г. Санкт-Петербург |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А21-558/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, О.И. Есиповой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой (после перерыва - Ю.А. Беляевой)
при участии:
от истца (заявителя): представителя Р.Ю. Алымова (доверенность от 11.01.2013), после перерыва - не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13245/2013) ГБУЗ Калининградской области "Городская детская поликлиника N 5" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2013 по делу N А21-558/2013 (судья Д.В. Широченко), принятое
по иску (заявлению) ГБУЗ Калининградской области "Городская детская поликлиника N 5"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области
о признании требования недействительным
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Городская детская поликлиника N 5" (адрес: 236004, г.Калининград, ул.Дзержинского, 104-104в, ОГРН 1023901649485) (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области (адрес: 236000, г.Калининград, ул.Космонавта Леонова, д.49, ОГРН 1023900598150) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным требования от 28 декабря 2012 года N 2851 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной проверки с 09 по 19 декабря 2012 года.
Решением от 30.04.2013 суд отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования, а также отменил обеспечительные меры, принятые определением от 20.02.2013 в виде приостановления действия оспариваемого требования.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить принятое по делу решение. Податель жалобы указывает на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Поскольку финансирование Учреждения осуществляется исходя из количества прикрепленного к поликлинике населения (подушевое финансирование), следовательно, правовое основание получения денежных средств нарушено им не было, так как количество поступивших денежных средств зависит только от количества прикрепленного к поликлинике населения. Заявитель полагает, что в его действиях имеется нарушение лицензионных требований и условий в части оказания медицинских услуг в отсутствие соответствующих лицензии. По его мнению, нарушение лицензионных требований и условий само по себе, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации), не является основанием для признания расходования бюджетных средств учреждением нецелевым и выставления Фондом соответствующего Требования.
В судебном заседании апелляционного суда 01.08.2013 представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал. Фонд, уведомленный надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, представил возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 08.08.2013. В данном судебном заседании дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Фонда от 29 ноября 2012 года N 320 в период с 03 по 19 декабря 2012 года была проведена плановая комплексная проверка деятельности Учреждения за период с октября 2010 года по сентябрь 2012 года.
По результатам проверки составлен акт N б/н от 19 декабря 2012 года (л.д.14-61).
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о том, что Учреждением допущено нецелевое расходование денежных средств, что отражено в листах 14-16 данного акта проверки от 19 декабря 2012 года. Из акта следует, что нецелевое использование Учреждением денежных средств ОМС в сумме 3719964,02 руб. выразилось в направлении и использовании данных денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (оказание медицинских услуг при отсутствии лицензии по отоларингологии, офтальмологии, дерматовенерологии, кардиологии и на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике).
По результатам проведенной проверки в адрес Учреждения направлено требование "Об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой проверки с 03 по 19 декабря 2012 года" от 28 декабря 2012 года N 2851(л.д.11-13), в пункте 1 которого указывается о том, что в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" денежные средства в сумме 3 719 964,02 рублей, использованные не по целевому назначению с октября 2010 года по сентябрь 2012 года следует перечислить до 19 января 2013 года на счет Фонда с назначением платежа "Возврат средств, использованных не по целевому назначению, полученных в рамках территориальной программы ОМС". За использование средств не по целевому назначению учреждению надлежит уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 371 996,40 рублей, оплату которого произвести за счет собственных средств на счет Фонда отдельным платежным поручением (пункт 2 требования).
Полагая, что вынесенное Фондом Требование от 28 декабря 2012 года N 2851 является необоснованным и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного требования недействительным на основании статьи 198 АПК РФ.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (Фонд) в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 12 июля 2011 года N 532, является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Калининградской области.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 8 указанного Положения Фонд в пределах своих полномочий осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе: проводит проверки и ревизии.
В силу положения подпункта 15 пункта 9 Положения Фонд в рамках своих полномочий предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Довод Учреждения, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что Фонд, созданный в 2011 году, неправомерно осуществил проверку Учреждения за период 2010 - 2011 год подлежит отклонению по следующим основаниям.
Фонд был создан Решением Малого Совета Калининградского областного совета народных депутатов от 09.09.1993 N 142 и осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1. Данное Положение действовало до 01.01.2011 до вступления в силу Федерального закона N 326-ФЗ.
Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области было утверждено постановлением Правительства Калининградской области от 12.07.2011 N 532 во исполнение части 6 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N326-ФЗ).
Полномочия Фонда на проведение контроля и порядок его проведения установлены Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 года N 73, которым утверждены Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 17 Положения о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется:
- наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В суде первой и апелляционной инстанции представитель Учреждения не отрицал факт оказания им отдельных видов медицинской помощи без соответствующей лицензии, но, по мнению Учреждения, оказание медицинской деятельности без лицензии является лишь нарушением лицензионного законодательства, в связи с чем в рассматриваемом случае статья 39 Закона N 326-ФЗ применению не подлежит.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод Учреждения.
В силу положений статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1, 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 46 статьи 12 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования отнесены организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что право на оказание гражданам медицинской помощи и получение целевых денежных средств ОМС за оказанную медицинскую помощь напрямую зависит от наличия разрешения оказывать определенные виды деятельности, в связи с чем, кроме действующего лицензионного законодательства, учреждением нарушены и нормы бюджетного законодательства, а также нормы законодательства об обязательном медицинском страховании.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 2).
Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" закреплено, что для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 10 статьи 14).
Таким образом, право на осуществление медицинской деятельности (отдельных ее видов) возникает у медицинской организации с момента получения лицензии.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на то, что целевое финансирование осуществляется не медицинских организаций, а страховых медицинских организаций, следовательно, ответственность за нецелевое использование средств несут только страховые компании.
Данный довод правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Существенным условием получения от страховой медицинской организации целевых средств медицинской организацией является наличие лицензии, то есть специального разрешения, дающего право на осуществление конкретного вида медицинской деятельности. Получение целевых средств ОМС медицинской организацией на виды медицинской помощи, на которые отсутствует лицензия - незаконно, что влечет за собой нецелевое использование средств ОМС.
При таком положении, целевые государственные денежные средства не могут быть использованы медицинской организацией на незаконно оказанную медицинскую помощь. Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что у заявителя отсутствовало право оказывать медицинскую помощь по тем видам медицинской помощи, на которые отсутствовала лицензия, и соответственно правовое основание для получения целевых государственных средств за незаконно оказанную медицинскую помощь.
Суд отмечает, что законодателем установлены экономические санкции за включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации.
Приложением N 8 к Приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01 декабря 2010 года N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" установлен Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи. Одним из оснований является включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации (пункт 5.5.1).
Согласно Приложению 13 к Порядку организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденному Соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 07 февраля 2012 года, при включении в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в лицензии медицинской организации сумма, не подлежащая оплате, уменьшения оплаты, возмещения составляет сто процентов стоимости за каждый случай оказания медицинской помощи.
В ходе проверки установлено, что Учреждение при отсутствии лицензии осуществляло следующие виды медицинских работ и услуг: с 01 октября 2010 года по 19 сентября 2011 года по оториноларингологии, офтальмологии, дерматовенерологии; с 01 октября 2010 года по 01 сентября 2012 года по кардиологии и осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике.
При проверке реестров и счетов к реестру амбулаторнополиклинических медицинских услуг, предоставляемых в СМО, установлено, что за период с октября 2010 года по август 2011 года предъявлено медицинских услуг без лицензии на общую сумму 3 249 593,25 рублей, в том числе:
- по отоларингологии на сумму 1 200 468,24 рублей (октябрь-декабрь 2010 года - 468 424,26 рублей, январь-август 2011 года - 732 043,98 рублей);
- по офтальмологии на сумму 1 328 274,40 рублей (октябрь-декабрь 2010 года - 460 719,84 рублей, январь-август 2011 года - 867 554,56 рублей);
- по дерматовенерологии на сумму 434 763,27 рублей (октябрь-декабрь 2010 года - 180 470,94 рублей, январь-август 2011 года - 254 292,33 рублей);
- по кардиоревматологии на сумму 286 087,34 рублей (октябрь-декабрь 2010 года - 16 917,04 рублей, январь-декабрь 2011 года - 148 198,91 рублей, январь-сентябрь 2012 года - 120 971,39 рублей).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" врачебной должности "кардиоревматология" не существует.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что на основании приказа и.о главного врача Фроловой В.Н. от 01.02.2011 года N 9-к#2 врачу функциональной диагностики Кульбери С.И. разрешено совместительство на 0,5 ставки врача детского кардиолога, по утвержденному штатному расписанию на 2011 год должность "врач детский кардиолог" не предусмотрена. По утвержденному штатному расписанию на 2012 год предусмотрена должность врача детского кардиолога на 0,5 ставки, по тарификационному списку работников по состоянию на 01.08.2011 года указанную должность занимает Кульбери С.И. Фактически по приказам главного врача от 01.02.2012 г. NN 17-К/З, N1-К/22 и табелям учета рабочего времени Кульбери С.И. работала врачом функциональной диагностики на 1,0 ставку и по совместительству на 0,25 ставки врачом - педиатром школы N 12.
