г. Москва |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А41-40187/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Маликова О.В., доверенность от 14.11.2012 N 386,
от ответчиков: от администрации Можайского муниципального района - Андрианова В.С., доверенность от 27.06.2013 N 1411,
от Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района - Клинских М.М., доверенность от 09.01.2013 N 03,
от и.о. конкурсного управляющего МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска - Лядащев С.А., доверенность от 04.07.2013, Сакирова С.В., доверенность от 04.07.2013,
от третьего лица: от Управления Росреестра по Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу и.о. конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска на решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2012 по делу N А41-40187/12, принятое судьей Денисовым А.Э. по заявлению совета депутатов Можайского муниципального района к администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района, муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска, при участии третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконным и отмене постановления Главы Можайского муниципального района от 12.04.2011 N 480-П, признании недействительным договора от 12.04.2011, без номера, прекращении права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска в отношении административного здания, с внесением записи о прекращении права хозяйственного ведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
совет депутатов Можайского муниципального района (далее - совет депутатов, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Можайского муниципального района (далее - администрация, заинтересованное лицо), Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района (далее - комитет, заинтересованное лицо), муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска (далее - МУП "ЖКХ г. Можайска", предприятие, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления Главы Можайского муниципального района от 12.04.2011 N 480-П, признании недействительным договора от 12.04.2011, без номера, прекращении права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска в отношении административного здания, с внесением записи о прекращении права хозяйственного ведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (состав лиц и требования уточнены заявлением, принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 04.10.2012).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее третье лицо, управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от 12.04.2011 N 480-П "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Можайска", недействительным договор от 12.04.2011 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области и муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Можайска" и обязал управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Можайска" (запись регистрации N 50-50-18/050/2011-326 от 18.10.2011) на административное здание общей площадью 683,4 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Фрунзе, д. 17 Б.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, и.о. конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы МУП "ЖКХ г. Можайска" указало, что 18.10.2011 МУП ЖКХ г. Можайск получил Свидетельство о государственной регистрации прав на административное здание N 50-ABN 478032, назначение: нежилое, 5 -этажный, общая плщадь 683,4 кв.м., инв.N 128:040-2973, лит.Б, Б1, Б2, БЗ, адрес объекта: Московская область, г. Можайск, ул. Фрунзе, д. 17 Б, вид права - хозяйственное ведение.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
МУП "ЖКХ г. Можайска" полагает, что при принятии решения Арбитражным судом Московской области по делу N А41-40187/12 были нарушены права МУП ЖКХ г. Можайска связанные с защитой права собственности и других вещных прав.
Кроме того, МУП "ЖКХ г. Можайска" указывает, что объект перешел в пользование МУП ЖКX г. Можайска в 2000 году, с момента создания юридического лица. Строительство указанного объекта завершено в 2001 году. Согласно кадастровому паспорту от 29.06.2010 административное здание был введено в эксплуатацию в 2009 году. По общему правилу собственником вновь созданного объекта недвижимости является его заказчик. Следовательно, после завершения строительства данный объект должен был быть учтен в реестре собственности муниципального имущества Можайского муниципального района и зарегистрирован надлежащим образом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 2009 года.
В судебное заседание не явились представители третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель совета депутатов Можайского муниципального района в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что Совет депутатов обрался с требованиями по настоящему делу в защиту прав и интересов муниципального образования.
Представитель администрации Можайского муниципального района в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и.о. конкурсного управляющего МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" города Можайска.
В соответствии с Гражданским Кодексам Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Можайского муниципального района и Положением о порядке закрепления Муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утвержденного Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 22 апреля 2009 года N9/3 и учитывая постановление Главы администрации Можайского района от 24.01.1995 N150 "О разрешении строительства административного здания Можайскому муниципальному предприятию "Водоканал" по ул.Фрунзе, д. 17 А в г. Можайске", Постановление Главы Можайского района Московской области от 20.04.2000 N613-П "О создании Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Можайска", Постановление Главы Можайского района Московской области от 10.05.2000 N707-П "О передаче имущества муниципальных предприятий Можайский жилищно-эксплуатационный трест" (МЖЭТ), водо-канального хозяйства "Водоканал", "Теплосеть", коммунального хозяйства и благоустройства (КХиБ), вновь созданному муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Можайска", Постановление Главы Можайского района Московской области от 28.06.2001 N1023-П "О представлении земельного участка муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" в г. Можайск, по ул. Фрунзе дом 17А", Постановление Главы Можайского района Московской области от 13.07.2001 N1125-П "Об утверждении границ земельного участка, представленного в пользование МУП "ЖКХ г. Можайска" под строительство административного здания в г. Можайске по ул. Фрунзе, д. 17А", Постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от 27.02.2008 N271-13 "О присвоении почтового адреса новому административному зданию МУП "ЖКХ г. Можайска", расположенному по улице Фрунзе, город Можайск, Московская область", Акт рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для представления государственной приемочной комиссии от 23.05.2001 было издано постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от 12.04.2011 480-П "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Можайска".
