г. Саратов |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А12-3312/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июЛя 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,
судей Кузьмичева С.А., Каплина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рекуновой Марины Сергеевны (г. Волгоград, пр. им. Ленина, д.57, кв.41, ИНН 344505183036, ОГРН 308346034700038)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "28" февраля 2013 года по делу N А12-3312/2012 (судья Маслова И.И.),
по заявлению Министерства финансов Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д.7;ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922)
к начальнику отдела - старшему судебному приставу Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Борисову Александру Петровичу,
о признании постановления незаконным,
заинтересованные лица: Дубовский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (Волгоградская область, г. Дубовка, ул. Юбилейная, 42), Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Калинина, 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308), индивидуальный предприниматель Рекунова Марина Сергеевна (г. Волгоград, пр. им. Ленина, д.57, кв.41, ИНН 344505183036, ОГРН 308346034700038), муниципальное образование Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области (Волгоградская область, Дубовский р-н, г.Дубовка, ул. Минина, 1, ОГРН 1023405375993, ИНН 3405002315), Финансовый отдел Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области (Волгоградская область, г. Дубовка)
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области - Соколовой А.В. по доверенности от 09.01.2013,
без участия в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя Рекуновой Марины Сергеевны, начальника отдела - старшему судебному приставу Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Борисову Александру Петровичу, Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, муниципального образования Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, Финансового отдела Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Министерство финансов Волгоградской области (далее - Министерство, заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления начальника отдела - старшего судебного пристава Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Борисова Александра Петровича (далее - старший судебный исполнитель Борисова А.П.) от 05.02.2013 об обращении взыскания на имущественное право в порядке статьи 75 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", вынесенного в рамках исполнительного производства N 544/10/05/34.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены. Постановление старшего судебного пристава Борисова А.П. от 05.02.2013 об обращении взыскания на имущественное право в порядке статьи 75 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принятое в рамках исполнительного производства N 544/10/05/34, признано недействительным, как не соответствующее положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Индивидуальный предприниматель Рекунова Марина Сергеевна (далее - ИП Рекунова М.С.) не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - УФССП России по Волгоградской области) поддержал свою позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Дубовского районного отдела службы судебных приставов УФССП по Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, ИП Рекуновой М.С., Финансового отдела администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, начальника отдела - старшего судебного пристава Дубовского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Борисова Александра Петровича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (пункт 1 статьи 123, пункт 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2008 по делу N А12-20245/2006 с территориального управления Дубовского муниципального района комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области за счет казны Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 20 435 665 руб. 35 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение суда первой инстанции по делу N А12-20245/2006 изменено: с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице территориального управления Дубовского муниципального района комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 20434 884 руб. 04 коп.
На основании постановления от 17.11.2008 по делу N А12-20245/2006 Двенадцатым арбитражным апелляционным судом выдан исполнительный лист от 17.11.2008 N А 001990. Предмет исполнения: взыскание с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице Территориального управления Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в пользу Некоммерческой организации "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" в порядке субсидиарной ответственности 20434884 руб. 04 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2009 по делу N А12-20245/2006 произведено процессуальное правопреемство, истец - некоммерческая организация "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" заменен на индивидуального предпринимателя Рекунову Марину Сергеевну.
26.04.2010 судебным приставом-исполнителем Дубовского районного отдела Управления Федеральной службе судебных приставов по Волгоградской области Карповой Н.В. на основании вышеуказанного исполнительного листа Двенадцатого арбитражного апелляционного суда возбуждено исполнительное производство N 18/5/6743/3/2010 о взыскании долга в размере 20434884,04 руб. в отношении должника - муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице Территориального управления Дубовского муниципального района комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в пользу взыскателя Рекуновой Марины Сергеевны.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу N А12-20245/06-с6 заявление судебного пристава-исполнителя Дубовского районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области было удовлетворено. Изменен порядок и способ исполнения судебного акта по делу А12-20245/2006 путем взыскания с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице Финансового отдела Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Рекуновой Марины Сергеевны, в порядке субсидиарной ответственности 20434 884, 04 рублей.
Во исполнение требований исполнительного листа в адрес Управления Федерального казначейства по Волгоградской области направлено постановление о списании денежных средств в сумме 20 434 884 руб. 04 коп. с расчетных счетов N 40204810700000000028, N 4010181030000003003, открытых для должника по исполнительному производству Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области в ГРКЦ ГУ Банка РФ по Волгоградской области. В адрес руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области направлено требование о перечислении с расчетных счетов, открытых в ГРКЦ Главного Управления Банка России по Волгоградской области.
В рамках дела N А12-20632/2012 Управление Федерального казначейства по Волгоградской области оспаривало действия судебного пристава-исполнителя по предъявлению требования от 03.08.2012 N 49094 и постановления от 04.07.2012 о перечислении денежных средств в сумме 20 434 884 руб. 04 коп. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012, отказано в удовлетворении требований Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
В рамках дела N А12-30991/2012 Центральный банк Российской Федерации в лице заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области просит признать недействительным постановление от 20.11.2012 начальника отдела - старшего судебного пристава Дубовского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Борисова А.П. о списании 20 424 884 руб. 04 коп. со счетов N 40101810300000010003 и N 40204810700000000028 Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, открытых в ГРКЦ г. Волгограда ГУ Банка России по Волгоградской области; признать незаконными действия начальника отдела - старшего судебного пристава Дубовского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Борисова А.П. о направлении центральным органам Центрального банка Российской Федерации постановления от 20.11.2012 о списании 20 424 884 руб. 04 коп. со счетов N 40101810300000010003 и N 40204810700000000028 Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, открытых в ГРКЦ г. Волгограда ГУ Банка России по Волгоградской области.
05.02.2013 старший судебный пристав Борисов А.П. вынес постановление о списании денежных средств, согласно которому:
- обратил взыскание на имущественное право должника - Дубовского муниципального района Волгоградской области, возникшего в силу положений закона Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в виде права на получение межбюджетных трансфертов в сумме 256 109,1 тыс. руб. в объеме задолженности по исполнительному документу - 20 434 884,04 руб.;
- обязал Министерство финансов Волгоградской области с момента получения настоящего постановления перечислять денежные средства, причитающиеся в качестве межбюджетных трансфертов бюджету Дубовского муниципального района Волгоградской области (в силу положений Закона Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") на счет по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение Дубовского районного отдела судебных приставов до полного погашения задолженности по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- запретил Министерству финансов Волгоградской области с момента получения постановления перечислять денежные средства, причитающиеся в качестве межбюджетных трансфертов бюджету Дубовского муниципального района Волгоградской области на иные счета, за исключением счета по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение Дубовского районного отдела судебных приставов до момента полного погашения задолженности по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- обязал Министерство финансов Волгоградской области незамедлительно уведомлять Дубовский районный отдел судебных приставов о произведенных перечислениях по настоящему постановлению.
Министерство, полагая, что постановление от 05.02.2013 об обращении взыскания на имущественное право является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания бездействия незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества.
Исполнительные действия и меры принудительного исполнения, применяемые к должнику в целях исполнения исполнительного документа, предусмотрены статьями 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно статье 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к должнику применяются следующие меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии с положениями статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из материалов дела следует, что 01.01.2010 между администрацией Дубовского муниципального района Волгоградской области и Отделением Управления Федерального казначейства по Волгоградской области по Дубовскому району заключено соглашение об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета Дубовского муниципального района Волгоградской области при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1. соглашения администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области поручила отделению Управления Федерального казначейства по Волгоградской области по Дубовскому району осуществление определенных указанным соглашением отдельных функций по исполнению бюджета Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 1.3. соглашения предусмотрено, что учет операций со средствами бюджета Дубовского муниципального района Волгоградской области при кассовом обслуживании исполнения указанного бюджета осуществляется органом Федерального казначейства на счете N 40204810700000000028, открытом Управлению в Головном расчетно-кассовом центре Главного управления Банка России по Волгоградской области на балансовом счете N 40204 "Средства местных бюджетов".
В соответствии со статьей 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.1999 N 35н "Об утверждении Типового Соглашения между Администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и Управлением (отделением) Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)", открытие счетов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) органами федерального казначейства для учета ими средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, других банках, привлеченных к обслуживанию счетов по учету доходов и средств бюджетов на основе договоров, заключаемых в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 12.05.1997 N 477, движение средств учитывается на текущих бюджетных счетах 40201 "Средства субъектов Российской Федерации" и 40204 "Средства местных бюджетов".
