г. Тула |
|
23 июля 2013 г. |
Дело N А09-9839/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Клинцовский автокрановый завод" (Брянская область, г. Клинцы, ОГРН 10232013339700, ИНН 3203000428) - Курочкина К.В. (доверенность от 22.02.2011), от ответчика - Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области (Брянская область, г. Клинцы) - Антипенко В.М. (доверенность от 15.07.2013 N 02-01/011577), Арсеньевой Н.В. (доверенность от 11.01.2013 N 02-01/000173), от УФНС России по Брянской области (г. Брянск) - Куликовой Е.В. (доверенность от 10.01.2013 N 1), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Все краны" - Барашковой Л.Л. (доверенность от 14.11.2012 N 25), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 по делу N А09-9839/2012 (судья Гоманюк Н.С.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Клинцовский автокрановый завод" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "КАЗ") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области (далее по тексту - ответчик, налоговый орган, инспекция) и УФНС России по Брянской области (г. Брянск) об оспаривании решений инспекции от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Концерн "Все краны" (г. Москва, ИНН 7723106481, ОГРН 1027700377396).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области от 30.08.2012 N 1151, от 30.08.2012 N 1154, от 30.08.2012 N 1120 о признании необоснованным уменьшения суммы налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в общей сумме 9 247 500 рублей, а также о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 1 130 250 рублей. В удовлетворении требований общества к УФНС России по Брянской области отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что организация на законных основаниях представила в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года, в которых к дивидендам в сумме 102 750 000 рублей, выплаченным ООО "Концерн "Все краны" за 2008 год, была применена налоговая ставка 0 процентов.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 1 по Брянской области просит данный судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права и по неполно выясненным обстоятельствам, отменить в части удовлетворения требований общества о признании недействительными решений инспекции от 30.08.2012 NN 1151, 1154, 1120 в части признания необоснованным уменьшения суммы налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в общей сумме 9 247 500 рублей, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в указанной части. В обоснование своей позиции указывает на то, что применение при исчислении налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов за 2008 год, ставки 0 процентов является необоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Клинцовский автокрановый завод", ООО "Концерн "Все краны", опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Брянской области, поддерживая доводы жалобы, просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, по результатам деятельности за 2008 год ОАО "Клинцовский автокрановый завод" составило отчет о прибылях и убытках, согласно которому прибыль до налогообложения составляет 865 163 000 рублей, налог на прибыль - 175 129 000 рублей, чистая прибыль - 688 231 рубль.
Согласно бухгалтерскому балансу общества за 2008 год уставный капитал ОАО "КАЗ" за 2008 год составил 55 889 000 рублей.
Единственным участником общества ООО "Концерн "Все краны" 17.02.2011 принято решение N 2 о выплате дивидендов за 2008 год из чистой прибыли, направленной решением единственного акционера от 15.07.2009 в резервный фонд на выплату дивидендов в сумме 102 750 000 рублей в срок до 01.08.2011.
Обществом из суммы дивидендов, выплаченных ООО " Концерн "Все краны" в период с 18.02.2011 по 21.07.2011, был удержан налог в сумме 9 247 500 рублей, исходя из ставки 9 %, который отражен в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2011 года (дивиденды в сумме 40 000 000 рублей, налог - 3 600 000 рублей), за 1 полугодие 2011 года (дивиденды в сумме 40 000 000 рублей, налог - 3 600 000 рублей), и за 9 месяцев 2011 года (дивиденды в сумме 22 750 000 рублей, налог - 2 047 500 рублей).
