город Омск |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А75-376/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4476/2013) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 по делу N А75-376/2013 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Нижневартовскнефтегаз" (ОГРН 1028600945450, ИНН 8603028882) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени в размере 3 613 111 руб. 43 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Нижневартовскнефтегаз" - Валеева А.В. по доверенности N 0037-д от 20.12.2012 сроком действия по 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Нижневартовскнефтегаз" (далее - заявитель, ОАО "Нижневартовскнефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, орган Пенсионного фонда РФ) об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111 руб. 43 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России по КН по ХМАО - Югре, Инспекция,налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 по делу N А75-376/2013 заявленное Обществом требование удовлетворено, на орган Пенсионного фонда РФ возложена обязанность возвратить Обществу излишне взысканную сумму пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111 руб. 43 коп.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, орган Пенсионного фонда РФ обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Пенсионный фонд РФ не является до 01.01.2010 главным администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов за расчетные периоды с 2002 по 2009 год, и не наделен полномочиями по зачету, возврату излишне уплаченных страховых взносов за указанные расчетные периоды. Поскольку главным администратором бюджета ПФР по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2002 по 2009 год является Федеральная налоговая служба, следовательно, излишне взысканная сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111 руб. 43 коп. подлежит возврату Федеральной налоговой службой РФ.
В судебном заседании представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Орган Пенсионного фонда РФ, Инспекция, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Решением МИФНС России по КН по ХМАО - Югре от 25.01.2011 N 3 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" установлено нарушение ОАО "Нижневартовскнефтегаз" пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в занижении налоговой базы по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2008-2009 годы по причине неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Всего за 2008-2009 годы Обществу доначислен ЕСН в сумме 25 000 786 руб., из них в федеральный бюджет - 19 231 485 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 462 024 руб.
На указанные выше суммы ЕСН налоговым органом начислены пени по состоянию на 25.01.2011 за период с 14.01.2008 по 25.01.2011 в сумме 6 760 590 руб. 75 коп., в том числе в федеральный бюджет - в сумме 5 447 010 руб. 32 коп., включая пени на сумму доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
На основании решения Инспекции от 25.01.2011 N 3 в адрес Общества было выставлено требование от 14.03.2011 N 25, в соответствии с которым в срок до 01.04.2011 Обществу было предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 25 000 786 руб., пени в сумме 6 760 590 руб. 32 коп., штраф в сумме 2 37 752 руб. 60 коп., в том числе ЕСН в федеральный бюджет - 19 231 485 руб. и пени на ЕСН в федеральный бюджет в сумме 5 447 010 руб. 32 коп. В указанные суммы включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и пени за их несвоевременную уплату.
Требование от 14.03.2011 N 25 Обществом было исполнено в добровольном порядке в установленный срок путём перечисления указанных в нем сумм платежными поручениями от 23.03.2011 N 72 - N 83.
Согласно составленному Обществом расчету суммы пени за период с 26.01.2011 (дня, следующего за датой вынесения налоговым органом решения N 3 от 25.01.2011) по 23.03.2011 (даты уплаты Обществом доначисленного ЕСН в федеральный бюджет), сумма пени, начисленная на ЕСН в федеральный бюджет в размере 19 231 484 руб., составляет 3286 934 руб. 44 коп. Правильность расчета подтверждены выпиской операций по расчетам с бюджетом по состоянию на 19.05.2011.
Извещением от 18.03.2011 N 80 налоговый орган уведомил Общество, что на основании решения от 18.03.2011 произведен зачет на сумму в размере 251 047 руб. 61 коп.
13.04.2011 в адрес Общества выставлено требование N 151 по состоянию на 07.04.2011 об уплате пени в размере 35 886 руб. 83 коп., которое было исполнено Обществом платежным поручением от 15.04.2011 N 109.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату ЕСН в федеральный бюджет были оплачены Обществом в полном объеме, что также подтверждается актом совместной сверки расчетов N 82 по состоянию на 01.01.2012.
23.12.2011 в адрес ОАО "Нижневартовскнефтегаз" поступило решение органа Пенсионного фонда РФ от 20.12.2011 N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 03.12.2010 N 33, была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 13 462 024 руб., образовавшейся за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. На указанную сумму недоимки были начислены пени за период с 15.05.2009 по 20.12.2011 в сумме 3 613 111 руб. 43 коп, штраф в сумме 2 692 404 руб. 80 коп.
Указанные суммы были оплачены Обществом 28.12.2011, что подтверждается платежными поручениями от 27.12.2011 N N 407,408,409.
Извещением N 3 от 27.02.2012 Инспекция уведомила ОАО "Нижневартовскнефтегаз" о наличии переплаты по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 13 462 024 руб., в связи с чем налоговым органом принято решение о возврате налогоплательщику суммы переплаты по ЕСН.
Платежным поручением N 792 от 01.03.2012 сумма в размере 13 462 024 руб. была возвращена налоговым органом на расчетный счет Общества.
