г. Вологда |
|
02 августа 2013 г. |
Дело N А05-2582/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 апреля 2013 года по делу N А05-2582/2013 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество (ОГРН 1072905000970; далее - Лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес" (ОГРН 1072902002821; далее - Общество) о взыскании 82 495 руб. 62 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований, допущенных при заготовке древесины по договору аренды лесного участка от 26.11.2007 N 107 и отраженных в актах приемки лесосек от 04.06.2012 и 05.06.2012.
Определением от 16.04.2013 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Яренский лес" (далее - ООО "Яренский лес").
Решением от 30 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Лесничество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что неустойка начислена ответчику в соответствии с условиями договора аренды от 26.11.2007 N 107. Факты допущенных нарушений подтверждаются актами осмотра мест рубок.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 26.11.2007 Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник истца) (арендодатель) и ООО "Северный лес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 107, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесные участки, находящиеся на землях государственного лесного фонда, имеющие местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Ленский муниципальный район", Яренский лесхоз, Шиесское лесничество, кварталы NN 57-61, 71-73, 85-97, 101-112, 114-127, Урдомское лесничество, кварталы NN 22-28, 35-41, 47-57, 65-74, 83-90, 99-106, 113-120, 128-135, Витюнинское лесничество кварталы NN 1-68, 83-86.
Срок договора аренды определен с 26.11.2007 по 29.12.2030 (пункт 7.1 договора).
Согласно пункту 4.1.1 договора стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, в соответствии с действующим законодательством.
Лесные участки, указанные в договоре, переданы Обществу по акту приема-передачи от 26.11.2007.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.12.2007.
Общество предоставило Лесничеству лесную декларацию от 17.12.2010 N 29-10/21 об использовании лесов для заготовки древесины по договору от 26.11.2007 N 107 в период с 01.01.2010 по 31.12.2010. В связи с введением действия особого противопожарного режима на территории Яренского лесничества срок действия декларации был продлен по решению Лесничества до 13.01.2012.
Общество в 2011 году на основании договора от 26.11.2007 N 107 и лесной декларации от 17.12.2010 N 29-10/21 осуществляло заготовку и вывозку древесины на предоставленных ему в аренду лесных участках, что подтверждается отчетом об использовании лесов за январь-июнь 2011 года (том 1, листы 138-141).
На основании распоряжения губернатора Архангельской области от 22.12.2009 N 532-р создано Агентство лесного и охотничьего хозяйства в Архангельской области путем реорганизации Департамента лесного комплекса Архангельской области и Управления по охране, контролю и использованию объектов животного мира и среды их обитания Архангельской области.
В связи с реорганизацией ООО "Северный лес" в форме выделения ООО "Яренский лес" (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 25.10.2010) между последним и Агентством лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области 15.11.2010 было подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 26.11.2007 N 107. В соответствии с данным соглашением арендодатель заменен на Агентство лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области, а арендатор на ООО "Яренский лес".
Дополнительное соглашение от 15.11.2010 N 1 к договору от 26.11.2007 N 107 прошло государственную регистрацию 26.07.2011.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области от 10.06.2011 N 49 территориальный орган Агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области - Яренское лесничество переименовано в территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно Положению о территориальном органе Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество, Лесничество осуществляет полномочия администратора поступлений в бюджет, представляет в установленном порядке права и интересы Министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области и лесничества.
На основании распоряжения Лесничества от 10.05.2012 N 12 "О проведении осмотра лесосек в 2012 году" (далее - Распоряжение N 12) последним была проведена приемка лесосек, переданных в пользование Обществу по договору аренды от 26.11.2007 N 107, по которым закончился срок заготовки древесины.
В силу пункта 2 Распоряжения N 12 неустойку следует начислять по видам нарушений и кратности, указанных в договорах аренды лесных участков; неустойку за нарушение лесного законодательства при заготовке древесины следует считать по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и (или) по нормативам затрат в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 03.05. 2012 N 204-07-12/1971 "О применении нормативов затрат при нарушении лесного законодательства".
По результатам приемки лесосек составлены акты от 04.06.2012 и 05.06.2012, в которых отражены следующие нарушения: оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках, включая предоставленную отсрочку, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки; оставлено в лесу на летний период неокоренной в установленный срок хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски или незащищенной другими способами.
Акты приемки лесосек составлены без участия представителя ответчика.
Факт надлежащего извещения Общества о времени и месте проведения приемки лесосек подтверждается представленными в материалы дела извещением от 18.05.2012 и уведомлением о его получении 25.05.2012, что ответчиком не оспаривается.
За допущенные нарушения правил лесопользования Лесничество начислило Обществу неустойку в общей сумме 82 495 руб. 62 коп., для уплаты которой направило претензионные письма от 08.11.2012 и от 28.11.2012. Указанные письма ответчиком получены 19.11.2012 и 03.12.2012 соответственно.
