г. Самара |
|
31 июля 2013 г. |
Дело N А49-9/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" - Фролова О.В., доверенность от 13 декабря 2012 года N 10,
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 апреля 2013 года по делу N А49-9/2013 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" (ИНН 5835030879; ОГРН 1025801208025), г. Пенза,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области (ИНН 5836013690; ОГРН 1095836002680),
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" (далее - ООО "Сигма-Фарм") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области (далее -УПФР в г.Пензе Пензенской области), в котором просило признать недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 18.10.2012 г. N 068 002 12 РК 0003513.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что ООО "Сигма-Фарм" при представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года от 04 мая 2012 года неправильно исчислило сумму страховых взносов, что привело к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
ООО "Сигма-Фарм" до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года от 14 августа 2012 года были уплачены в полном объеме суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, но не были полностью уплачены пени по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
По мнению подателя жалобы, суд неверно истолковал статью 52 Закона N 61-ФЗ. Физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста. Условие работы в обособленных подразделениях медицинских организаций относиться к лицам с наличием высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами.
Податель жалобы считает, что организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, уплачивающая ЕНВД и имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность, может применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, в отношении остальных работников, не имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью, организация обязана применять тариф страховых взносов, установленный статьей 58.2 Закона N 212-ФЗ.
В судебное заседание представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Управления.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Актом камеральной проверки от 11.09.2012 г. N 06800230002801, проведенной УПФР в г.Пензе Пензенской области, было установлено, что ООО "Сигма-Фарм" при представлении первоначального расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года неправильно исчислило сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что привело к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2371 руб. 35 коп., из них: за январь - 328 руб. 28 коп., за февраль - 919 руб. 94 коп., за март - 1123 руб. 13 коп., и не исчислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 6046 руб. 95 коп., из них: за январь - 837 руб. 12 коп., за февраль - 2345 руб. 84 коп., за март - 2863 руб. 99 коп.
Решением руководителя УПФР в г.Пензе Пензенской области от 18.10.2012 г. N 068 002 12 РК 0003513 ООО "Сигма-Фарм" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона о страховых взносах, в виде штрафа в общем размере 1683 руб. 62 коп., а также заявителю начислены пени за неуплату страховых взносов в общей сумме 171 руб. 90 коп.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, отнесены организации.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, в силу части 1 статьи 7 указанного закона признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона о страховых взносах, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщиками страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статьи 15 Закона о страховых взносах).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Закона о страховых взносах).
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона о страховых взносах).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона о страховых взносах).
В части 1 статьи 12 Закона о страховых взносах указано, что тариф страхового взноса -размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ, действующего с 01.01.2012 г.) установлено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61 -ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Пунктом 3.4 части 3 статьи 58 Закона о страховых взносах также определено, что в течение 2012-2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе в пункте 10 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:
в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2012 году - 20 процентов, в 2013 году - 20 процентов;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2012 году - 0 процентов, в 2013 году - 0 процентов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрен статьей 17 Закона о страховых взносах.
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 17 Закона о страховых взносах).
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае, в том числе, представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
ООО "Сигма-Фарм" имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-58-02-000387 от 04.05.2010 г., то есть является аптечной организацией.
ООО "Сигма-Фарм" уплачивает единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, что подтверждается расчетами налога, имеющимся в материалах дела.
28.04.2012 г. ООО "Сигма-Фарм" представило в УПФР в г.Пензе Пензенской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 1 квартал 2012 года, в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 539453 руб. 50 коп., из них на страховую часть - 418715 руб. 23 коп. (январь - 130677 руб. 81 коп., февраль - 146950 руб. 38 коп., март - 141087 руб. 04 коп.), сумма начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 0 руб.
14.08.2012 г. ООО "Сигма-Фарм" представило в УПФР в г.Пензе Пензенской области уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года, согласно которому сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование увеличена заявителем и составила 541824 руб. 85 коп., из них на страховую часть - 421086 руб. 58 коп. (за январь - 131006 руб. 09 коп., февраль - 147870 руб. 32 коп., март - 142210 руб. 17 коп.), сумма начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила 6046 руб. 95 коп. (январь - 837 руб. 12 коп., февраль -2345 руб. 84 коп., март - 2863 руб. 99 коп.).
Дополнительно начисленные ООО "Сигма-Фарм" суммы страховых взносов уплачены платежными поручениями от 13.07.2012 г. N N 118569, 118561.
Поскольку ООО "Сигма-Фарм" до подачи уточненного расчета по страховым взносам уплачены только суммы страховых взносов и не уплачены соответствующие суммы пени, обжалуемым решением УПФР в г.Пензе Пензенской области заявитель в соответствии с положениями статьи 17 Закона о страховых взносах привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 данного закона в виде штрафа в сумме 1683 руб. 62 коп. (20% от 8418 руб. (2371,35 (страховые взносы в Пенсионный фонд) + 6046,95 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование), а также начислены соответствующие пени в общей сумме 171 руб. 90 коп.
