г. Санкт-Петербург |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А56-4510/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Зотеевой Л.В., Фокиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Бруновой Е.В. по доверенности от 23.07.2013 N 78 АА 4853056;
от ответчика (должника): Коротковой Е.В. по доверенности от 29.12.2012 N 04-23/43971, Яценюк И.М. по доверенности от 11.02.2013 N 04-23/04112;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12279/2013) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 по делу N А56-4510/2013 (судья Саргин А.Н.), принятое
по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Шепелева Александра Владимировича
к Балтийской таможне
о признании недействительным требования
установил:
Индивидуальный предприниматель Шепелев Александр Владимирович (ОГРН 307784731200528, далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, далее - таможня) от 13.12.2012 N 2493-У об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 18.04.2013 заявление предпринимателя удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, таможней правомерно выставлено оспариваемое требование в связи с неуплатой процентов, установленных пунктом 2 статьи 214 Таможенного Кодекса Российской Федерации (действовавшего в период рассматриваемых отношений), при выпуске для свободного обращения товара, который был временно ввезен на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом временного ввоза. Кроме того, таможня считает, что порядок выставления оспариваемого требования, ею соблюден.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2008 году предприниматель ввез на таможенную территорию России товар - "круизное пассажирское морское судно "КРИСТИ 2" в соответствии с внешнеторговым контрактом - договором бербоут чартер от 07.12.2007, представив к таможенному оформлению ГТД N 10216120/120408/0008794 в таможенном режиме "временный ввоз" с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей сроком на два года.
В связи с отказом таможенного органа в продлении срока режима временного ввоза, морское судно было оформлено предпринимателем по грузовой таможенной декларации N 10210100/180210/0003385 в режиме "выпуск для внутреннего потребления".
13.12.2012 предпринимателю выставлено требование N 2493-У об уплате таможенных платежей в связи с неуплатой процентов, установленных пунктом 3 статьи 214 Таможенного кодекса Российской Федерации в размере 279 226 руб. 25 коп.
Не согласившись с законностью указанного требования, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу. Суд первой инстанции признал заявленные требования законными и обоснованными, установив, что таможней значительно пропущен срок, установленный пунктом 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании", а кроме того требование содержит общий размер процентов, что не позволяет установить порядок их начисления и периоды.
Апелляционная инстанция, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу статей 156 и 157 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 ТК РФ).
В силу положений статьи 360 ТК РФ и статьи 96 Таможенного Кодекса Таможенного союза транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза находятся под таможенным контролем, который осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленными действующим таможенным законодательством.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что судно, ввезенное предпринимателем в 2008 году по ГТД N 10216120/120408/0008794, было оформлено в таможенном режиме "временный ввоз" с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей сроком на два года. По истечении указанного срока, таможенный орган в продлении срока режима временного ввоза отказал, и морское судно было оформлено предпринимателем по ГТД N 10210100/180210/0003385 в режиме "выпуск для внутреннего потребления".
Согласно пункту 2 статьи 214 ТК РФ таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения.
При этом, при выпуске для свободного обращения товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 212 настоящего Кодекса.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что таможенный орган имел право произвести начисление таможенных платежей в силу положений статьи 212 ТК РФ.
Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, принять решение об их взыскании и направить в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
О необходимости составления акта таможенной проверки и принятия решения в сфере таможенного дела указано также в пунктах 2, 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку" (далее - Приказ N 823).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные действия таможенным органом произведены не были, акт по результатам проверки и решение в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении предпринимателя, не составлялся и не принимался.
Отсутствие указанных документов лишает возможности, как предпринимателя, так и суд, проверить размер произведенных начислений таможенных платежей, указанных в оспариваемом требовании.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание на указание в требовании основания его выставления - в связи с неуплатой процентов, установленных пунктом 3 статьи 214 ТК РФ, поскольку данная норма регулирует случаи приостановления действия таможенного режима временного ввоза, что не имеет места быть в спорной ситуации.
При таких обстоятельствах следует признать требование Балтийской таможни от 13.12.2012 N 2493-У об уплате таможенных платежей не соответствующим требованиям таможенного законодательства.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 по делу N А56-4510/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4510/2013
Истец: ИП Шепелев Александр Владимирович
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7348/13
29.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12279/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-4510/13