В соответствии с указанным постановлением за МУП "ЖКХ г. Можайска" предписывалось закрепить право хозяйственного ведения на административное здание общей площадью 683,4 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Фрунзе, д. 17 Б, находящееся в собственности Можайского муниципального района Московской области. Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области заключить с МУП "ЖКХ г. Можайска" договор о передаче имущества, указанного в пункте 1 настоящего, в хозяйственное ведение. Определить, что права и обязанности по договору о передаче имущества в хозяйственное ведение распространяются на отношения, возникшие с 23 мая 2001 года.
На основании данного постановления заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 12.04.2011, из которого следует, что согласно подпункту 1.1 пункта 1 Комитет закрепляет на праве хозяйственного ведения за МУП "ЖКХ г. Можайска" административное здание общей площадью 683,4 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Фрунзе, д. 17 Б находящееся в собственности Можайского муниципального района Московской области.
Согласно подпункту 5.1. пункта 5 (Особые условия) договор вступает в силу с момента подписания его сторонами. Права и обязанности по договору распространяются на правоотношения сторон, возникшие до заключения настоящего договора, начиная с 23 мая 2001 года.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке закрепления Муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утвержденного Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 22.04.2009 N 9/3 муниципальное имущество Можайского муниципального района Московской области закрепляется на праве хозяйственного ведения за предприятием на основании соответствующего постановления Главы Можайского муниципального района.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.10.2011 на основании указанного договора сделана запись регистрации N 50-50-18/050/2011-326 о праве хозяйственного ведения предприятия на спорное имущество, о чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права.
Посчитав незаконным постановление Главы Можайского муниципального района от 12.04.2011 N 480-П, недействительным договор от 12.04.2011, без номера, Совет депутатов обратился в арбитражный суд с данным заявлением, в котором в качестве устранения нарушений закона просил прекратить право хозяйственного ведения МУП "ЖКХ г. Можайска" в отношении административного здания, с внесением записи о прекращении права хозяйственного ведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением действующего законодательства и является недействительным. Юридически значимые действия в отношении спорного имущества, а именно вынесение оспариваемого постановления, заключение оспариваемого договора, осуществлены заинтересованными лицами 12.04.2011, то есть до момента возникновения права собственности Можайского муниципального района на указанное административное здание (26.08.2011). При этом в оспариваемом постановлении и договоре указано, что это административное здание находится в собственности Можайского муниципального района. Договор от 12.04.2011, без номера, о закреплении указанного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием суд квалифицировал как ничтожную сделку.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится признание ненормативного правового акта государственного органа или местного самоуправления недействительным, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Сделка не может быть признана недействительной по иску лица, чьи имущественные права и интересы не затрагиваются данными нарушениями и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании сделки недействительной, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.
При этом, под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицом, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Совет депутатов Можайского муниципального района Московской области не обосновал свою заинтересованность, судом первой инстанции данный вопрос не выяснялся. При рассмотрении апелляционной жалобы заявитель пояснил, что указанной сделкой нарушаются права и законные интересы муниципального образования, в защиту которых предъявлены настоящие требования.
Согласно пункту 1 статьи 166, пункту 1 статьи 167, статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна независимо от признания ее таковой судом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Таким образом, при рассмотрении требований истца в предмет судебного исследования должен быть включен вопрос о наличии у него права на обращение в суд с соответствующим иском.
Согласно части 1 статьи 23 Устава Можайского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 02.08.2006 N 310/33 (далее - Устав) Совет депутатов Можайского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления Можайского муниципального района.
В соответствии со статьей 24 Устава совету депутатов Можайского муниципального района принадлежит право от лица всего населения Можайского муниципального района принимать решения по вопросам своей компетенции. При этом в исключительной компетенции Совета депутатов Можайского муниципального района находится в том числе принятие Устава Можайского муниципального района и внесение в него изменений и дополнений (пп.1), 2) утверждение бюджета Можайского муниципального района и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития Можайского муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Можайского муниципального района; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия Можайского муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Можайского муниципального района; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления Можайского муниципального района и должностными лицами местного самоуправления Можайского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 28 Устава Глава Можайского муниципального района является высшим должностным лицом Можайского муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава представляет Можайский муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в интересах муниципального образования и защиту его прав, которые по мнению заявителя нарушены, вправе обращаться Глава Можайского муниципального района, который и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Совет депутатов Можайского муниципального района Московской области не является надлежащим заявителем по настоящему иску, в связи с чем его требования не могут быть удовлетворены.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2012 по делу N А41-40187/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40187/2012
Истец: Совет депутатов Можайского муниципального района
Ответчик: Администрация Можайского района, Комитет по управлению имуществом Можайского района Московской области
Третье лицо: И.о. конкурсного управляющего МУП "ЖКХ г. Можайска" Фомин А. В., МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" г. Можайска, МУП "ЖКХ г. Можайска", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), Администрация Можайского муниципального района Московской области