г. Самара |
|
07 августа 2013 г. |
Дело N А55-5337/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 августа 2013 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2013 года, принятое по делу N А55-5337/2013, судья Рысаева С.Г.,
по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), гор. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Регламент" (ОГРН 1046300664410, ИНН 6317050756), гор. Самара,
о взыскании долга 85 479 руб. 17 коп., пени 10 357 руб. 14 коп.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Арутюнян Л.Б., представитель по доверенности от 28.05.2013 г.,
от ответчика - Мустафина Ю.А., представитель по доверенности от 25.03.2013 г.,
установил:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Регламент" о взыскании долга по арендной плате 85 479 руб. 17 коп. (за период с 01.06.2011 г. по 31.12.2011 г.) пени за просрочку оплаты арендных платежей 10 357 руб. 14 коп. (за период с 01.06.2011 г. по 31.12.2011 г.).
Определением от 15.04.2013 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Возражая против иска ООО "Регламент", указало на необоснованность расчета арендной платы, подготовленного Министерством. При этом общество признало задолженность по арендной плате в размере 59 037 руб. 41 коп. и пени 1 754 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2013 года иск удовлетворен частично.
С ООО "Регламент" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскан основной долг 45 996 руб. 44 коп. и пени 5 572 руб. 11 коп. В остальной части в удовлетворении иска - отказано. При этом суд первой инстанции применил к рассматриваемым правоотношениям постановление Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г., а также статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Министерство строительства Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить требования Министерства строительства в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Арутюнян Л.Б. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в жалобе основаниям.
Представитель ответчика Мустафина Ю.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражает.
Как следует из содержания апелляционной жалобы и выступления представителя истца решение суда первой инстанции в той его части, в которой исковые требования истца были частично удовлетворены, истцом не обжалуется.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
12.08.2008 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и ГУВД по Самарской области (арендатор) заключили договор N 237 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 63:01:08 09 004:545, находящийся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Самарский район, в границах улиц Куйбышева, Пионерской, Фрунзе, Комсомольской, площадью 304,8 кв.м. Участок предоставлен для строительства жилой застройки (жилые дома со встроенными нежилыми помещениями, административно-торговые здания, закрытые автомобильные стоянки, трансформаторные подстанции).
Срок действия договора в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 - с 31.03.2008 г. по 31.03.2011 г.
Арендная плата определяется расчетом (приложение N 2 к договору) и может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей. Арендная плата уплачивается арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.
Согласно Приложению N 2 к договору арендная плата исчисляется по формуле А = S х Ап, где S - площадь земельного участка (304,80 кв.м.), Ап - арендная плата за 1 кв.м. земельного участка, которая исчисляется по формуле: Ап = Скад х Ка х Кс х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель (8944,38 руб.), Ка - коэффициент категории арендатора (0,5), Кс - коэффициент сроков строительства (0,02, а затем 0,025), Ки - коэффициент инфляции (2008 г. - 1,7; 2009 г. - 1,822; 2010 - 1,939).
Согласно пункту 7.3 договора за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д.16).
02.12.2010 г. ГУВД по Самарской области и ООО "Регламент" заключили договор N 1138 передачи прав и обязанности по договору аренды (перенаем), по условиям которого ГУВД по Самарской области передало, а общество приняло в полном объеме и на весь срок действия договора N 237 от 12.08.2008 г. права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды.
22.06.2011 г. Министерство строительства и ЖКХ Самарской области и ООО "Регламент" заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 12.08.2008 г. N 237, определив распространение его условий на четыре года с 01.04.2011 г. По условиям дополнительного соглашения срок действия договора истекает 01.04.2015 г. Размер пени за просрочку оплаты арендных платежей определен в виде 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с дополнительным соглашением принят новый расчет арендной платы:
- за период 31.03.2008 г. - 19.08.2008 г. (в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 и от 25.04.2007 г. N 59) арендная плата исчисляется по формуле А = S х Ап, где S - площадь земельного участка (304,80 кв.м.), Ап - арендная плата за 1 кв.м. земельного участка, которая исчисляется по формуле: Ап = Скад х Ка х Кс х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель (8944,38 руб.), Ка - коэффициент категории арендатора (0,5), Кс - коэффициент сроков строительства (0,02), Ки - коэффициент инфляции (2008 г. - 1,7);
- за период 20.08.2008 г. - 31.12.2008 г. (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308) арендная плата исчисляется по формуле А = S х Ап, где S - площадь земельного участка (304,80 кв.м.), Ап - арендная плата за 1 кв.м. земельного участка, которая исчисляется по формуле: Ап = Скад х Ка х Кс х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель (8944,38 руб.), Ка - коэффициент категории арендатора (1,0), Кс - коэффициент сроков строительства (0,02), Ки - коэффициент инфляции (2008 г. - 1,7);
- за период 01.01.2009 г. - 31.12.2009 г. (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2009 г. N 1) арендная плата исчисляется по формуле А = S х Ап, где S - площадь земельного участка (304,80 кв.м.), Ап - арендная плата за 1 кв.м. земельного участка, которая исчисляется по формуле: Ап = Скад х Ка х Кс х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель (8944,38 руб.), Ка - коэффициент категории арендатора (1,0), Кс - коэффициент сроков строительства (0,02), Ки - коэффициент инфляции (2009 г. - 1,822);
- за период с 01.01.2010 г. (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308) арендная плата исчисляется по формуле А = S х Ап, где S - площадь земельного участка (304,80 кв.м.), Ап - арендная плата за 1 кв.м. земельного участка, которая исчисляется по формуле: Ап = Скад х Ка х Кс х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель (8944,38 руб.), Ка - коэффициент категории арендатора (1,0), Кс - коэффициент сроков строительства (0,02 - 0,025 - 0,03 - 0,04), Ки - коэффициент инфляции (2010 г. - 2,292; 2011 г. (с 01.01.11 г. по 31.03.11 г.) - 2,345; на 2011 г. (с 01.04.11 г. по 31.12.11 г.) - 2,150; на 2012 г. - 2,322; на 2013 г. - 2,505).
Удовлетворяя исковые требования истца в части, суд первой инстанции применил к рассматриваемым правоотношениям положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 г. N 15837/11 о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса). Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 г. N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009 г., ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты. Установление после введения в действие Постановления N 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен в аренду в 2008 году из неразграниченных публичных земель в городе Самаре для целей строительства жилой застройки по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, то есть без проведения торгов. Соответственно к правоотношениям, связанным с формированием арендной платы, подлежащей уплате по договору, были применены положения Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Однако, в настоящее время с учетом того, что жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, в силу подпунктов "г" и "д" пункта 3 постановления N 582 арендная плата за земельные участки, предоставленные в установленном порядке под жилищное строительство без проведения торгов, в том числе по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не превышает двух процентов от кадастровой стоимости. Вместе с тем уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства. Так, статья 65 Земельного кодекса предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу, допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 г. земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса.
По истечении третьего года строительства, с учетом спорного периода с 01.06.2011 г. по 31.12.2011 г., размер арендной платы не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области, ссылаясь на решение Самарского областного суда от 09.02.2011 г. и определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 г. полагает, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 не противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, учитывают его, а правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при этом при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, данные правила применены быть не могут.
Однако, указанные доводы истца противоречат вышеуказанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая в силу пункта 61.9 Регламента арбитражных судов (утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 г. N 7) и пункта 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" установила, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано соответствующее постановление, для судов считается определенной.
В силу указанного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2013 года, принятое по делу N А55-5337/2013, в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5337/2013
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: ООО "Регламент"
Третье лицо: ООО "Регламент"