Судом верно отмечено в решении, что нормы статьи 17 Закона о страховых взносах к рассматриваемым в данном деле правоотношениям не применимы, поскольку положения указанной статьи распространяются лишь на случаи, когда плательщик сборов обнаруживает ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, а не на случаи, когда плательщик сборов ошибочно представляет уточненную декларацию, которую он не должен был представлять, и изменять свои ранее заявленные обязательства по уплате страховых взносов в сторону их увеличения.
В акте камеральной проверки от 11.09.2012 г. N 06800230002801 и обжалуемом решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 18.10.2012 г. N 068 002 12 РК 0003513 указано лишь на то, что ООО "Сигма-Фарм" в первоначально представленном расчете неправильно исчислило сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, при этом не указывается, на основании каких доказательств орган контроля пришел к подобному выводу, а также не опровергаются и представленные при рассмотрении акта проверки возражения плательщика страховых взносов.
Судом правомерно отклонена ссылка УПФР в г.Пензе Пензенской области на письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 15-03-18/08-4703, которым было направлено для использования в работе разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.04.2012 г. N 19-6/3023271-2288, где указано, что пониженные тарифы страховых взносов применяются лишь в отношении работников, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации, и имеющих сертификат специалиста, поскольку данные разъяснения не являются законом или нормативным правовым актом, не зарегистрированы и не опубликованы для всеобщего сведения, следовательно, не могут применяться в силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Более того, Министерство юстиции Российской Федерации письмами от 24.10.2012 г. N 01/86671-ЮЛ и от 16.11.2012 г. N 01/93364-ЮЛ на основе проведенной правовой экспертизы указанного письма предложило Фонду социального страхования РФ отозвать вышеуказанное письмо с исполнения.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных обществом требований.
Первоначальный расчет (номер корректировки 000) в соответствии с которым Заявителем был применен пониженный тариф в отношении выплат ко всем работникам Общества, является верным, так как в соответствии со ст. 58 закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 года, в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона: в том числе,
"... 10) для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности".
При этом, в соответствии с Законом РФ N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа, а лицензиатом считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что Общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений всех работников Общества. поскольку фармацевтической деятельностью занимается не отдельный фармацевтический персонал, а Заявитель, как субъект предпринимательской деятельности.
Согласно формулировке п. 10 части 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ лица, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход, вправе применять пониженные тарифы в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам именно в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
УПФР в г. Пензе Пензенской области не принято во внимание, что критерием определяющим возможность применения пониженных тарифов страховых взносов является вид осуществляемой деятельности и применение ЕНВД. При этом, пункт 10 части 1 статьи 58 ФЗ N 212-ФЗ не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения, требованиям п. 2 части 1 статьи 100 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
В связи с чем, отсутствуют основания для толкования понятия "производимых выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в связи с осуществлением фармацевтической деятельности", как только на лиц, имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста.
УПФР в г. Пензе Пензенской области ошибочно отождествляет понятие "право лица на занятие фармдеятельности" (определенно в п.2 части 1 статьи 100 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ) и понятие "в связи с осуществлением фармацевтической деятельности" (п. 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
В данном случае фармацевтической деятельностью занимается не отдельный фармацевтический персонал, а Заявитель, как субъект предпринимательской деятельности.
Законодатель в п. 10 части 1 статьи 58 ФЗ N 212-ФЗ указывает на применение пониженных тарифов именно "с связи с осуществлением фармацевтической деятельности" и судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу части 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Из приведенных норм законодательства можно сделать вывод о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют предпринимательскую деятельность; согласно части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет организация, а, следовательно, вывод о том, что фармацевтическая деятельность осуществляется отдельными работниками аптеки, неправомерен и не соответствует Федеральному закону N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Аналогичная правовая позиция подтверждается судебной практикой - постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 г. по делу N А49-6/2013, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 г. по делу N А55-24831/2012, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2013 года по делу N А03-11032/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2013 г. по делу N А56-47898/2012.
Общество с ограниченной ответственностью "Сигма-Фарм" имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, является плательщиком ЕНВД, именно Общество, как субъект предпринимательской деятельности, выступает в качестве страхователя, осуществляет исчисление и уплату страховых взносов, а не физические лица, являющиеся работниками Общества.
С учетом изложенного у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 83 ФЗ N 212-ФЗ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 апреля 2013 года по делу N А49-9/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9/2013
Истец: ООО "Сигма-Фарм"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области, УПФР в г. Пензе Пензенской области