г. Москва |
|
31 июля 2013 г. |
Дело N А41-10763/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации Петушинского района Владимирской области: Трофимов С.В. по доверенности N КУИ-612/01-22 от 14.02.13;
от администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: Пономарев А.Е. по доверенности N 947-1/02-29 от 27.04.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-10763/13, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению администрации Петушинского района Владимирской области о признании незаконным отказа администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Орехово - Зуевского муниципального района Московской области в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на земельный участок площадью 39 000 кв.м., расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области; об обязании администрации Орехово - Зуевского муниципального района Московской области выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на земельный участок площадью 39 000 кв.м., расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области, категория земель - земли рекреационного назначения, с разрешенным использованием - для размещения загородного детского оздоровительного лагеря (л.д. 3-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года отказ администрации Орехово - Зуевского муниципального района Московской области в выдаче администрации Петушинского района Владимирской области утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на земельный участок площадью 39 000 кв.м., расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области был признан незаконным; администрация Орехово - Зуевского муниципального района Московской области была обязана выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на земельный участок площадью 39 000 кв.м., расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области, категория земель - земли рекреационного назначения, с разрешенным использованием - для размещения загородного детского оздоровительного лагеря (л.д. 43-44).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 47-50).
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Орехво-Зуевского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации Петушинского района Владимирской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Орехво-Зуевского муниципального района Московской области N 1114 от 14.11.01 администрации Петушинского района Владимирской области на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 39 000 кв.м., расположенный севернее д. Войнова-Гора, под оздоровительным учреждением "Лагерь Дружный" (л.д. 24).
05.02.13 администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в адрес Главы Орехово - Зуевского муниципального района Московской области с заявлением N КУИ-469/01-19 от 05.02.13 о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, на земельный участок площадью 39 000 кв.м., расположенный севернее д. Войнова - Гора, Орехово - Зуевского района Московской области (л.д. 6).
Письмом N 327-8/02-27 от 25.02.13 администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области сообщила Главе администрации Петушинского района Владимирской области о необходимости выполнить кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка и предоставить для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории (л.д. 7).
Полагая, что данное письмо администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области является отказом от представления запрашиваемых сведений, администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая действия администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области незаконными, суд первой инстанции указал, что они не соответствуют пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, администрация Петушинского района Владимирской области указала, что отказ администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в предоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории противоречит пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию "Петушинский район" Владимирской области на праве собственности принадлежат одноэтажный жилой дом общей площадью 73,8 кв.м., двухэтажный нежилой дачный корпус площадью 619,2 кв.м., двухэтажный нежилой дачный корпус площадью 582 кв.м., одноэтажный хозяйственный сарай площадью 121,3 кв.м., одноэтажное здание столовой и клуба площадью 244,7 кв.м., а также здание кухни (пристройка к столовой) площадью 120,8 кв.м., расположенные по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, загородный детский оздоровительный "Лагерь Дружный", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 9-14).
Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 1114 от 14.11.01 администрации Петушинского района Владимирской области на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 3,9 га, расположенный севернее д. Войнова-Гора, под оздоровительным учреждением "Лагерь Дружный", на котором располагаются вышеперечисленные строения (л.д. 24).
Пунктом 2 указанного Постановления муниципальное образование "Петушинский район" Владимирской области было обязано зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3,9 га под оздоровительным образовательным учреждением "Лагерь Дружный" в Представительстве Московской областной регистрационной палаты по Орехово-Зуевскому району.
В силу абзаца 4 статьи 1 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.00 "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в момент предоставления спорного земельного участка администрации Петушинского района Владимирской области) земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (абз. 3 ст. 1 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" установлено, что государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, земельный участок, предоставленный администрации Петушинского района Владимирской области должен был быть поставлен на кадастровый учет для последующей регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на него.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Таким образом, поскольку кадастровая карта выдается после постановки земельного участка на кадастровый учет, ее получению предшествуют проведение межевых работ по выделу участка в натуре, обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, непосредственно постановка земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера.
Из материалов дела следует, что администрация Петушинского района Владимирской области 20.03.12 обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением N 50-0-1-61/3001/2012-1061 о внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д. 18).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-12/РКФ-114042 от 11.04.12 администрации Петушинского района Московской области было отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, поскольку земельный участок площадью 3,9 га, расположенный севернее д. Войнова-Гора, под оздоровительным учреждением "Лагерь Дружный", на кадастровый учет поставлен не был, какие-либо права на него в установленном законом порядке не зарегистрированы (л.д. 19-20).
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что для предоставления утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории необходимо, чтобы такая схема существовала к моменту обращения заинтересованного лица.
Согласно административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги "Оформление документов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденному постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 1167 от 22.08.11, к заявлению о предоставлении названной муниципальной услуги в обязательном порядке должны быть приложены, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованная в установленном порядке, акт согласования местоположения границы земельного участка, согласованный в установленном порядке, кадастровый план территории, на котором должен быть указан испрашиваемый земельный участок (л.д. 25-37).
Таким образом, схема расположения земельного участка должна быть изготовлена компетентным лицом по заявлению заинтересованного лица, после чего она должна быть представлена для согласования в орган муниципальной власти, который издает постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.
Между тем, как следует из материалов дела, кадастровая карта (план) испрашиваемого земельного участка отсутствует, межевание земельного участка не проводилось, администрация Петушинского района Владимирской области с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка и утверждении проекта его границ в соответствующие органы не обращалась.
При этом апелляционный суд учитывает, что согласно письму государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" Орехово-Зуевский филиал N 596 от 23.07.12 земельный участок площадью 3,9 га, расположенный севернее д. Войнова-Гора, под оздоровительным учреждением "Лагерь Дружный", более чем на 50% своей южной части расположен на землях Государственного лесного фонда.
Таким образом, определить границы спорного земельного участка только на основании фактически используемой площади земельного участка, без согласования с Комитетом лесного хозяйства Московской области и иными смежными землепользователями не представляется возможным.
Поскольку границы испрашиваемого земельного участка не определены, учитывая невозможность их определения в связи с отсутствием необходимых документов, администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области правомерно сообщила администрации Петушинского района Владимирской области о невозможности выдачи утвержденной схемы расположения земельного участка до проведения заинтересованным лицом кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка и составления схемы его расположения.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.06.13 N 7255/13.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-10763/13 отменить.
В удовлетворении требований администрации Петушинского района Владимирской области отказать.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10763/2013
Истец: Администрация Петушинского района Владимирской области, Администрация Петушинского р-на Владимирской обл.
Ответчик: Администрация Орехово - Зуевского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация ОЛрехово-Зуевского муниципального района Московской области