г. Красноярск |
|
05 августа 2013 г. |
Дело N А33-2209/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Партнер"): Демиденко Р.В., директора на основании решения от 15.07.2010 N 1, Игнатьева Е.А., представителя по доверенности от 08.02.2013,
от ответчика (Администрации города Красноярска): Глебовой Е.Ю., представителя по доверенности от 19.12.2012 N 01-6221,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" апреля 2013 года по делу N А33-2209/2013, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Партнер", ИНН 2465239444, ОГРН 1102468033689 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Красноярска, ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758 (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации города Красноярска, выразившегося в непринятии решения о разрешении либо об отказе в разрешении на размещение временных сооружений по заявлению общества от 26.09.2011 о предоставлении для размещения автостоянки земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 40 лет Победы, 30.
Определением от 20 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры администрации города Красноярска, Департамент градостроительства администрации города Красноярска, администрация Советского района г. Красноярска. Определением от 02 апреля 2013 года администрация Советского района г. Красноярска исключена из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2012 года заявление удовлетворено. Суд возложил на администрацию г. Красноярска обязанность в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление общества от 26.09.2011 в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011 N 212).
Администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Из апелляционной жалобы следует, что у администрации отсутствуют полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на размещение временного сооружения. Общество направляло такое заявление в Управление архитектуры администрации г. Красноярска, которое извещением от 15.12.2011 N 19319 разрешило сбор необходимых для получения разрешения согласований. По состоянию на 13.04.2012 уполномоченным органом на выдачу разрешения на размещение временного сооружения являлась администрация Советского района г. Красноярска, с 24.10.2012 - Департамент градостроительства администрации города. Возложение судом на администрацию обязанности рассмотреть заявление общества о выдаче разрешения на размещение временного сооружения противоречит постановлению администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
Администрация указывает, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в нем не дана оценка соответствующим доводам администрации.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска в представленном отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель в представленном отзыве не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление архитектуры администрации города Красноярска, Департамент градостроительства администрации города Красноярска о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 18.06.2013 им направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество 26.09.2011 обратилось в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения автостоянки, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, мкр. Солнечный, ул. 40 лет Победы, 30.
Управление архитектуры администрации г. Красноярска выдало заявителю извещение от 15.12.2011 N 19319, разрешающее сбор согласований по участку, расположенному по ул. 40 лет Победы, 30, Советского района г. Красноярска для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения временной автостоянки.
Общество представило Управлению архитектуры администрации г. Красноярска заявление от 13.04.2012 и согласования по указанному земельному участку.
Письмом от 27.04.2012 N 1316 администрация Советского района г. Красноярска (уполномоченный орган в связи с передачей функций по размещению временных сооружений) уведомило общество о приостановлении продления сроков размещения автостоянок до утверждения схемы их размещения, в связи с принятием администрацией постановления от 02.04.2012 N 136 "О внесении изменений в постановление администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55".
На основании указанного письма от 27.04.2012 N 1316 общество 03.05.2012 обратилось к администрации Советского района с заявлением о включении земельного участка, расположенного по ул. 40 лет Победы, 30, Советского района, в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
В ответ администрация Советского района г. Красноярска письмом от 24.05.2012 N 1606 сообщила, что указанный земельный участок включен в схему размещения временных сооружений на территории Советского района; решение вопроса по размещению автостоянки будет принято после утверждения схемы.
Общество 12.10.2012 обратилось к администрации Советского района в г. Красноярске за разъяснениями о включении земельного участка в схему размещения временных сооружений. Письмом от 01.11.2012 администрация Советского района сообщила заявителю, что автостоянка по ул. 40 лет Победы, 30 включена в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска как перспективная автостоянка.
Заявитель 09.10.2012 обратился к руководителю Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об исключении участка из перспективной схемы и продолжении работы по заключению договора аренды с обществом без проведения конкурсных процедур.
Письмом от 07.11.2012 N 01/4999-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил обществу о необходимости обращения с заявлением о размещении временного сооружения после утверждения методики определения начальной цены лота правовым актом города.
Заявитель оспорил в судебном порядке бездействие администрации г. Красноярска по нерассмотрению его заявления о выдаче разрешения на размещение временного сооружения.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно положениям статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 55).
В соответствии с пунктом 1.3.4 Положения N 55 к временным сооружениям относятся автостоянки.
