таких обстоятельствах, действия инспекции, выразившиеся во включении в справку недостоверных сведений о наличии у заявителя задолженности в оспариваемом размере, следует признать незаконными.
В то же время исключение спорной недоимки из лицевого счета предпринимателя возможно только после вступления в законную силу решения суда по данному делу, то есть после возникновения оснований, указанных в статье 59 НК РФ для ее списания.
Таким образом, отражение в справке о состоянии расчетов спорных сумм неправомерно, поскольку данные действия нарушают права и интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что требование заявителя в части признания незаконными действий ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области по отражению в справке N 21749 по состоянию на 14 июля 2012 года задолженности у ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА" по пени и штрафам в общей сумме 276 430 руб.49 коп. без указания на утрату Инспекцией возможности ее взыскания подлежат удовлетворению.
Требование об обязании Инспекции выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, содержащую указание на утрату налоговой Инспекцией возможности взыскания пени и штрафов в общей сумме 276 430 руб.49 коп. отклоняется апелляционной коллегией, так как процедура выдачи справки регламентирована налоговым законодательством, предполагает непосредственное обращение заявителя в налоговый орган и у суда отсутствуют полномочия для обязания Инспекции выдать данную справку.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2013 по делу N А56-64234/2012 отменить.
Признать незаконными действия ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области по отражению в справке N 21749 по состоянию на 14 июля 2012 года задолженности у ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА" по пени и штрафам в общей сумме 276 430 руб.49 коп. без указания на утрату Инспекцией возможности ее взыскания.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в пользу ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА" расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64234/2012
Истец: ООО "ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "САЙМА"
Ответчик: ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области