г. Москва |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А41-14050/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: Федорова Э.А., по доверенности от 28.12.12г. N 04-05/2912;
от Банка России в лице Московского ГТУ Банка России: Серова М.Г., по доверенности от 25.07.13г,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-14050/13, принятое судьей Юдиной М.А. по заявлению Банка России к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области о признании частично недействительными решений, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог в общем размере 58 026 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Банк России (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительными в части п. 2 решений от 29.10.2012 N 7990, N 7991, N 7992, N 7993, N 7994, N 7996, обязании Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2010-2011 гг. в общем размере 58 026 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-14050/13 требования Банка России удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013 года по делу NА41-14050/13 отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дел отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Банку России на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок общей площадью 3.520 кв.м., кадастровый номер 50:52:0010212:6, расположенный по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Жуковского, дом 29. Участок предоставлен заявителю постановлением Главы города Жуковского от 29.06.2004 N 728 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по ул. Жуковского, 29 Центральному банку РФ" (л.д. 1, том 2). Наличие права подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2012 г., серия 50-АД N 214724 (л.д. 2, том 2).
В материалы дела заявителем представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по земельному налогу за 2010 г.(л.д. 23-46) и 2011 г. (л.д. 32-34, 54-56, 76-77, 97-99, 122-124, том 1), а также платежные поручения, подтверждающие уплату налога за указанные периоды (л.д. 31, 53, 75, 96, 118-121, том 1).
В 2010-2011 гг. заявителем для определения налоговой базы по земельному налогу использовалась кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка 7 057 600 руб., налог исчислен по налоговой ставке 1,5% и уплачен в общем размере 211 728 руб.
Заинтересованное лицо в оспариваемых частично решениях, а также в ходе судебного разбирательства не оспаривает то, что земельный налог за 2010-2011 гг. в указанном выше размере был уплачен Банком России в срок и в полном объеме.
В связи с проведением в Московской области государственной кадастровой оценки земельных участков пунктом 1.1 распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 г. (л.д. 21-23, том 1).
В соответствии с произведенной вновь оценкой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010212:6 установлена равной 5.123.395 руб.
Посчитав, что изменение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. влечет изменение налоговой базы по земельному налогу, заявитель произвел перерасчет налоговой обязанности по земельному налогу за 2010 г. и 2011 г. и представил в Межрайонную ИФНС России N 1 по Московской области уточненные расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по земельному налогу за 2010 г. и 2011 г. (л.д. 35-37, 57-59, 78-80, 100-102, 125-127, том 1). В указанных уточненных налоговых декларациях подлежащие уплате суммы налога в отношении вышеуказанного земельного участка были уменьшены пропорционально уменьшению его кадастровой стоимости.
Сумма переплаты за два года, по расчету заявителя, составила 58 026 руб. (29 013 руб. за 2010 г. и 29 013 руб. за 2011 г. (л.д. 9-10, том 1).
11.05.2012 г. Банк России представил в Межрайонную ИФНС России N 1 по Московской области заявление о возврате переплаты по земельному налогу за 2010-2011 гг. в размере 58 026 руб. (л.д. 143, том 1).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области вынесено решение от 23.05.2012 N 1631 об отказе в осуществлении зачета (возврата), в соответствии с которым в возврате 58 026 руб. заявителю отказано в связи с проведением камеральных налоговых проверок вышеуказанных уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по земельному налогу за 2010-2011 гг. (л.д. 144, том 1).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в период с 10.05.2012 г. по 10.08.2012 г. проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1-й квартал 2010 г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.08.2012 N 54233 (л.д. 39-42, том 1). Рассмотрев указанный акт и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области принял решение N 7990 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.10.2012 г. (л.д. 43-49, том 1), в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, Банку России предложено исчислить земельный налог в сумме 7 253 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2012 N 07-12/69676 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7990 оставлено без изменения, а поданная Банком России на указанное решение апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 50-52, том 1).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в период с 10.05.2012 г. по 10.08.2012 г. проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2-й квартал 2010 г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.08.2012 N 54242 (л.д. 61-64, том 1). Рассмотрев указанный акт и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области принял решение N 7992 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.10.2012 г. (л.д. 65-71, том 1), в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, Банку России предложено исчислить земельный налог в сумме 7 253 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2012 N 07-12/69670 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7992 оставлено без изменения, а поданная Банком России на указанное решение апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 72-74, том 1).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в период с 10.05.2012 г. по 10.08.2012 г. проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3-й квартал 2010 г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.08.2012 N 54243 (л.д. 82-85, том 1). Рассмотрев указанный акт и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области принял решение N 7993 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.10.2012 г. (л.д. 86-92, том 1), в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, Банку России предложено исчислить земельный налог в сумме 7 253 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2012 N 07-12/69672 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7993 оставлено без изменения, а поданная Банком России на указанное решение апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 93-95, том 1).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в период с 10.05.2012 г. по 10.08.2012 г. проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.08.2012 N 54246 (л.д. 104-106, том 1).
Рассмотрев указанный акт и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области принял решение N 7994 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.10.2012 г. (л.д. 108-114, том 1), в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, Банку России предложено исчислить земельный налог в сумме 7 254 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2012 N 07-12/69674 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7994 оставлено без изменения, а поданная Банком России на указанное решение апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 115-117, том 1).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области в период с 10.05.2012 г. по 10.08.2012 г. проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 24.08.2012 N 54247 (л.д. 129-132, том 1).