Не согласившись с удержанием налога, ООО "Концерн "Все краны" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с ОАО "Клинцовский автокрановый завод" 9 247 500 рублей недоплаченных дивидендов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 28.02.2012 по делу N А09-8475/2011 исковые требования удовлетворены полностью. Платежным поручением от 09.07.2012 N 4648 общество перечислило ООО "Концерн "Все краны" 9 247 500 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для представления ОАО "КАЗ" в апреле 2012 года в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в том числе: декларации за 1 квартал 2011 года, в которой отражены суммы дивидендов, подлежащие распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде за 2010 год в сумме 40 000 000 рублей, к которым применена ставка 0 % и заявлена к уменьшению сумма налога на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в размере 3 600 000 рублей; декларации за 1 полугодие 2011 года, в которой также отражены суммы дивидендов, подлежащие распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде за 2010 год в сумме 40 000 000 рублей, к которым применена ставка 0 % и заявлена к уменьшению сумма налога на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в размере 3 600 000 рублей; декларации за 9 месяцев 2011 года, в которой отражены суммы дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде за 2010 год двумя суммами: в сумме 22 750 000 рублей и 53 395 000 рублей, к которым применена ставка 0 % и к уменьшению заявлена сумма налога на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в размере 2 047 500 рублей.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций.
Выявленные налоговым органом в ходе проверок нарушения зафиксированы в актах камеральных налоговых проверок от 24.07.2012 N 18587, 18594, 18596.
По результатам рассмотрения материалов проверок и представленных заявителем возражений Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области приняты решения от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, согласно которым признано необоснованным уменьшение суммы налога на прибыль с доходов, выплаченных в виде дивидендов от российских организаций по уточненным налоговым декларациям по налогу на прибыль за 1 квартал 2011 года по ставке 9 % в сумме 3 600 000 рублей, за полугодие 2011 года - в сумме 3 600 000 рублей, за 9 месяцев 2011 года - 2 047 500 рублей.
Кроме того, общество привлечено к ответственности по статье 123 НК РФ - за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в общем размере 1 130 500 рублей, в том числе за 1 квартал 2011 года - 440 000 рублей, за полугодие 2011 года - 440 000 рублей и за 9 месяцев 2011 года - 250 250 рублей.
На основании статей 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с апелляционной жалобой на решения инспекции.
Решением управления от 09.10.2012 оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области оставлены без изменения.
Полагая, что решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120 не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают права и законные интересы налогоплательщика, ОАО "Клинцовский автокрановый завод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Дивидендом в целях налогообложения признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров в капитале компании (пункт 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц с учетом положений настоящего пункта.
Порядок применения налогоплательщиками налоговых ставок по доходам в виде дивидендов установлен пунктом 3 статьи 284 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:
0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей;
9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.
Согласно новой редакции подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, действующей с 01.01.2011, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" положения пункта 3 статьи 284 НК РФ (в редакции названного Закона) применяются с 01.01.2011 и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
Источником выплаты дивидендов является прибыль общества, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (пункт 2 статьи 42 указанного Закона).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны, что исключает различный режим налогообложения в зависимости от отчетного периода, за который принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов.
Аналогичная правовая позиция содержится в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 N ВАС-13840/12.
Как правомерно посчитал суд первой инстанции, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, поскольку по сравнению с ранее действовавшей редакцией пункта 3 статьи 284 НК РФ в рамках нового правового регулирования налогоплательщикам, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении полученных ими доходов в виде дивидендов, необходимо соблюдать не три, а два условия: о размере доли и сроке владения ею.
Содержащееся в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ условие направлено на разрешение вопроса о действии во времени внесенных этим Законом изменений и не содержит дополнительного ограничения, отсутствующего в пункте 3 статьи 284 НК РФ, в виде запрета на применение налоговой ставки 0 процентов в случае выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Клинцовский автокрановый завод" на законных основаниях представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года, в которых к дивидендам, выплаченным обществом за 2008 года, применило налоговую ставку 0 процентов, является правильным.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования в части признания недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области от 30.08.2012 N 1151, N 1154, N 1120.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 по делу N А09-9839/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9839/2012
Истец: ОАО " Клинцовский автокрановый завод "
Ответчик: МИФНС России N 1 по Брянской области
Третье лицо: Управление ФНС по Брянской области, ООО "Концерн "Все краны"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3871/13
23.07.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-816/13
25.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-816/13
14.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-816/13
14.02.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-816/13
25.12.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9839/12