г. Челябинск |
|
15 августа 2013 г. |
Дело N А07-2087/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Малышева М.Б. и Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2013 г. по делу N А07-2087/2013 (судья Азаматов А.Д.),
в заседании приняли участие представители:
Правительства Республики Башкортостан - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010),
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному автономному учреждению Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" о признании договора от 05.12.2011 б/н неисполненным и взыскании с ответчика средств субсидии в сумме 73 120 000 рублей, предоставленной по договору о субсидировании от 05.12.2011 б/н, в пользу Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (с учетом уточнения требований заявителя в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 20.03.2013).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2013 (резолютивная часть объявлена 23.05.2013) в части удовлетворения требований о взыскании с Государственного автономного учреждения Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" средств субсидии в размере 73 120 000 руб. Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан отказано. В части требований заявителя о признании договора от 05.12.2011 б/н неисполненным производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Правительство Республики Башкортостан (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований Министерства о взыскании с ответчика средств субсидии в размере 73 120 000 руб., и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель апелляционной жалобы указал на то обстоятельство, что судом применена норма статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не подлежащая применению. Судом необоснованно указано, что фактически нецелевым использованием является недостижение цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства. Отношения между учредителем и учреждением по вопросу предоставления субсидии, а также целевого характера использования денежных средств регулируются статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учреждение в нарушение договора о субсидировании использовало субсидию на иные цели.
Вывод суда о том, что учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед министерством задач самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции, противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации.
Отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступало.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Башкортостан поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Государственное автономное учреждение Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ", Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Российской Федерации явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон соответствующих возражений суду апелляционной инстанции заявлено не было, законность и обоснованность решения проверены только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено, что согласно п.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 424 от 23.11.2011 "О порядке предоставления субсидии, поступившей в бюджет Республики Башкортостан из федерального бюджета, Государственному автономному учреждению Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан" в соответствии с Соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.10.2011 N 076-МБ-11 ГАУ РНТИК "Баштехинформ" направлены средства в сумме 73 120 тыс. рублей для субсидирования создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан в рамках реализации пункта 10.8.1 "Создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности" системы программных мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2010 N 64 (с последующими изменениями) (т.1 л.д. 33).
05.12.2011 между Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и Государственным автономным учреждением Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" заключен договор о субсидировании Государственного автономного учреждения Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" (т.1 л.д. 10).
В соответствии с п.1.1 указанного договора предметом договора является субсидирование Министерством создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан за счет средств федерального бюджета, доведенных Министерству как главному распорядителю бюджетных средств по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 3450100 "Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" в соответствии с прилагаемой сметой.
Согласно п.2.1.1 договора от 05.12.2011 Министерство обязалось перечислить Получателю субсидии, предусмотренные в пункте 1.1. договора в размере, указанном в пункте 3.1 договора (т.1 л.д.11).
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора Министерство обязалось осуществлять контроль за эффективным использованием выделенных денежных средств.
В соответствии с п. 2.2.1 договора Получатель (ГАУ РНТИК "Баштехинформ") обязался использовать выделенные средства по договору в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424 и прилагаемой сметой (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора о субсидировании заявителем на счет ответчика были перечислены денежные средства в размере 73 120 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1768481 от 06.12.2011 (т.1 л.д. 38.).
Согласно пункту 2.2.2 договора о субсидировании от 05.12.2011 б/н, а также пункта 9 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424, ответчиком (письмо от 30.03.2012 N 155/09) Министерству направлен отчет о целевом использовании субсидии, а также документы, подтверждающие расходы.
В результате сопоставления статей расходов отчета о целевом использовании субсидии, предоставленного ответчиком Министерству, и статей сметы расходов для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан, приложенной к договору о субсидировании от 05.12.2011 б/н, Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан выявлены несоответствия в части расходов, произведенных ответчиком, и указанной сметы расходов и отчетом о целевом использовании субсидии.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424, в случае нецелевого расходования предоставленных средств ответчиком осуществляется возврат субсидии на лицевой счет истца в двухнедельный срок с даты получения письменного уведомления (т.1 л.д. 35-36).
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан письмом от 21.12.2012 за N 10-4192 уведомило ГАУ РНТИК "Баштехинформ" о необходимости возврата денежных средств в размере 73 120 000 рублей, использованных не по целевому назначению (т.2 л.д. 146).
Ссылаясь на не исполнение ответчиком обязательства по использованию выделенных средств по договору о субсидировании от 05.12.2011 б/н в соответствии со сметой, прилагаемой к договору, и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424, Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика средств субсидии в размере 73 120 000 руб., суд первой инстанции указал, что объем и целевой характер расходования выделенных средств обозначен органами государственной исполнительной власти вполне определенно - субсидирование создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан. Поскольку доказательств наличия в действиях учреждения признаков нецелевого и неэффективного использования средств заявителем не представлено, требования удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части не находит.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции в данном случае обоснованно применена статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Фактически нецелевым использованием является недостижение цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства.
В соответствии с п.1.1 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.10.2011 N 076-МБ-11 из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан предоставлена субсидия в размере 73 120 000 руб. на реализацию следующего мероприятия: - создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности.
Пунктами 2.2., 2.2.3., 2.2.4. Соглашения предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: - определяет Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Минэкономразвития России по вопросам реализации Соглашения; - обеспечивает достижение значений следующих целевых показателей эффективности использования Субсидии по мероприятиям, реализуемым в соответствии с настоящим соглашением: - создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности: количество малых и средних предприятий, воспользовавшихся услугами центра, ед.-20; количество предприятий входящих в состав кластера, ед.-10.
Соглашению предшествовало заявление на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляется субсидии.
В соответствии с паспортом проекта прилагаемого к заявлению планируемый расход субсидии из федерального бюджета в размере 73 120 000 руб. адресован для Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
Согласно п.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 424 от 23.11.2011 средства в размере 73 120 000 руб. направлены Государственному автономному учреждению Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
Предметом договора от 05.12.2011, заключенного между Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и Государственным автономным учреждением Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" является субсидирование Министерством создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что объем и целевой характер расходования выделенных средств обозначен органами государственной исполнительной власти вполне определенно - субсидирование создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
Данные действия государственных органов соответствуют ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Отчет учреждения о целевом использовании субсидии с приложением документов, подтверждающих расходы (всего 277 листов) Министерством был принят без возражений и замечаний.
Доказательств направления средств субсидий учреждением не на создание и обеспечение деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан, а на иные цели в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что Учреждение в нарушение договора о субсидировании использовало субсидию на иные цели, не подтверждается материалами дела.
Ни первичная смета, приложенная к договору от 05.12.2011, ни вторичная смета, направленная учреждением письмом от 22.06.2012 N 398/09-01, со стороны Министерства не подписаны, и не утверждены Министерством.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В связи с изложенным, поскольку доказательств наличия в действиях учреждения признаков нецелевого и неэффективного использования средств в материалах дела не имеется, заявленные требования обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2013 г. 2013 г. по делу N А07-2087/2013 в части отказа в удовлетворении требований Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан о взыскании с Государственного автономного учреждения Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" средств субсидии в размере 73 120 000 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В.Баканов |
Судьи |
М.Б.Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2087/2013
Истец: Министерство промышленности и инновационной политики Беспублики Башкортостан, Министерство промышленности и инновационной политики РБ
Ответчик: Государственное автономное учреждение Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ"
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство экономического развития РБ, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство экономического развития РФ, Правительство РБ, Правительство Республики Башкортостан