г. Владивосток |
|
23 июля 2013 г. |
Дело N А24-68/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-6728/2013
на решение от 25.04.2013
судьи В.И. Решетько
по делу N А24-68/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный берег" (ИНН 8203002223, ОГРН 1024101419253, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.11.2002)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2010)
о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче заявителю справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012, содержащей сведения о наличии у заявителя недоимки в размере 707.313 руб. и пеней на сумму 738,57 руб.
при участии:
от МИФНС N 3 по Камчатскому краю - начальник юридического отдела Распопова Л.В. по доверенности N 04-14 от 29.12.2012, срок действия до 31.12.2013,
от ООО "Восточный берег" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточный берег" (далее - заявитель, ООО "Восточный берег", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - налоговый орган, инспекция), выразившихся во включении в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012 недостоверных сведений о наличии у заявителя недоимки в размере 707.313 руб. и пеней на сумму 738,57 руб. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО "Восточный берег" просило суд обязать налоговый орган выдать справку с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Решением от 25.04.2013 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда в части выводов, касающихся пени в сумме 738,57 руб., налоговая инспекция обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила в указанной части решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении требований отказать.
Доводы инспекции обоснованы ссылками на положения статьей 24 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговый агент независимо от факта неудержания налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, обязан заплатить пени за несвоевременную уплату в бюджет налога.
Поскольку правомерность выводов инспекции об обязанности ООО "Восточный берег" по удержанию у иностранной организации "Dalyna Limited" и перечислению в бюджет налога на прибыль в сумме 707.313 руб. подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А24-4253/2010, следовательно, инспекция правомерно начислила пени и отразила их в справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 15.12.2012.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края, представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
ООО "Восточный берег" представило письменный отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы инспекции, сославшись на то, что вступившими в законную силу судебными актами по делам N А24-4414/2010, N А24-3980/2010 установлено отсутствие у общества задолженности в сумме 707.313 руб. и соответствующих ему пеней. Кроме того, указало, что инспекцией не представлено доказательств принятия мер по взысканию пени, в связи с чем отраженные в справке о состоянии расчетов с бюджетом пени в сумме 738,57 руб., не отражают реальный размер существующих налоговых обязательств.
В судебное заседание представитель общества не явился, через канцелярию суда общество заявило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи в связи с невозможностью вылета представителя в г. Владивосток.
Коллегия апелляционной инстанции, расценивает данное ходатайство как ходатайство об отложении судебного заседания.
Заслушав мнение представителя налоговой инспекции, который возражал против отложения рассмотрения апелляционной жалобы, коллегия не усматривает оснований для отложения судебного заседания.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 ООО "Восточный берег" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением от 10.06.2013 судом было удовлетворено ходатайство налоговой инспекции об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Камчатского края. Данное определение было направлено сторонам по делу и согласно отчету о публикации было размещено на сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации (arbitr.ru) 11.06.2013.
Таким образом, ООО "Восточный берег" было извещено о том, судебное заседание 17.07.2013 будет проводиться с использованием системы видеоконференц-связи при её организации Арбитражным судом Камчатского края и не было лишено возможности направить своего представителя в Арбитражный суд Камчатского края для участия в данном судебном заседании.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что суд не обязывал общество явкой, коллегия не усматривает оснований для отложения судебного заседания в целях предоставления заявителю возможности участвовать в судебном заседании посредством видеоконференц-связи.
Поскольку в порядке апелляционного производства налоговой инспекцией обжалуется решение суда только в части пени в сумме 738,57 руб. и при этом лица, участвующие в деле, не заявили возражений на этот счет, коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, коллегия установила.
25.12.2012 ООО "Восточный берег" обратилось в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности по налогам по состоянию на 15 декабря 2012 по форме 39-1.
В тот же день инспекцией была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012, в которой отражена задолженность по налогу на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, в сумме 707.313 руб. и пени по нему в размере 738,57 руб.
Полагая, что указание в справке данной задолженности не отражает реальные обязательства общества перед бюджетом, ООО "Восточный берег" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и письменных возражениях общества, заслушав представителя инспекции, коллегия находит апелляционную жалобу инспекции обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда в обжалуемой части - подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал судебный акт тем, что на дату выдачи справки у общества отсутствовала недоимка по налогу на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, в сумме 707.313 руб. с учетом вступившего в законную силу решения суда от 25.10.2012 по делу N А24-5551/2011, которым установлена обязанность инспекции возвратить данную сумму, как излишне взысканную. Установив отсутствие задолженности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления пени в сумме 738,57 руб.
Вместе с тем, судом первой инстанции не приняты во внимание следующие положения налогового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, что также согласно части 8 указанной статьи распространяется и на налоговых агентов, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно части 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно части 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
При этом, частью 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на налоговых агентов.
Следовательно, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на который возложена такая обязанность.
Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод, что налоговые агенты обязаны самостоятельно и в полном объеме исчислить, удержать из денежных средств, выплаченных налогоплательщикам, и своевременно перечислить в бюджет соответствующий налог, а в случае просрочки исполнения обязанности по перечислению в бюджет налога налоговому агенту начисляются в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, которые подлежат взысканию за счет его денежных средств или иного имущества в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. При этом, налоговый агент обязан заплатить пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога независимо от факта неудержания налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.
