город Москва |
|
15 июля 2013 г. |
дело N А40-13592/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н. Н., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саргсяном Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Дикси-Юг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2013
по делу N А40-13592/13, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-134),
по заявлению ЗАО "Дикси-Юг" (ОГРН 1035007202460, 142119, Московская область, Подольск, ул. Юбилейная, д. 32А)
к УФАС по Московской области
о признании незаконным решения от 26.12.2012 по делу N 0922/3-12;
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Глушенкова И.С. по доверенности от 10.04.2013;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2013 в удовлетворении требований ЗАО "ДИКСИ Юг" о признании незаконными и отмене решения Управления ФАС России по Московской области от 26.12.2012 по делу N 09-22/3-12 в части признания ЗАО "ИКСИ Юг"нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 81-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части приобретения или аренды хозяйствующим субъектом дополнительных площадей торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям на территории Серпуховского муниципального района Московской области, доля которого превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предшествующий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя управления, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции, рассмотревшего дело в соответствии с требованиями, предъявляемыми Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, основаны на исследовании документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
Из материалов дела следует, что оспариваемым п. 1 решения от 16.01.2013 по делу N 09-22/3-12 Комиссией Управления ФАС по Московской области признано ЗАО "ДИКСИ Юг" нарушавшим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части приобретения или аренды хозяйствующим субъектом дополнительных площадей торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям на территории Серпуховского муниципального района Московской области, доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предшествующий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования.
ЗАО "ДИКСИ Юг" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Московской области, деятельность которого подпадает под действие Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Из представленных материалов следует, что в рамках рассмотрения дела Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что между ЗАО "ДИКСИ Юг" и ИП Лавренюк Н.С. заключен договор аренды недвижимого имущества N 087-Дюг/2011 от 15.11.2011 нежилого назначения (магазин) по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, пос. Большевик, улица Ленина, д. 5.
В соответствии с п. 1.2 договора, объектом аренды является магазин (встроенное помещение) нежилого назначения общей площадью 431, 9 кв. м.
Согласно п. 1.5 договора, объект недвижимого имущества передается ЗАО "ДИКСИ Юг" для организации торговли, оказания услуг населению, складирования товара и размещения офиса.
Обществом получен в пользование объект недвижимого имущества на основании договора аренды N 087-Дюг/2011 от 15.11.2011 с целью размещения дополнительных площадей торговых объектов ЗАО "ДИКСИ Юг" для осуществления торговой деятельности по продаже продовольственных товаров.
Объект, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, пос. Большевик, улица Ленина, д. 5, принадлежит ИП Лавренюк Н.С. (арендодатель) на праве долевой собственности, доля в праве 1/2 на основании Соглашения об объединении объектов недвижимого имущества, установлении режима общей долевой собственности и определении долей в праве общей долевой собственности на встроенное помещение - магазин от 30.12.2010 договора купли-продажи N 4 от 12.10.2005, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.01.2011 сделана запись регистрации N 50-50-32/070/2010-110, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 18.02.2011, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (условный номер: 50-50-32/070/2010-110).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Таким образом, по существу, запрещено торговым сетям с 25 % участием доли рынка открывать новые магазины в регионе.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (редакции от 01.03.2011) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В целях реализации ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305 утверждена методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 305, информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и имеющие намерение приобрести или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям имеют возможность расчета своей доли в границах соответствующего административно-территориального образования исключительно на основании официальных данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами).
Исходя из полученных данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области (вх. N 9218 от 10.09.2012), объем реализации продовольственных товаров на территории Серпуховского муниципального района за 2010 составил 1.435.186.800 руб.
В соответствии со сведениями, предоставленными ЗАО "ДИКСИ Юг" в рамках проведенного внепланового контрольного мероприятия, объем реализации продовольственных товаров ЗАО "ДИКСИ Юг" за 2010 на территории Серпуховского муниципального района составил 381.403.800 рублей.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства Российской Федерации N 305, расчет доли оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными в отчетном году хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа производится по формуле: D = Т / О х 100% или D = Т / О х 100 %, мг, где: D, D - доля объема продовольственных товаров в денежном выражении, мг реализованных хозяйствующим субъектом в отчетном году соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа; Т - оборот розничной торговли продовольственными товарами конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), за отчетный год соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа; О, О - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами мг соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа.
Таким образом, доля оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными ЗАО "ДИКСИ Юг" в 2010 в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах Серпуховского муниципального района Московской области, составила 26, 5 %.
Следовательно, по состоянию на дату заключения договора аренды недвижимого имущества N 087-Дюг/2011 от 15.11.2011 по адресу Московская область, Серпуховский р-н, пос. Большевик, улица Ленина, д. 5, для размещения дополнительных площадей торговых объектов, доля ЗАО "ДИКСИ-Юг" превышала 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2010 на территории Серпуховского муниципального района Московской области.
Общество не вправе приобретать или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям на территории Серпуховского муниципального района Московской области в 2011.
Порядок расчета и формирования сведений об общем обороте продовольственных товаров в границах административно-территориальных образований утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 305 и иные методы расчета указанного показателя не предусмотрены. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
В соответствии с письменными пояснениями территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области, формирование статистической информации по алгоритмам, приведенным в Методике формирования оборота розничной торговли пищевыми продуктами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется на основе данных унифицированных форм N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", месячная и N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации", квартальная с последующим уточнением данных по специализированной годовой форме N 1-торг "Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли".
Довод относительно того, что антимонопольным органом должно быть учтены сведения об объеме реализованных ЗАО "ДИКСИ-Юг" продовольственных товаров на территории Серпуховского муниципального района за 2010 в составе данного показателя по всему муниципальному району, поскольку сведения за 2010 обществом в органы статистики не подавались, обоснованного отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
Согласно п. п. 3 и 4 Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанным в п. 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, юридическое лицо обязано представлять статистическую отчетность.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской федерации N 305 расчет общего оборота розничной торговли продовольственными товарами производится Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе данных федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами (далее - хозяйствующие субъекты), и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках.
С учетом изложенного, сведения об объеме всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год, формируемые и рассчитываемые Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами, являются единственным источником информации, необходимым для достижения целей и задач, установленных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2008 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Иные методы расчета указанного показателя действующим законодательством не предусмотрены, в том числе представленный ЗАО "ДИКСИ Юг" в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Проверка достоверности сведений, представленных Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами в полномочия антимонопольного органа не входит, равно как и оценка действий органа государственной статистики по не учету объема реализованных ЗАО "ДИКСИ-Юг" продовольственных товаров на территории Серпуховского муниципального района за 2010.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми отказами.
Иные доводы общества судом апелляционной инстанции не принимаются, как не влияющие на выводы суда первой инстанции.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2013 по делу N А40-13592/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Дикси-Юг" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13592/2013
Истец: ЗАО "Дикси-Юг"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области, УФАС по Московской области