02.02.2012 Обществом в налоговый орган подано заявление N 01/0029-и с просьбой произвести перерасчет пени, начисленную на ЕСН в Федеральный бюджет на сумму страховых взносов на обязательное страхование - 13 462 024 руб. и вернуть на расчетный счет Общества излишне уплаченную сумму пени по ЕСН в федеральный бюджет в размере 3 613 111 руб. 43 коп..
По результатам рассмотрения заявления Общества Инспекцией вынесено решение от 20.02.2012 N 20 об отказе в осуществлении зачета (возврата), со ссылкой на то, что по данным КРСБ не подтверждаются суммы переплаты, так как оплата произведена несвоевременно -платежным поручением N 407 от 28.12.2011.
Решением от 29.05.2012 N 07/206 Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре жалоба Общества от 05.04.2012 N 01/0099-и на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20.02.2012 N 20 оставлена без удовлетворения.
ОАО "Нижневартовскнефтегаз" обратилось в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о возврате суммы излишне взысканных пени по страховым взносам в размере 3 613 111 руб. 43 коп. по форме 24- ПФР. Решения по указанному заявлению в адрес Общества не поступало.
24.10.2012 Обществом было направлено в орган Пенсионного фонда РФ заявление о возврате спорной суммы излишне уплаченных (взысканных) пени в размере 3 613 111 руб. 43 коп. по форме 23-ПФР, на основании которого было принято решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 24.10.2012 N 99, где допущена ошибка в указании назначения суммы возврата (сумм возврата поименована не пени, как заявлялось Обществом, а страховые взносы).
07.11.2012 Общество вновь обратилось в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о возврате спорной суммы излишне взысканных пени в размере 3 613 111, 43 рублей по форме 23- ПФР. Решения по указанному адресу не поступало.
13.11.2012 заявителем получено решение Инспекции от 08.11.2012 N 124 об отказе в осуществлении возврата, вынесенного в отношении заявления Общества от 24.10.2012, поданного в орган Пенсионного фонда РФ.
05.12.2012 в адрес ОАО "Нижневартовскнефтегаз" поступило письмо органа Пенсионного фонда РФ об аннулировании решения от 24.10.2012 N 99.
Посчитав отказ органа Пенсионного фонда РФ возвратить излишне взысканные суммы пени в размере 3 613 111 руб. 43 коп. необоснованным, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с указанным выше заявлением
22.03.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Закон N 167-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являлись объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ с особенностями, предусмотренными пунктом 3 статьи 10 Закона N 167-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, которые начислены налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Как следует из материалов дела, налоговый орган, принимая решение от 25.01.2011 N 3 о доначислении Обществу ЕСН в сумме 19 231 485 руб. за 2008-2009 г.г., исходил из занижения им суммы налога, подлежащей уплате, на сумму начисленных, но неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом суммы доначисленного ЕСН и пени за их несвоевременную уплату были оплачены Обществом на основании выставленных в его адрес требований об уплате налога, а также путем проведения налоговым органом зачета, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с действовавшим в спорный период законодательством суммы единого социального налога, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
При этом законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).
Следовательно, взыскание Пенсионным фондом Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без учета ЕСН, взысканного налоговым органом во внесудебном порядке в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов, влечет нарушение принципа однократности налогообложения.
Таким образом, у Органа Пенсионного фонда не имелось оснований для доначисления Обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008-2009 г.г. в размере 13 462 024 руб. и соответствующих пеней, поскольку на момент вынесения им решения от 20.12.2011 N 10 указанная сумма была взыскана с заявителя налоговым органом.
Учитывая, что в рассматриваемом случае Общество уплатило сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и спорную сумму пени на основании решения Управления ПФ РФ от 20.12.2011 N 10, пени в размере 3 613 111 руб. 43 коп. обоснованно признаны судом первой инстанции излишне взысканными, и подлежащими возврату.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что главным администратором бюджета Пенсионного фонда РФ по у плате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2002 по 2009 год является Федеральная налоговая служба, следовательно, излишне взысканная сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111 руб. 43 коп. подлежит возврату Федеральной налоговой службой РФ.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N 307-ФЗ) утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации согласно приложению N 1 к названному закону.
Из приложения N 1 следует, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является Пенсионный фонд РФ.
Действительно, в части 4 статьи 2 Закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, является Федеральная налоговая служба.
Между тем, как следует из материалов дела, излишне взысканные органом Пенсионного фонда РФ пени, начисленные на необоснованно взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, были зачислены в бюджет Пенсионного фонда в 2011 году.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3, статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ и положениями Закона N 307-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов с 01.01.2010 возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, следовательно, требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов обоснованно заявлено к надлежащему ответчику - ГУ - УПФР в г. Нижневартовске ХМАО -Югры.
На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку орган Пенсионного фонда РФ на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 по делу N А75-376/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-376/2013
Истец: Открытое акционерное общество "Нижневартовскнефтегаз"
Ответчик: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Нижневартовске
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по курпнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре