г.Челябинск |
|
24 июля 2013 г. |
Дело N А34-5836/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24 мая 2013 г. по делу N А34-5836/2012 (судья Обабкова Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области - Бородин Д.Н. (доверенность от 20.02.2013 N 43);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" -Бочарова Е.П. (доверенность от 22.03.2013), Марковецкая Е.Б. (доверенность от 25.10.2012).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - заинтересованное лицо, пенсионный орган, фонд) о признании недействительным решения от 30.08.2012 N 4/14 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением суда от 24.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, пенсионный орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель фонда, принявший участие в судебном заседании посредством сеанса видеоконференц-связи, поддержал доводы и
требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
По мнению фонда, судом не принят во внимание тот факт, что отчетность, первоначально представленная страхователем, имела недостоверный характер о начисленных страховых взносах, факт чего, а также вина заявителя надлежаще доказаны. Кроме того, фонд не согласен с выводом суда о нарушении срока проведения камеральной проверки в качестве основания незаконности оспариваемого решения, поскольку такой срок не является пресекательным.
Представители заявителя, принявшие участие в судебном заседании посредством сеанса видеоконференц-связи, возразили против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении ОАО "РЖД" по месту нахождения филиала Курганская дистанция гражданских сооружений Южно - Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011 г.
В ходе проверки пенсионным органом установлено, что суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) на общих основаниях.
На основании справки Фонда социального страхования N 1120141122с/с от 25.05.2012 "О результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения" сумма не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, составила 176392,42 руб., в том числе: февраль 2011 г. - 160386,69 руб.; июнь 2011 г. - 7842,80 руб.; июль 2011 г. - 6082,18 руб.; август 2011 г. - 2080,75 руб. и подлежат обложению страховыми взносами. Занижение базы для начисления страховых взносов составило 176392,42 руб., в том числе: февраль 2011 г. -160 386,69 руб.; июнь 2011 г. - 7 842,80 руб.; июль 2011 г. - 6082,18 руб.; август 2011 г. - 2 080,75 руб. и подлежит обложению страховыми взносами. В результате сумма неуплаченных страховых взносов составила 54858 руб.
На основании акта выездной проверки от 31.05.2012 N 293 фондом принято решение от 26.06.2012 N 293 о привлечении ОАО "РЖД" к ответственности в виде штрафа за неуплату страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. Фонд возложил обязанность на ОАО "РЖД" уплатить штрафы, пени, предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений на зарегистрированных лиц, в отношении которых выявлены нарушения пенсионного законодательства за соответствующие периоды.
Оплата сумм, указанных в решении от 26.06.2012 N 293, была произведена заявителем 09.07.2012, что подтверждается платежными поручениями (т.1, л.д.47-64).
19.07.2012 пенсионным органом на основании акта выездной проверки от 31.05.2012 N 293 проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения страхователем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по месту нахождения указанного филиала.
По результатам проверки составлен акт от 19.07.2012 N 4/14 и вынесено решение от 30.08.2012 N 4/14, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 42 604 руб. 84 коп.
На основе результатом своей предыдущей выездной проверки фонд отразил, что в отношении 31 застрахованного лица за отчетные периоды - 1 квартал 2011 г., полугодие 2011 г., девять месяцев 2011 г. - были представлены недостоверные сведения о начисленных страховых взносах, которые не соответствуют фактическим данным бухгалтерского учета страхователя.
Не согласившись с указанным решением, страхователь обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11, статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице предоставляются ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию.
Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
В таком акте и в решении о привлечении страхователя к ответственности должны быть отражены все обстоятельства совершения правонарушения, имеющие значение для правильной квалификации выявленного нарушения и для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, причем касающиеся как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.
Данные о начисленных страховых взносах в пользу застрахованных лиц, данные о периодах их деятельности у конкретного страхователя (образующих страховой стаж), выплаты которым производятся от имени страхователя, являются составной частью сведений персонифицированного учета.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица предоставляются в Пенсионный фонд на каждого работника по формам СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2.
Данные формы заполняются на основании расчетного листка работника и карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.
В представленных сведениях за отчетный период - 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г. сумма выплат, входящих в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отраженная в расчетных листках, соответствует выплатам, отраженным в карточке индивидуального учета, и соответствует взносам, указанным в исходных формам СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г.
Данные обстоятельства подтверждаются расчетными листками, карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2011 г., СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица", СЗВ-6-2 "Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" (т.2, л.д.118-215).
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ суммы больничных (пособий по временной нетрудоспособности) не входят в налогооблагаемую базу, следовательно, страховые взносы на суммы пособий по временной нетрудоспособности не начисляются.
В рассматриваемом случае первоначальные учетные данные (исходные сведения) страхователя, которые являлись предметом проверок пенсионного органа, остались в неизменном виде и после проверки Фонда социального страхования. Данные бухгалтерского и кадрового учета остались в неизменном виде. Корректировки коснулись налогооблагаемой базы и отчислений в пенсионный фонд для устранения расхождений по выплатам Фонда социального страхования.
Фонд в своем решении от 26.06.2012 N 293 указал, что налогооблагаемая база определена правильно, страховые взносы начислены верно, в полном объеме.
Сведения корректирующего характера ОАО "РЖД" представило вместе с отчетом за полугодие 2012 г., однако, положения статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривают ответственность за нарушение срока представления корректирующих сведений о застрахованных лицах.
При этом фонд не спорит, что ОАО "РЖД" возвратило Фонду социального страхования излишне выплаченные денежные средства из собственных средств. Денежные средства, не принятые к зачету Фондом социального страхования, были включены в состав налогооблагаемой базы и на них были начислены страховые взносы в ФСС, ФОМС и пенсионный фонд.
Довод заинтересованного лица о том, что недостоверными могут быть признаны любые сведения персонифицированного учета, которые противоречат (не совпадают) с данными бухгалтерского и кадрового учета страхователя, не является состоятельным.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12, предприятие нельзя оштрафовать за искажение сведений персонифицированного учета, если оно не отразило выплаты, на которые страховые взносы не начисляло.
В рассматриваемой ситуации пособия по временной нетрудоспособности поименованы в статье 9 Закона N 212-ФЗ, следовательно, изначально не подлежали обложению страховыми взносами.
В акте камеральной проверки фондом указано, что в рамках выездной проверки одновременно проводилась проверка документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Вместе с тем фонд надлежаще, правовым образом не обосновал возможность последующего инициирования и проведения проверки в иной форме (камеральная) по тому же основанию фактически в целях устранения непривлечения к рассматриваемой ответственности, кроме того, фонд не оспаривает, что срок исполнения ранее выданного требования об устранении выявленного нарушения не истек.
Кроме того, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Указанная позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 07.06.2000 N 10-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, Определение от 09.04.2003 N 172-О).
Между тем по представленным в дело доказательствам не представляется возможным сделать вывод об исследовании, установлении и доказанности фондом виновности общества, в чем выражена недостоверность (а значит, ложность, искаженность) представленных сведений.
Таким образом, решение суда по существу является правильным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с фонда государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24 мая 2013 г. по делу N А34-5836/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5836/2012
Истец: ОАО " Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области