г. Томск |
|
05 августа 2013 г. |
Дело N А67-8492/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
от заявителя: Вараксиной М.Н., доверенность от 06.10.2012 г.;
заинтересованного лица: Качесовой Г.А., доверенность от 01.01.2013 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Сибирский рейс"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 08 мая 2013 года по делу N А67-8492/2012 (судья С.З. Идрисова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский рейс" (ИНН 7022015740, ОГРН 1067022008228)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Томской области
о признании недействительным решения от 28.09.2012 N 15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский рейс" (далее - заявитель, ООО "Сибирский рейс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Томской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 5 по Томской области, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.09.2012 N 15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Томской области от 08.05.2013 в удовлетворении заявленного ООО "Сибирский рейс" требования отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.05.2013 отменить, рассмотреть дело по существу и принять по делу новый судебный акт, обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, взыскать с Инспекции в пользу заявителя 4000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Сибирский рейс" ссылается на допущенные налоговым органом нарушения существенных и иных условий процедуры рассмотрения и оформления результатов налоговой проверки, а именно нарушение пункта 2 статьи 101 НК РФ, выразившееся в ненадлежащем вручении акта проверки и нарушение порядка досудебного урегулирования споров, выразившееся в необеспечении возможности налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, представления объяснений, а также неисполнения налоговым органом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Межрайонная ИФНС России N 5 по Томской области просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ООО "Сибирский рейс" - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, на основании решения начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Томской области N 92 от 17.07.2012 проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибирский рейс" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 29.08.2012 N13.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки N 13 от 28.08.2012 и материалы проверки, должностном лицом налогового органа принято решение N 15 от 28.09.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым отказано в привлечении ООО "Сибирский рейс" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на добавленную стоимость за I, III кварталы 2010 года на основании п.1 ст. 109 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения, учитывая, что организация является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и не признается плательщиком налога на добавленную стоимость; ООО "Сибирский рейс" предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 402 276 руб., в том числе за I квартал 2010 года в сумме 1 182 739 руб., за III квартал 2010 года в сумме 219 537 руб.
Не согласившись с вынесенным решением Инспекции, заявитель оспорил его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области N 467 от 14.11.2012 решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Томской области N15 от 28.09.2012 оставлено без изменения.
Считая, что решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Томской области не соответствует нормам действующего законодательства, налогоплательщик обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что Обществу обеспечена возможность представить письменные возражения по указанному акту с 04.09.2012 по 19.09.2012 в течение установленного 15-дневного срока со дня, когда акт налоговой проверки считается полученным в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 100 НК РФ, а также возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и предоставить свои объяснения, подтверждения материалами дела направления и получения уведомления о рассмотрении материалов налоговой проверки, назначенного на 28.09.2012 в 09:00, руководителем Общества 14.09.2012, и пришел к выводу об отсутствии ущемления прав Общества в связи с невозможностью представить в установленный срок возражения на акт налоговой проверки, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В пункте 2 статьи 101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения (подпункт 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ).
Из изложенного следует, что участие лица (в отношении которого проводились мероприятия налогового контроля) в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов проверки, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. При этом датой извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий является шестой день, считая с даты отправки извещения почтовой связью. Однако, руководящее лицо налогового органа может рассматривать материалы проверки и дополнительных мероприятий без участия налогоплательщика (его представителя) только после того, как убедится в том, что лицо, в отношении которого проводились мероприятия налогового контроля извещено надлежащим образом.
В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нарушение должностным лицом налогового органа требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, 21.08.2012 в 17:11 должностное лицо налогового органа телефонограммой уведомило руководителя Общества о завершении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Сибирский рейс" и необходимости явиться в Инспекцию 29.08.2012 для получения справки об окончании проверки и акта выездной налоговой проверки ООО "Сибирский рейс" (телефонограмма от 21.08.2012, распечатка телефонных разговоров с телефонного номера 962-776-57-22, журнал регистрации исходящих телефонограмм).