Рассмотрев указанный акт и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области принял решение N 7996 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.10.2012 г. (л.д. 133-139, том 1), в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, Банку России предложено исчислить земельный налог в сумме 29 013 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2012 N 07-12/69683 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7996 оставлено без изменения, а поданная Банком России на указанное решение апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 140-142, том 1).
Таким образом, в соответствии с решениями от 29.10.2012 N N 7990, 7992, 7993. 7994, 7996 заявителю предложено исчислить земельный налог за 2010-2011 гг. в общем размере 58 026 руб.
Банк России просил признать недействительными в части п. 2 решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7990, N 7991, N 7992, N 7993, N 7994, N 7996, обязать Межрайонную ИФНС России N 1 по Московской области произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2010-2011 гг. в общем размере 58 026 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 указанной статьи Кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В связи с тем, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 50:12:020603:0004 была уменьшена по состоянию на 01.01.2010 г., заявитель произвел пересчет налоговой базы по земельному налогу и подал уточненные налоговые декларации за 2010 г. и 2011 г.
Банк России 15.10.2012 г. представил в налоговый орган письмо от 12.10.2012 N 55-15-55/18788, содержащее правовое обоснование произведенных корректировок налога (л.д. 145-146, том 1).
Тем не менее, налоговый орган посчитал произведенное заявителем уменьшение земельного налога необоснованным, в связи с чем и принял частично оспариваемые решения. Основанием для принятия указанных решений в части предложения исчислить земельный налог послужил довод налогового органа о том, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ не имеет обратной силы, и указание в п. 1 данного Распоряжения 01.01.2010 г. не означает дату, начиная с которой применяется уточненная оценка кадастровой стоимости земельного участка.
Как разъясняется в абз. 3, 4 п. 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Анализируя положения п. 1.1 распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ в системной связи с положениям пп. 4, 5 ст. 5, ст. 390 НК РФ, арбитражный суд считает, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель, которыми установлена более низкая кадастровая стоимость земельного участка за прошлые налоговые периоды, подлежат применению для перерасчета налоговой обязанности по земельному налогу за данные периоды.
Аналогичное толкование содержится в обязательном для применения налоговыми органами письме Минфина РФ от 10.03.2011 N 03-05-04-02/20, направленном в инспекции письмом ФНС России от 23.03.2011 N ЗН-4-11/4544@ "О земельном налоге".
Таким образом, Банк России обоснованно произвел перерасчет налоговой базы и налога по земельному налогу за 2010-2011 гг. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010212:6, представил в инспекцию уточненные налоговые расчеты и налоговые декларации по земельному налогу за 2010-2011 гг., в которых исчислил налог к уменьшению в общей сумме 58.026 руб.
При этом решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7990, N 7991, N 7992, N 7993, N 7994, N 7996 в части п. 2 (предложение исчислить земельный налог) не соответствуют положениям действующего законодательства о налогах и сборах, поскольку корректировка сумм налога в уточненных налоговых расчетах и декларациях заявителем произведена правомерно.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 78 зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
П. 6 данной статьи НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как разъясняется в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Из перечисленных положений Кодекса следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Из материалов дела следует, что моментом, когда заявителю стало известно о нарушении его права на возврат переплаты по земельному налогу за 2010-2011 г. следует считать момент вступления в законную силу решений Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 29.10.2012 N 7990, N 7991, N 7992, N 7993, N 7994, N 7996, поскольку в указанных ненормативных правовых актах налоговый орган указал на отсутствие, по его мнению, у заявителя права на уменьшение земельного налога.
С учетом изложенного, Банком России не пропущен трехлетний срок для предъявления в арбитражный суд требования о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2010-2011 гг. в размере 58 026 руб.
Из представленных в материалы дела актов совместной сверки расчетов по налогам и сборам N 15474 по состоянию на 15.11.2012 г. и N 2352 по состоянию на 15.02.2013 г., а также справки N 41050 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию 08.05.2013 г. следует, что у заявителя задолженность по местным налогам, а также соответствующим пеням и штрафам отсутствует (л.д. 32-43, том 2). Налоговый орган о наличии такой задолженности также не заявлял.
Таким образом, излишне уплаченный земельный налог за 2010-2011 гг. в размере 58 026 руб. подлежит возврату заявителю.
Инспекция в своей апелляционной жалобе указывает на пропуск срока, установленного ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд не принимается апелляционным судом, поскольку решения УФНС России по Московской области от 24.12.2012 N 07-12/69676, N 07-12/69670, N 07-12/69672, N 07-12/69674, N 07-12/69683 получены заявителем 09.01.2013 г., что подтверждается входящим номером канцелярии заявителя. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Таким образом, установленный ст. 198 АПК РФ срок для обращения в суд заявителем не пропущен, поскольку заявление подано в Арбитражный суд Московской области 05.04.2013 года.
Ссылка налогового органа на письмо УФНС России по Московской области от 17.07.2012 N 18-21/34738@ не принимается апелляционным судом, поскольку позиция УФНС России по Московской области противоречит позиции Министерства финансов России.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-14050/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14050/2013
Истец: Банк России в лице Московского ГТУ Банка России
Ответчик: МРИ ФНС России N 1 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N1 по Московской области