г. Москва |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А40-169304/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: Н.Н. Кольцовой, Д.Е. Лепихина,
при ведении протокола: |
помощником судьи Т.В. Сурковой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2013 по делу N А40-169304/12, принятое судьей И.О. Петровым (90-746)
по заявлению Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической компании" (ОГРН 1024701893336)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (ОГРН 1047707041909)
о признании частично недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Белокуров Е.П. - по доверенности N 306-13 от 03.06.2013; Бураков Н.В. - по доверенности N 221-13 от 15.03.2013;
от заинтересованного лица: Решетников А.В. - по доверенности N 05006 от 02.04.2013;
установил:
ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось в суд с заявлением о признании решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.06.2012 N 57 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части отказа в возмещении НДС в размере 27 975 886, 48 руб. по п.п. 2 и 4.2 описательно-мотивировочной части.
Арбитражный суд города Москвы решением от 14.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказал полностью.
Налогоплательщик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании представитель инспекции просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяется в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (ч. 2 ст. 270 АПК РФ), исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что по результатам камеральной налоговой проверки декларации общества по НДС за 4 квартал 2011 года составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.05.2012 N 39.
Рассмотрев указанный акт, возражения общества и иные материалы проверки, заместителем начальника налогового органа принято оспариваемое решение от 20.06.2012 N 57 "Об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Общество в соответствии с положениями ст.ст. 101.2, 138, 139 НК РФ 10.07.2012 г. обжаловало указанное решение Инспекции в Федеральную налоговую службу РФ в апелляционном порядке.
ФНС России решением от 24.09.2012 N СА-4-9/15887@ частично изменило обжалуемое решении Инспекции путем его отмены в части вывода о завышении суммы НДС, предъявленного к возмещению, в размере 20 831 995 руб., в остальной части решение оставлено без изменений и признано вступившим в силу.
Из оспариваемых налогоплательщиком пунктов 2 и 4.2 описательно-мотивировочной части решения усматривается, что суммы, исчисленные с полученных авансов, по которым заявлен вычет по строке 200 раздела 3 Декларации, превышают суммы реализации товаров (работ, услуг) в их адрес на общую сумму НДС в размере 27 975 886, 48 руб., что, по мнению инспекции, недопустимо.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у потребителей услуг ОАО "ФСК ЕЭС", указанных в п. 2.2. акта - ОАО "МРСК Центра", ОАО "Лебединский ГОК", ООО "Энермет", ОАО "Волжский абразивный завод", ООО "ТД "Энергосервис" по состоянию на 01.10.2011 имелась кредиторская задолженность по оказанным налогоплательщиком услугам, в связи с чем в 4 квартале 2011 года контрагентами выплачены денежные средства, в том числе за уже выполненные работы ОАО "ФСК ЕЭС". Таким образом, суд посчитал, что в нарушение п. 8 ст. 171 НК РФ по строке 200 раздела 3 Декларации общество заявило к вычету суммы налога, не имеющие отношения к суммам оплаты, частичной оплаты, полученным в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
При этом суд, со ссылкой на положения п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 81 НК РФ поддержал позицию ФНС России, рассмотревшей в апелляционном порядке жалобу заявителя, о необходимости и обязанности подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации для исключения из строки 070 раздела 3 Декларации исчисленного к уплате в бюджет НДС в сумме 27 975 886,48 руб. с авансов.
Указанные выводы суда ошибочны в связи со следующим.
Сторонами не оспаривается то, что в декларации за 4-й квартал 2011 года сумма НДС в размере 27 975 886,48 руб. входит в сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за реализованные товары (работы, услуги), также как и то, что указанная сумма исчислена к уплате в бюджет повторно как сумма налога с полученных авансов (строка 070 раздела 3 Декларации).
Согласно статье 173 Кодекса сумма, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
В силу пункта 6 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с пунктом 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцы регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателю на полученную сумму оплаты, частичной оплаты.
Пунктом 13 указанных выше Правил установлено, что счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, в том числе при использовании покупателем безденежной формы расчетов, регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученной суммы оплаты, частичной оплаты с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость.
Таким образом, налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет поставки товаров (работ, услуг), только после отгрузки соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) на основании счетов-фактур, оформленных на отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в счет которых поступила оплата (частичная оплата) с указанием номера платежно-расчетного документа, по которому такая оплата поступила.
Таким образом, строка 200 раздела 3 налоговой декларации предназначена для отражения сумм налога на добавленную стоимость по полученным авансовым платежам, подлежащим вычету в момент отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Действительно, в рассматриваемой ситуации поступление сумм авансовых платежей и дата оказания услуг, в счет которых получены авансы, имели место в одном налоговом периоде - 4-м квартале 2011 года.
Статья 172 НК РФ, указывает, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
При этом налогоплательщик имеет право принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную с авансовых платежей, в размере, не превышающем сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную с реализации товаров (работ, услуг) за текущий налоговый период.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, налогоплательщик правомерно предъявил к вычету налог на добавленную стоимость в спорной сумме, исчисленный ранее с поступивших авансовых платежей, поскольку дважды исчислил его к уплате в бюджет.
Таким образом, заявителем соблюдены все необходимые условия для вычета по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные положениями статей 171, 172 НК РФ, в связи с чем отказ инспекции в их принятии является незаконным.
Вывод суда первой инстанции о необходимости подачи уточненной декларации сделан без учета положений статей 54 и 81 Кодекса, устанавливающих основание, при котором возникает обязанность по предоставлению уточненной налоговой декларации. В силу указанных статей эта обязанность возникает при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате; перерасчет налога в этом случае производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Между тем данное основание в рассматриваемом деле отсутствует.
Необходимость подачи уточненной декларации не следует также и из положений пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Кодекса, согласно которым налог на добавленную стоимость, исчисленный с суммы предварительной оплаты, полученной в счет предстоящей поставки товаров, подлежит вычету с даты отгрузки соответствующих товаров. Каких-либо ограничений в части размера этого налогового вычета, а именно возможности его применения лишь в сумме, равной налогу, исчисленному с операции по реализации товаров, поставленных в счет указанной оплаты, названные положения Кодекса не содержат. Данные нормы устанавливают только два условия применения рассматриваемого налогового вычета: исчисление налога на добавленную стоимость с суммы предварительной оплаты и осуществление отгрузки товаров в счет данной оплаты. Эти требования обществом соблюдены.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 10120/10, согласно которому толкование содержащихся в нем правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием нового судебного акта.
Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.06.2012 N 57 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении НДС в размере 27 975886,48 руб. по п.2 и п. 4.2 описательно-мотивировочной части следует признать недействительным ввиду несоответствия Налоговому кодексу Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2013 по делу N А40-169304/12 отменить.
Признать недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.06.2012 N57 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении НДС в размере 27 975 886,48 руб. по п.2 и п. 4.2 описательно-мотивировочной части.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (ОГРН 1047707041909) в пользу Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической компании" (ОГРН 1024701893336) расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 2 000 (две тысячи) руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169304/2012
Истец: ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, мри фнс россии по кн N4