г. Хабаровск |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А73-1146/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
от Администрации г. Хабаровска - Даниловского М.А., представителя по доверенности от 13.12.2012 N 1.1.27-473;
от Министерства финансов Российской Федерации - Ковалевой Т.С., представителя по доверенности от 16.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13 мая 2013 года по делу N А73-1146/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Дюковой С.И.
по иску Администрации города Хабаровска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 9 942 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю за счет средств казны Российской Федерации компенсации убытков, возникших при исполнении государственных полномочий, в размере 9 942 000 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил свои требования, просил взыскать с ответчика убытки в размере 9 942 000 руб., а также расходы по оценке стоимости жилых помещений в размере 11 200 руб.
Уточнение иска принято арбитражным судом.
Определением от 18.03.2013 года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, надлежащим - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик).
Решением от 13.05.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минфин России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование приводит доводы о том, что Минфин России не уполномочен представлять интересы Российской Федерации по настоящему делу в силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению заявителя, надлежащим ответчиком являются Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Полагает, что истец не доказал факт причинения последнему убытков. В решении суд указывает на обязанность по компенсации расходов бюджетного муниципального образования, но при этом не указывает какой нормой права предусмотрена названная обязанность компенсировать Минфином России бюджету муниципального образования расходы по предоставлению жилья военнослужащим в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ). Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 453-О определено, что обеспечение жильем военнослужащих - это общегосударственный вопрос, в котором участвуют органы местного самоуправления, путем распределения муниципального жилого фонда среди военнослужащих. Таким образом, обеспечение жильем военнослужащих является, в том числе и расходным обязательством органов местного самоуправления.
Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, полагала их необоснованными, а ссылку заявителя на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 453-О несостоятельной, поскольку названным определением не разрешен вопрос, к чьим расходным обязательствам относится реализация прав военнослужащих на предоставление жилых помещений. Просит решение суда от 13.05.2013 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика и истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Как усматривается из материалов дела, решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 30.09.2009, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда, удовлетворены исковые требования Огурцова Анатолия Геннадьевича к Администрации г. Хабаровска о признании за ним права пользования жилым помещением N 47 в доме N 110 по ул. Автобусной в г. Хабаровске по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Во исполнение указанного решения, вступившего в законную силу, администрация г. Хабаровска 07.05.2010 заключила с Огурцовым А.Г. договор социального найма жилого помещения.
15.10.2010 жилое помещение N 47 в доме N 110 по ул. Автобусной в г. Хабаровске передано по договору на передачу квартиры в собственность гражданина Огурцова А.Г. и его несовершеннолетней дочери Огурцовой Е.А.
Согласно отчету N 06/5 от 11.01.2013, подготовленному ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость квартиры N 47 в доме N 110 по ул. Автобусной в г. Хабаровске составила 2 368 000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 20.01.2011, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда, удовлетворены исковые требования Русакова Дмитрия Анатольевича к администрации г. Хабаровска о признании за ним права пользования жилым помещением N 5 в доме N 106 "а" по ул. Шкотова в г. Хабаровске по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Во исполнение указанного решения, вступившего в законную силу, администрация г. Хабаровска 27.04.2011 заключила с Русаковым Д.А. договор социального найма жилого помещения.
10.11.2011 жилое помещение N 5 в доме N 106 "а" по ул. Шкотова в г. Хабаровске передано по договору на передачу квартиры в собственность гражданина Русакова Д.А.
Согласно отчету N 08/5 от 11.01.2013, подготовленному ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость квартиры N 5 в доме N 106 "а" по ул. Шкотова в г. Хабаровске составила 1 778 000 руб.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 21.01.2011, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда, удовлетворены исковые требования Байкова Алексея Александровича к администрации г. Хабаровска о признании за ним и членами его семья Байковой Кристиной Михайловной и несовершеннолетней Байковой Викторией Алексеевной права пользования жилым помещением N 71 в доме N 10 по ул. Автобусной в г. Хабаровске по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Во исполнение указанного решения, вступившего в законную силу, администрация г. Хабаровска 13.05.2011 заключила с Байковым А.А. договор социального найма жилого помещения.