Указанный вывод также следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N 16058/05, от 26.09.2006 N 4047/06, от 22.05.2007 N 16499/06, от 28.12.2010 N 9999/10, от 20.09.2011 N 5317/11.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной налоговой проверки, результаты которой были оформлены решением Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю от 09.07.2010 N 06-17/17203, было установлено неисполнение ООО "Восточный берег" своей обязанности, предусмотренной статьями 287, 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации, как налогового агента исчислить и удержать налог с доходов, выплаченных иностранной организации "Dalyna limited" (Британские Виргинские острова) в 2008 году в сумме 3.536.567,52 руб. по договору займа от 19.12.2007 N D/VB/k-1912/07 платёжными поручениями от 31.10.2008 N1 и от 07.11.2008 N 2, в связи с чем обществу было предложено уплатить налог на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации, в сумме 707.313 руб.
Поскольку положениями налогового законодательства установлена недопустимость уплаты налоговым агентом налога за счет его собственных средств, Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю решением от 27.08.2010 N 09-17/07062 изменило решение инспекции, указав на необходимость налоговому агенту удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет налог на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации, в сумме 707.313 руб.
Правомерность выводов налогового органа, с учетом внесенных УФНС по Камчатскому краю изменений, была подтверждена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Камчатского края от 10.02.2011 по делу N А24-4253/2010 и от 16.02.2011 NА24-4414/2010.
При рассмотрении дела N А24-5551/2011 было установлено, что налог в сумме 707.313 руб. был перечислен ООО "Восточный берег" во исполнение требований об уплате от 14.10.2010 N 5829 и от 07.09.2010 N4755 за счет собственных средств, в связи с чем решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.10.2012 по делу NА24-5551/2011 на налоговую инспекцию была возложена обязанность возвратить ООО "Восточный берег" излишне взысканный налог на прибыль в сумме 707.313 руб. и внести соответствующие изменения в карточку расчетов с бюджетом.
Во исполнение решения суда инспекция 11.12.2012 возвратила на расчетный счет ООО "Восточный берег" спорную сумму налога.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.
Принимая во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами по делам N А24-4414/2010 и N А24-4253/2010 был установлен факт выплаты заявителем иностранной организации "Dalyna limited" в 2008 году дохода в сумме 3.536.567,52 руб. и обязанность общества как налогового агента удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет налог на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации, в сумме 707.313 руб., данные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат повторному исследованию и доказыванию.
Учитывая, что ООО "Восточный берег" свою обязанность налогового агента перечислить соответствующую сумму налога в установленный частью 2 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации срок не исполнило, коллегия считает, что инспекция правомерно начислила обществу пени на указанную сумму налога за период с 11.12.2012 по 14.12.2012 в сумме 738,57 руб.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
При этом, как следует из правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 4381/09 от 01.09.2009, указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что отражение налоговой инспекцией в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012 пени по налогу на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, в сумме 738,57 руб. соответствует реальной обязанности ООО "Восточный берег" как налогового агента по уплате в бюджет указанной задолженности.
Довод ООО "Восточный берег" о том, что вступившими в законную силу судебными актами по делам N А24-4414/2010, N А24-3980/2010 установлено отсутствие у общества задолженности в сумме 707.313 руб. и соответствующих ему пеней, коллегией отклоняется как не соответствующий действительности.
Данными судебными актами признаны незаконными ненормативные акты налоговой инспекции (требования об уплате) в части предложения обществу уплатить налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, в сумме 707.313 руб. При этом, в удовлетворении требований общества о признании незаконными требования об уплате пени, начисленных на спорный налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, отказано с ссылкой на обязанность налогового агента уплачивать соответствующую пеню.
Довод общества о том, что инспекцией не представлено доказательств принятия мер по взысканию пени, в связи с чем отраженные в справке о состоянии расчетов с бюджетом пени в сумме 738,57 руб., не отражают реальный размер существующих налоговых обязательств, коллегией также отклоняется.
Из материалов дела следует, что пени в сумме 738,57 руб. начислены за период с 11.12.2012 по 14.12.2012, следовательно, на момент выдачи инспекцией спорной справки о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 15.12.2012 срок на принятие мер для взыскания данной задолженности, в частности на направление требования об уплате, которое в силу части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления задолженности, а также на взыскание пени в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, еще не истек.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно признал незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в выдаче ООО "Восточный берег" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012, содержащей сведения о наличии у него задолженности по пеням в сумме 738,57 руб., а также обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Восточный берег" путем выдачи ему справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012 без указания задолженности по пеням в сумме 738,57 руб.
В связи с чем решение в указанной части подлежит отмене, а требования общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.04.2013 по делу N А24-68/2013 в части признания незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в выдаче ООО "Восточный берег" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012, содержащей сведения о наличии у него задолженности по пеням в сумме 738,57 руб., а также обязании МИ ФНС N 3 по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Восточный берег" путем выдачи ему справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2012 без указания задолженности по пеням в сумме 738,57 руб., отменить.
В удовлетворении требований в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-68/2013
Истец: ООО "Восточный берег"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5352/13
13.11.2013 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-68/13
19.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4455/13
19.09.2013 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-68/13
23.07.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6728/13
17.07.2013 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-68/13
25.04.2013 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-68/13