г. Саратов |
|
06 августа 2013 г. |
Дело N А12-5143/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2013.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" мая 2013 года
по делу N А12-5143/2013 (судья Маслова И.И.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград,
заинтересованные лица: администрация Иловлинского муниципального района
Волгоградской области, ООО "Трэвэл Клуб"
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившихся в погашении 29.01.2009 записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34000 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета -примерно в 18 км. от р.п. Иловля по направлению на юго-запад, о признании незаконными действий Управления Росреестра по Волгоградской области, выразившихся в государственной регистрации 29.01.2009 права собственности администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34000 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета, об обязании Управления Росреестра по Волгоградской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34000 кв.м., об обязании Управления Росреестра по Волгоградской области восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34000 кв.м.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований ТУ Росимущества в Волгоградской области отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции ТУ Росимущества в Волгоградской области не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1009-р 03.11.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34000 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета -примерно в 18 км. от р.п. Иловля по направлению на юго-запад.
Распоряжением ТУ Росимущества в Волгоградской области N 1115-р от 06.12.2007 "О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в муниципальную собственность" был передан имущественный комплекс базы отдыха, расположенный на левом берегу реки Дон в урочище "Кобылья голова" Иловлинского района Волгоградской области в границах вышеуказанного земельного участка в муниципальную собственность Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с перечнем, приложенным к акту приема-передачи федерального имущества от 29.12.2007, в муниципальную собственность Иловлинского муниципального района Волгоградской области были переданы: здание блока жилого с пристройками площадью 62,3 кв.м., павильон-столовая, площадью 107,4 кв.м., вспомогательный ГСК-Баня, площадью 65,4 кв.м., блок-модуль, площадью 72,0 кв.м., блок-контейнеры, насосная станция, площадью 17,0 кв.м., подстанция трансформаторная, калитка, площадью 2,2 кв.м., ворота, площадью 8,9 кв.м., забор, площадью 875 кв.м., и замощение.
29.01.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о прекращении права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок на основании распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области N 1115-р от 06.12.2007.
29.01.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области N 1115-р от 06.12.2007 зарегистрировано право собственности администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на вышеуказанный земельный участок.
В связи с обращением Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок ТУ Росимущества в Волгоградской области направило запрос от 07.12.2012 в Управление Росреестра по Волгоградской области о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вышеуказанный земельный участок.
Согласно выписке из реестра зарегистрированных прав, земельный участок зарегистрирован на праве собственности за администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области и обременено право в виде аренды в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трэвэл Клуб".
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения ТУ Росимущества в Волгоградской области в суд с заявлением в арбитражный суд об обжаловании действий регистрирующего органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на то, что действия Управления Росреестра по Волгоградской области по погашению записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004 соответствуют закону.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст. 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу ст. 17 Закона N 122-ФЗ являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с абз. 4, 10 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в том числе, в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзацы 29, 31 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу приведенной нормы права муниципальный район, принимая в собственность объекты недвижимости, одновременно приобрел и права на земельный участок, на котором они расположены, что соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Также согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах, действия Управления Росреестра по Волгоградской области по погашению записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34000 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км. от р.п. Иловля по направлению на юго-запад, и по государственной регистрации права собственности администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на указанный земельный участок соответствуют Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пунктам 52, 53 и 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако, может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
В данном случае истец обжалует действия регистрирующего органа, которые явились основанием для регистрации права собственности земельного участка за другим собственником на основании правоустанавливающих документов.
Обжалуя действия по внесению записи о смене собственника земельного участка, заявитель тем самым оспаривает право собственности на земельный участок, который якобы не правомерно зарегистрирован за администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, заявитель по сути оспаривает право Администрации муниципального района.
При этом вопрос о законности государственной регистрации права собственности Администрации на земельный участок не может являться предметом рассмотрения настоящего спора в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предусмотренная законом совокупность оснований для удовлетворения заявления общества отсутствует, поскольку органом кадастрового учета не допущены нарушения действующего законодательства.
Кроме того, согласно статье 198 АПК РФ Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявителем пропущен указанный срок и причины пропуска суду не мотивируются.
Пропуск срока обращения в суд также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" мая 2013 года по делу N А12-5143/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5143/2013
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Иловлинского муниципального района, ООО "Трэвел Клуб", ООО "Трэвэл Клуб"