г. Чита |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А19-91/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2013 года по делу N А19-91/2013 по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании зарегистрированного права отсутствующим
(суд первой инстанции: Архипенко А.А.)
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, ул. Нов.Басманная, 2): Липатов Д. А. - представитель (доверенность от 19.03.2013);
от ТУ ФАУГИ в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17): не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ответчик, ТУ ФАУГИ в Иркутской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на Кругобайкальскую железную дорогу, назначение нежилое, протяженностью 110 061 п.м., лит. 1, расположенную по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск-Чита до упора железнодорожной станции Байкал.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.04.2013 право собственности Российской Федерации на Кругобайкальскую железную дорогу, назначение нежилое, протяженностью 110 061 п.м., инвентарный номер 1549, лит. 1, расположенную по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск-Чита до упора железнодорожной станции Байкал признано отсутствующим.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ ФАУГИ в Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на статью 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 20.12.1995 N 176, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 считает правомерной регистрацию права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
ОАО "РЖД" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200063260709, а также отчетом о публикации 30.05.2013 03:22:24 МСК на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта - Министерством путей сообщения Российской Федерации 16.05.2003 было принято распоряжение N 455р "О закреплении объектов недвижимости в хозяйственном ведении за Восточно - Сибирской железной дорогой".
К указанному распоряжению был приложен перечень N 76, согласно которому за федеральным государственным унитарным предприятием "Восточно - Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" на балансе Слюдянской дистанции пути были закреплены на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества, том числе объекты недвижимости входящие в состав Кругобайкальской железной дороги.
20.08.2003 распоряжением Правительства Российской Федерации N 1155-р утвержден Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2003 год.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р были внесены изменения в прогнозный план, согласно которым подлежали приватизации имущество и имущественные комплексы 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, а также был дополнен перечень федеральных государственных унитарных предприятий: планировалось приватизировать в 2003 году путем изъятия и внесения в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе и имущества предприятия "Восточно-Сибирская железная дорога" МПС РФ (приложение N 2 к перечню) имущественный комплекс ФГУП ВСЖД подлежал изъятию и внесению в уставный капитал ОАО "РЖД".
Распоряжением Федеральной экономической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Согласно приложению N 3992 к передаточному акту, являющемуся неотъемлемой частью сводного передаточного акта, в составе имущественного комплекса ФГУП ВСЖД переданного в уставный капитал ОАО "РЖД" были переданы также и спорные объекты Кругобайкальской железной дороги, входящие в состав Сооружения - комплекс (производственно - технологический N27) Слюдянской дистанции пути Восточно - Сибирской железной дороги.
23.09.2003 ОАО "РЖД" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за регистрационным номером N 1037739877295.
Истец указал, что в собственности ОАО "РЖД" с 2004 года находится линейное сооружение - комплекс (производственное - технологический N 27) Слюдянской дистанции пути Восточно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, от 72 км - до 161 км, от 5284 км - до 5383 км, в состав которого входят 733 объекта недвижимого имущества, включающие верхнее строение пути, земляное полотно, здания, искусственные сооружения - мосты, трубы, тоннели, галереи, подпорные стенки, платформы, находящиеся на 16 земельных участках полосы отвода Восточно - Сибирской железной дороги, представленных РФ в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в долгосрочную аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет (право собственности зарегистрировано 29.04.2004).
Линейное сооружение - комплекс (производственное - технологический N 27) Слюдянской дистанции пути Восточно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по своему составу идентичен объекту исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, входящий под N 176 в перечень утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 комплекса Кругобайкальской железной дороги от ж/д. ст. "Байкал" до ж/д. ст. "Слюдянка", описанного в техническом паспорте, выполненным ФГУП "Восточно - Сибирское Аэрогеодезическое предприятие" 01.11.2011 как - Кругобайкальская железная дорога, назначение - нежилое, протяженностью 110 061 п.м., инв. N 1549, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск - Чита до упора железнодорожной станции Байкал.
Тождественность сооружения - комплекс (производственное - технологический N 27) Слюдянской дистанции пути Восточно - Сибирской железной дороги и объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения - Кругобайкальская железная дорога, назначение - нежилое, протяженностью 110 061 п.м., инв. N 1549, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск - Чита до упора железнодорожной станции Байкал отражена также в заключении ФГУП "Восточно - Сибирское Аэрогеодезическое предприятие" от 29.08.2012 N 1549.
28.03.2012 на объект недвижимого имущества - Кругобайкальская железная дорога, назначение - нежилое, протяженностью 110 061-м, инв. N 1549, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск - Чита до упора железнодорожной станции Байкал, в Едином государственном реестре прав сделана регистрационная запись N 38-38-09/ю.008/20123-003 о праве собственности Российской Федерации.
Поскольку на один объект недвижимости право собственности было зарегистрировано за разными лицами: Российской Федерацией и ОАО "РЖД", истец обратился в суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости.
В силу части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица. Право собственности на недвижимое имущество возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, в том числе в силу различных сделок с недвижимым имуществом.
Суд первой инстанции на основании статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в редакции, действующей на момент приватизации), распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р и распоряжения Федеральной экономической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.09.2003 N 4557-р/6-р/884р сделал правомерный вывод, что находившееся на праве хозяйственного ведения спорная железная дорога была в порядке приватизации государственного имущества передана в уставный капитал ОАО "РЖД", в связи с чем последнее является его собственником.
Поскольку истец как собственник комплекса Кругобайкальской железной дороги владеет им, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО "РЖД", табелями учета рабочего времени работников по обслуживанию спорного имущества, приказами "О проведении сплошного осеннего комиссионного осмотра пути на Слюдянской дистанции пути" и "Об организации путевых отходов по Слюдянской дистанции пути" за периоды с 2008 по 2012 годы, актами осмотров пути, сооружений, земляного полотна и путевых устройств, материальными отчетами по содержанию спорного имущества, документами о ремонте сооружений спорного имущества, а за Российской Федерацией также зарегистрировано право собственности на спорное имущество, удовлетворение иска о признании права собственности Российской Федерации отсутствующим является обоснованным.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы о правомерной регистрации 28.03.2012 права собственности Российской Федерации на спорное имущество со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" судом апелляционной инстанции отклонены.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что оформление права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия.
Поскольку спорное имущество отнесено к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года (Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176), а также отсутствуют доказательства признания данного здания объектом культурного наследия общероссийского значения до издания названного Указа (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оно не может быть передано Российской Федерации в собственность на основании пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Положениями статей 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации такого основания для возникновения права собственности у одного лица и прекращения права собственности у другого не предусмотрено.
Кроме того, в период действия Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 был принят Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Пункт 2 статьи 63 указанного закона временно ограничивал приватизацию объектов культурного наследия федерального значения до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность путем приостановления приватизации таких объектов.
В свою очередь Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенности правления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность приостановить приватизацию объектов культурного наследия федерального значения.
Положения настоящего пункта не распространяются на имущество федерального железнодорожного транспорта, относящееся к объектам культурного наследия.
Таким образом, на имущество федерального железнодорожного транспорта на момент приватизации спорного объекта в сентябре 2003 года не распространялись ограничения по приватизации объектов культурного наследия федерального значения.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2013 года по делу N А19-91/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-91/2013
Истец: ОАО "РЖД" Восточно-Сибирская железная дорога
Ответчик: Территориальное управление ФАУГИ в Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области