Поскольку Общество неустойку в добровольном порядке не уплатило, Лесничество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований на том основании, что нормативно правовые акты, регламентирующие порядок и условия привлечения к ответственности, к моменту проведения осмотра мест рубок были отменены.
Апелляционная инстанция считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 329 ГК РФ определяет способы обеспечения исполнения обязательств. Одним из этих способов является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. При этом соглашение о неустойке должно быть в порядке статьи 331 ГК РФ совершено в письменной форме.
Таким образом, по основаниям возникновения неустойка подразделяется на законную (нормативную) и договорную (добровольную).
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 этой статьи).
Возможность изменения договорных обязательств основывается на общем принципе свободы договора, предполагающем согласование без какого-либо понуждения автономных волеизъявлений действующих в своем интересе договаривающихся участников сделки об изменении обязательств. В отсутствие существенных нарушений условий договора сторонами он может быть изменен по решению суда, лишь если такая возможность установлена законом или самим договором (пункты 1 и 2 статьи 450 ГК РФ).
Суд, делая вывод об отсутствии правового основания для удовлетворения иска, фактически исходил из того, что нормативный акт, предусматривавший взыскание законной неустойки утратил юридическую силу.
Вместе с тем, пункт 4.1.1 договора является соглашением сторон о договорной неустойке.
Из буквального смысла приведенных выше нормативных положений следует, что договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и, соответственно, ее размер, порядок исчисления, условия применения и т.п. определяются исключительно по их усмотрению.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии со статьей 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную либо уголовную ответственность. Кроме того, в статье 100 названного Кодекса предусмотрена обязанность возмещения причиненного лесам вреда вследствие нарушения лесного законодательства лицами, его причинившими.
Пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно пункту 4.1.1 договора от 26.11.2007 N 107 стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором, в том числе за нарушения взыскивается неустойка в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила N 551).
Между сторонами отсутствует спор по вопросу изменения неустойки и перечня нарушений, за которые предусмотрена неустойка. Общество не обращалось за изменением условий договора в связи с признанными утратившими силу Правил N 551.
Стороны не оспаривают, что предусмотренная пунктом 4.1.1 договора от 26.11.2007 N 107 неустойка, представляет собой не законную, а договорную неустойку.
В данном случае было выявлено, что Общество при заготовке древесины по договору аренды от 26.11.2007 N 107, допустило нарушения лесного законодательства, в частности Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 и условия договора аренды, а именно: оставление не вывезенной в срок древесины; оставление в лесу на летний период неокоренной в установленный срок древесины.
Факт допущенных нарушений подтверждается актами осмотра мест рубок.
Сторонами не оспаривается, что пунктом 4.1.1 договора аренды предусмотрена ответственность арендатора в виде неустойки за поименованные в договоре нарушения, в том числе оставление не вывезенной в срок древесины, оставление в лесу на летний период неокоренной в установленный срок хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски.
Поэтому вывод суда о том, что в связи с утратившими силу Правилами N 551 Общество не может быть привлечено к ответственности в виде неустойки, предусмотренной договором, за поименованные в нем нарушения является ошибочным.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.2013 N А13-9485/2012.
Как видно из дела, факт наличия лесонарушений, так и их объем, зафиксированный в актах осмотра мест рубок, ответчиком не оспорен.
Приемка лесосек, переданных в пользование Обществу по договору аренды от 26.11.2007 N 107, по которым закончился срок заготовки древесины, Лесничеством проведена на основании Распоряжения N 12.
Согласно Распоряжению N 12 в случае выявления нарушений лесного законодательства виновных лиц привлечь к ответственности, установленной законом.
За нарушение лесного законодательства с Общества взыскивается неустойка в соответствии с распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 09.04.2008 N 123 "О мерах ответственности за нарушение лесного законодательства при заготовке древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров, в которых содержатся элементы государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов" (далее - Распоряжение N 123).
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признан правильным, поскольку произведен истцом исходя из ставки платы за единицу объема древесины, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для каждой породы дерева, размера (кратности), определенного Распоряжением N 123, и объема выявленного нарушения.
Обществом размер неустойки не оспорен, контррасчет в суд не представлен.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Лесничества.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что исковое заявление истца удовлетворено, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 3299 руб. 82 коп. в доход федерального бюджета.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе арбитражным апелляционным судом не рассматривался, поскольку податель жалобы освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 апреля 2013 года по делу N А05-2582/2013 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северный лес" (ОГРН 1072902002821, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, 4, 1) в доход федерального бюджета 82 495 рублей 62 копейки неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северный лес" (ОГРН 1072902002821, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, 4, 1) в доход федерального бюджета 3299 рублей 82 копейки государственной пошлины по иску.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2582/2013
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество
Ответчик: ООО "Северный лес"
Третье лицо: ООО "Яренский лес"