03.10.2012 года жилое помещение N 71 в доме N 10 по ул. Автобусной в г. Хабаровске передано по договору на передачу квартиры в собственность гражданина Байкова А.А. и его несовершеннолетней дочери Байковой В.А., гражданка Байкова К.М. от участия в приватизации жилого помещения отказалась.
Согласно отчету N 07/5 от 11.01.2013, подготовленному ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость квартиры N 71 в доме N 10 по ул. Автобусной в г. Хабаровске составила 2 277 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.01.2012, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда, удовлетворены исковые требования Кращенко Михаила Валерьевича, Кращенко Марины Георгиевны к администрации г. Хабаровска о признании за ними права пользования жилым помещением N 33 в доме N 82 по ул. Гамарника в г. Хабаровске по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Во исполнение указанного решения, вступившего в законную силу, администрация г. Хабаровска 11.07.2012 заключила с Кращенко М.В., Кращенко М.Г. договор социального найма жилого помещения.
21.09.2012 года жилое помещение N 33 в доме N 82 по ул. Гамарника в г. Хабаровске передано по договору на передачу квартиры в собственность гражданина Кращенко М.В., гражданка Кращенко М.Г. от участия в приватизации жилого помещения отказалась.
Согласно отчету N 09/5 от 11.01.2013, подготовленному ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость квартиры N 33 в доме N 82 по ул. Гамарника в г. Хабаровске составила 3 519 000 руб.
Администрация города Хабаровска, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорных квартир военнослужащим и членам их семьи, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права - реальный ущерб.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при разрешении споров по возмещению убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
По общему правилу для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками и размер истребуемых убытков. Кроме того, заинтересованное в возмещении убытков лицо должно представить доказательства, подтверждающие, что понесенные им убытки причинены невыполнением или ненадлежащим выполнением ответчиком своих обязательств и что истец принял все меры к предотвращению этих убытков или уменьшению их размера.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по обеспечению жильем военнослужащих предусмотрены федеральным законодательством, а также правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, финансирование расходов по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и не подлежит осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В силу положений статей 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Истцом, в подтверждение нарушения ответчиком обязательств по возмещению стоимости жилых помещений, расположенных в г. Хабаровске: по ул. Автобусной, д. 110 кв. 47, ул. Автобусной, д. 10 кв. 71; по ул. Шкотова, д. 106 "а" кв. 5; по ул. Гамарника, д. 82 кв. 83, а также размера приобретенных для военнослужащих квартир, представлены решения судов общей юрисдикции от 30.09.2009, от 20.01.2011, от 21.01.2011, от 17.01.2012, отчеты оценщика ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества" от 11.01.2013 N N 06/5, 08/5, 07/5,09/5 об определении рыночной стоимости указанных квартир.
В результате произведенной оценки специалистами указана рыночная стоимость объектов оценки в размере 2 368 000 руб., 1 778 000 руб., 2 277 000 руб., 3 519 000 руб. соответственно, а всего на общую сумму сумме 9 942 000 руб.
Расходы на проведение оценки рыночной стоимости жилья на общую сумму 11 200 руб. подтверждены платежным поручением от 25.01.2013 N 110130.
Таким образом, истцом обязанность по предоставлению военнослужащим жилого помещения выполнена, вместе с тем федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации города Хабаровска на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.
Соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Таким образом, истцом доказан факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размера понесенных Администрацией города Хабаровска расходов, причинной связи между этими обстоятельствами.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем подлежат отклонению.
Решение суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13.05.2013 по делу N А73-1146/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1146/2013
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Хабаровскому краю
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ В ЛИЦЕ УФК ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, Представитель по доверенности эксперт юридического отдела А. Н. Литовченко