В связи с неявкой 29.08.2012 в рабочее время (с 08.30 до 17.30 часов) руководителя ООО "Сибирский рейс", его надлежащим образом уполномоченного представителя в налоговый орган для получения акт налоговой проверки, акт N 13 от 29.08.2012 направлен по почте заказным письмом с простым уведомлением, что подтверждается письмом Стрежевского почтамта - ОСП УФПС Томской области - Филиала ФГУП "Почта России" от 01.10.2012 N 65.13-787, копией конверта с идентификационным номером 63678502924224 и не оспаривается налогоплательщиком.
Материалами дела также подтверждается, в целях обеспечения права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки налоговым органом 12.09.2012 г. в адрес ООО "Сибирский рейс" по почте заказным письмом с простым уведомлением направлено письменное уведомление от 11.09.2012 г. N 10-33/08232 о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки (копия списка заказных писем с отметкой органа связи о направлении 12.09.2012 г. письма адресату (том 2 л.д. 81)).
Уведомление о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки ООО "Сибирский рейс" в налоговом органе, назначенном на 28.09.2012 г. в 09.00 час. получено руководителем Общества Гарифуллиной А.Р. 14.09.2012 г., что подтверждается копией почтового уведомления N 63678502934414 с отметкой органа связи о вручении 14.09.2013 г. заказного письма адресату и заявителем не оспаривается, возвратилось в Инспекцию 15.09.2012 г. согласно почтовому уведомление о вручении письма адресату 6367850293441 со штампом органа связи.
Данные обстоятельства свидетельствуют о своевременном и надлежащем извещении налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Доводы о невозможности рассмотрения материалов проверки 28.09.2012 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку на дату рассмотрения материалов проверки (28.09.2012) налоговый орган располагал достоверным доказательством надлежащего извещения налогоплательщика (почтовое уведомление 63678502934414, том 2 л.д. 79-80).
Доводы Общества о нарушении порядка досудебного урегулирования споров, заявитель был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, представить объяснения опровергаются материалами дела, в том числе телефонограммой от 21.08.2012, журналом регистрации исходящих телефонограмм, распечаткой телефонных разговоров оператора мобильной телефонной связи.
В ходе выездной налоговой проверки достоверно установлен и подтвержден доказательствами факт не перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость в общей сумме 1400000 руб., который был получен ООО "Сибирский рейс" от покупателей услуг по выставленным счетам-фактурам с выделенным НДС в период применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения. Факт не перечисления НДС заявителем не оспаривается.
При этом, судом первой инстанции учтено, заявитель возражений не представил, ходатайств об отложении рассмотрения материалов проверки не заявил.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы в вышестоящем налоговом органе налогоплательщик также не воспользовался правом на представление возражений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно признал, что налоговый орган обеспечил возможность налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки, представлять объяснения.
Таким образом, материалы выездной налоговой проверки ООО "Сибирский рейс" правомерно рассмотрены руководителем налогового органа в назначенное время в отсутствие налогоплательщика (его представителя), поскольку в силу пункта 2 статьи 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Доводы апелляционной жалобы о явке представителя Вараксиной М.Н. в налоговый орган 25.08.2012 г. не могут быть приняты во внимание, как документально не подтвержденные.
Так, необходимо отметить, что 25.08.2012 г. являлось нерабочим днем, на что сослался представитель ИФНС.
Кроме того, не основано на доказательствах утверждение апеллянта, что представитель Вараксина М.Н. возможно приходила в налоговый орган 24.08.2012 г. либо 27.08.2012 г. ( с учетом пояснений ИФНС о том, что 25.08.2012 г. нерабочий день), поскольку из представленных в суд журнала регистрации посетителей налогового органа в соответствии с пропускным режимом в налоговом органе, факта получения решения N 15 от 28.09.2012 непосредственно 03.10.2012 не следует, что события имели место быть, как указаны апеллянтом.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя (ООО "Сибирский рейс").
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 08 мая 2013 г. по делу N А67-8492/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8492/2012
Истец: ООО "Сибирский рейс"
Ответчик: МИФНС России N5 по Томской области