Согласно пункту 4.11 Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 26.03.2007 N 302-П, по счету N 4204 осуществляется учет средств местных бюджетов.
Между Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (клиент) и ГРКЦ Главного Управления по Волгоградской области Центрального банка Российской Федерации (банк) заключены договоры N 22-2-173/13003 от 25.10.2010, N 22-2-173/13069 от 27.10.2010, предметом которых является обслуживание лицевых счетов, в том числе лицевых счетов N 0204810700000000028, N 401018103000000010003.
В соответствии со статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5.12 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется федеральным казначейством.
Согласно Положению о Министерстве финансов Волгоградской области, утвержденному постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 N 234-п, Министерство финансов является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области. Его полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, подзаконными актами, а также законами Волгоградской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Волгоградской области, постановлениями Правительства Волгоградской области, а также настоящим Положением.
Исполнение бюджета по расходам также предусмотрено статьей 4 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1694-0Д "О бюджетном процессе в Волгоградской области", определяющей полномочия Министерства финансов Волгоградской области.
Однако ни в данной статье, ни в Бюджетном кодексе Российской Федерации, ни в Гражданском кодексе Российской Федерации не предусмотрены полномочия финансового органа субъекта Российской Федерации по перечислению денежных средств.
В письме от 20.08.2012 N 08-04-07/3705 "Об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы" Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что старший судебный пристав Борисов А.П. оспариваемым постановлением обязывает Министерство финансов Волгоградской области перечислять денежные средства, причитающиеся в качестве межбюджетных трансфертов бюджету Дубовского муниципального района (в силу положений закона Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-0Д "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") на счет по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение Дубовского районного отдела судебных приставов до полного погашения задолженности по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Согласно статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Следовательно, к межбюджетным трансфертам относятся, в том числе, и субвенции.
Согласно статье 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации к собственным доходам бюджета относятся доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Судом первой инстанции установлено, что бюджетом Дубовского муниципального района законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД предусмотрены субвенции на исполнение переданных государственных полномочий на общую сумму 200 202.6 тыс. руб.
При исполнении оспариваемого постановления, целевые средства, выделенные бюджету Дубовского муниципального района на исполнение государственных полномочий, будут переданы на исполнение решения суда по собственным обязательствам муниципального образования, а государственные полномочия не будут исполнены.
Согласно оспариваемому постановлению старший судебный пристав Борисов А.П. действовал в рамках статьи 75 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание на принадлежащие должнику исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, право использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также на имущественные права в отношении третьих лиц обращается с соблюдением правил, установленных Гражданским кодексом РФ.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии со статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" к публично-правовым образованиям нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (пункт 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что поскольку бюджетные правоотношения урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации, применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации к данным отношениям недопустимо.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеизложенные правовые нормы и исследовав материалы, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, межбюджетные трансферты не являются имущественными правами, на которые распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации и на которые можно обратить взыскание с соблюдением процедуры, предусмотренной статьями 75, 76 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку межбюджетные трансферты представляют собой средства соответствующего бюджета.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы министерства.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Апелляционную жалобу ИП Рекуновой М.С. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "28" февраля 2013 года по делу N А12-3312/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Н. Пригарова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3312/2013
Истец: министерство финансов Волгоградской области
Ответчик: Начальник Дубовского районного отдела судебных приставов г. Дубовки УФССП по Волгоградской области - старший судебный пристав Борисов А. П., Начальник отдела - старший судебный пристав Дубовского РОСП Борисов А. П.
Третье лицо: Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области, Дубовский РОСП УФССП России по Волгоградской области, ИП Рекунова М. С., Начальник отдела-старший судебный пристав Дубровского районного отдела УФССП по Волгоградской области, УФССП России по Волгоградской области, Финансовый отдел Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, ГУ УФССП по Волгоградской области, Дубовский РО ССП УФССП по Волгоградской области, Муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, Рекунова Марина Сергеевна