Согласно пункту 1.10 Положения N 55 (в редакции от 03.06.2011, действующей на момент обращения общества с заявлением от 26.09.2011) решение о разрешении на размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.4, 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, принимается заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений, в форме распоряжения. Органом, уполномоченным на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в настоящем пункте, является управление архитектуры администрации города.
Проекты распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, распоряжений о продлении срока размещения временных сооружений, указанных в первом абзаце настоящего пункта, согласовываются руководителем управления архитектуры администрации города, руководителем администрации района в городе, заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства, заместителем Главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 55 юридические и физические лица, желающие разместить временные сооружения, указанные в подпунктах 1.3.4, 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, обращаются в уполномоченный орган согласно пункту 1.10 настоящего Положения.
К заявлению о выдаче разрешения на размещение временного сооружения прилагаются документы в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения.
Пунктом 3.2 Положения N 55 установлено, что после регистрации заявление с документами, указанными в пункте 3.1 настоящего Положения, направляется в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение семи дней с даты регистрации осуществляет градостроительный анализ и подготовку представленных заявителем документов для рассмотрения на заседании архитектурно-планировочной комиссии (АПК).
Согласно пункту 3.3 Положения N 55 заявление и приложенные документы, отвечающие предъявленным требованиям, подготовленные уполномоченным органом, рассматриваются не реже одного раза в неделю на заседании АПК.
АПК выносит решение, которое в течение трех дней оформляется протоколом. В решении указывается срок размещения временного сооружения либо причина отказа в размещении временного сооружения в соответствии с пунктом 1.12 настоящего Положения.
При положительном решении АПК уполномоченный орган выдает заявителю извещение на сбор согласований (заключений), с исчерпывающим перечнем контролирующих и надзорных служб и организаций, согласования (заключения) которых необходимы при размещении временного сооружения. Мотивированный отказ в согласовании на размещение временного сооружения также выдает уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения N 55 извещение выдается на три месяца. В случае невыполнения заявителем условий извещения либо непредставления необходимых заключений и согласований в указанный срок извещение утрачивает силу без предварительного уведомления заявителя.
Срок действия извещения продлевается не более чем на два месяца при условии обращения заявителя в управление архитектуры за 10 дней до окончания срока действия извещения.
Пунктом 3.7 Положения N 55 установлено, что уполномоченный орган по представлении предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Положения документов в течение трех рабочих дней выдает заявителю разрешительное письмо на проектирование временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, либо разрешительное письмо на разработку генерального плана территории - при размещении временного сооружения, указанного в подпункте 1.3.4 настоящего Положения.
Согласно пункту 3.8 Положения N 55 заявитель в соответствии с разрешительным письмом выполняет проект временного сооружения или генеральный план территории (чертежи генерального плана территории и пояснительную записку) и представляет в уполномоченный орган для согласования.
Условия разрешительного письма на проектирование временных сооружений либо разрешительного письма на разработку генерального плана территории должны быть выполнены заявителем в течение трех месяцев с даты его получения.
При невыполнении заявителем условий разрешительного письма на проектирование временного сооружения либо разрешительного письма на разработку генерального плана территории в трехмесячный срок оно считается утратившим силу.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения N 55 уполномоченный орган по представлении согласованного в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Положения проекта (генерального плана территории) временного сооружения в течение 14 дней готовит проект распоряжения администрации города о разрешении на размещение временного сооружения.
Согласно пункту 3.10 Положения N 55 распоряжение администрации города о разрешении на размещение временного сооружения является основанием для установки сооружения и заключения договора аренды земельного участка либо в случаях, предусмотренных законодательством, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города на срок до одного года.
Пунктом 1.12. Положения N 55 предусмотрены основания для отказа в разрешении на размещение временного сооружения. Отказ в разрешении на размещение временного сооружения оформляется в виде мотивированного письменного ответа.
На момент обращения общества с заявлением от 26.09.2011 о выдаче разрешения на размещение временного сооружения - автостоянки действовало Положение N 55 в редакции от 03.06.2011, предусматривающей принятие решения о разрешении на размещение указанного временного сооружения заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений, наличие у управления архитектуры администрации города полномочий на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в пункте 1.10 Положения N 55.
Постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N 136, вступившим в силу 02.04.2012, внесены изменения в постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска", пункты 1.9, 1.10 Положения изложены в новой редакции, согласно которой продажа права на размещение временного сооружения, за исключением случаев размещения временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.7, 1.3.10, 1.3.13, 1.3.19, 1.3.22, 1.3.23, 1.3.27, 1.3.28, 1.3.29, 1.3.31 настоящего Положения, осуществляется путем проведения аукционов; органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2012 N 289 внесены изменения в постановление администрации города от 02.04.2012 N 136 "О внесении изменений в постановление администрации города от 09.02.2010 N 55", оно дополнено пунктом 2.2, согласно которому руководителям администраций районов в городе указано рассмотреть заявления о размещении временных сооружений, поданные до дня вступления в силу настоящего постановления, в ранее установленном порядке для размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявление общества от 26.09.2011 о выдаче разрешения на размещение автостоянки не было рассмотрено уполномоченным на то органом по существу, проект правового акта о разрешении на размещение временного сооружения в порядке и сроки, установленные главой 3 Положения N 55 в редакции от 03.06.2011, не был подготовлен и согласован. Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Имеющийся в материалах дела ответ Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 07.11.2012 N 01-4999-дг по своему содержанию не является решением об отказе в размещении автостоянки, носит информационный характер, предлагает обществу повторно обратиться с заявлением о размещении временного сооружения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу, у нее отсутствовали полномочия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на размещение временного сооружения, общество направило соответствующее заявление в Управление архитектуры администрации г. Красноярска, которое извещением от 15.12.2011 N 19319 разрешило сбор необходимых согласований, по состоянию на 13.04.2012 уполномоченным органом на выдачу испрашиваемого разрешения являлась администрация Советского района г. Красноярска, с 24.10.2012 - Департамент градостроительства администрации города, поэтому администрацией не допущено незаконное бездействие по нерассмотрению заявления общества от 26.09.2011, не принимаются судом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления. В состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города.
Администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет полномочия по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в городской собственности, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 45 Устава города Красноярска).
В силу пункта 1 статьи 46 Устава города Красноярска органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении архитектуры администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 22.08.2008 N 193-р, Управление архитектуры администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска по осуществлению полномочий в области архитектурной и градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Устава города Красноярска (в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-300), пунктом 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, администрация района в городе является территориальным органом (подразделением) администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Администрация района в городе, Управление архитектуры администрации города Красноярска и Департамент градостроительства администрации города Красноярска, осуществляя возложенные на них функции на территории города, реализуют соответствующие полномочия администрации города.
В соответствии с пунктами 3.9, 3.10 Положения N 55 в редакции от 03.06.2011, действовавшей на момент обращения общества с заявлением от 26.09.2011, основанием для размещения временного сооружения на территории города являлось распоряжение администрации города.
На основании изложенного, довод ответчика о том, что администрация города Красноярска является ненадлежащим ответчиком по данному делу, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции возложил на администрацию г. Красноярска обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления общества от 26.09.2011 в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011 N 212).
Учитывая, что на момент обращения общества с заявлением от 26.09.2011 о выдаче разрешения на размещение временного сооружения - автостоянки действовало Положение N 55 в редакции от 03.06.2011, вопросы размещения временного сооружения решались уполномоченным органом в порядке, установленном Положением N 55 в редакции от 03.06.2011, нерешение указанного вопроса препятствует заявителю разместить временное сооружение без проведения торгов, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность рассмотреть соответствующее заявление общества в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011 N 212).
Подтверждая законность решения суда в части восстановительной меры, суд апелляционной инстанции учитывает, что органы администрации города, осуществляя возложенные на них функции по решению вопросов размещения временных сооружений, реализуют соответствующие полномочия администрации города.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод жалобы о том, что возложение судом на администрацию обязанности рассмотреть заявление общества от 26.09.2011 в действовавшем до 02.04.2012 порядке противоречит Положению N 55.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в нем не дана оценка соответствующим доводам администрации, подлежит отклонению.
В решении суда содержится обоснованный вывод о том, что оспариваемое бездействие администрации противоречит требованиям нормативных правовых актов администрации г. Красноярска и нарушает права и законные интересы заявителя. Мотивировочная часть судебного акта содержит ссылку на нормативные акты, на соответствие которым было проверено оспариваемое бездействие. При принятии решения суд руководствовался статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением N 55, а также учитывал правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции положений статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не указывает, каким образом данные нарушения привели к принятию неправильного решения по делу с учетом требований статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, не установлено.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация города Красноярска освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" апреля 2013 года по делу N А33-2209/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2209/2013
Истец: ООО "Бизнес Партнер"
Ответчик: Администрация города Красноярска, Администрация Советского района
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, Администрация Советского района, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Департамент градостроительства админитсрации города Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска, Управление архитектуры Администрации города Красноярска