По утвержденным штатным расписаниям предусмотрена должность "медицинский статистик": на 2010 год - 2,0 ставки, на 2011 год - 2,0 ставки, на 2012 год - 1,5 ставки.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и функциональным обязанностям, утвержденным главным врачом Кульбери С.И., на должность "медицинский статистик" назначается лицо имеющее среднее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности "Медицинская статистика".
По тарификационным спискам и приказу главного врача (приказ о приеме работника на работу от 11.06.2010 г. N 50-КЗ#1) принята на работу медицинским статистиком Залиева Т.А., не имеющая медицинского образования.
Таким образом, при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике в проверяемом периоде с октября 2010 по сентябрь 2012 года медицинскому статистику Залиевой Т.А. начислена оплата труда на сумму 470 370,77 рублей.
Правовым основанием получения учреждением от страховых медицинских организаций денежных средств является оказание медицинских услуг при наличии лицензии на оказание этих услуг.
Следовательно, в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, использование учреждением денежных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям их получения (оказание медицинских услуг при отсутствии лицензии по отоларингологии, офтальмологии, дерматовенерологии, кардиологии и на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике) всего в сумме 3 719 964,02 рублей (за октябрь-декабрь 2010 года - 1 175 505,04 рублей; за январь - декабрь 2011 года - 2 213 280,03 рублей, за январь-сентябрь 2012 года - 331 178,95 рублей), является нецелевым использованием средств ОМС.
В соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между медицинской организацией и страховой медицинской организацией. Форма типового договора, действовавшего в период проведения проверки Фондом, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 1184 н.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно положению подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, являются средствами целевого финансирования.
В суде первой и апелляционной инстанции Учреждение излагало правовую позицию о том, что денежные средства в поликлинику должны поступать независимо от объема выполненных работ, так как финансирование поликлиники осуществлялось посредством подушевого финансирования, а не исходя из количества выполненных работ. По мнению подателя жалобы, при данном виде финансирования медицинскому учреждению достаточно иметь только лицензию на оказание основных видов медицинской помощи.
Данный довод оценен судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Приложением N 1 к Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 07 февраля 2012 года утвержден Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее -Порядок), пунктом 4 которого предусмотрено, что для финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС, применяются следующие способы оплаты:
1) скорой медицинской помощи: по тарифам на основе подушевого норматива финансирования;
2) амбулаторной медицинской помощи: по тарифам на основе подушевого норматива финансирования; по тарифам на основе сметного принципа финансирования; по посещениям, законченному случаю лечения, условным единицам трудоемкости.
Оплата медицинской помощи по тарифам на основе подушевого норматива финансирования осуществляется в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, поликлинических отделениях в составе больничных медицинских организаций любой формы собственности за исключением стоматологических поликлиник и женских консультаций, а также общих врачебных практиках (фондодержатели).
Согласно пункту 7 Порядка фондодержатели формируют следующие реестры:
1) на оплату амбулаторных медицинских услуг - за пролеченных, прикрепленных к другим медицинским организациям; оплата данного вида реестров производится сверх подушевого норматива финансирования с последующими взаиморасчетами с медицинскими организациями по месту прикрепления пролеченных больных;
2) раздельно по видам медицинской помощи - за пролеченных больных из числа прикрепленных застрахованных и постоянно проживающих на территории неприкрепленных.
Ежемесячно медицинские организации - фондодержатели представляют реестры за оказанную медицинскую помощь в страховые медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в срок до десяти рабочих дней информацию по выполнению критериев доступности и качества оказания медицинской помощи.
Как правомерно указал суд первой инстанции, подушевое финансирование является одним из способов оплаты за оказанную медицинскую помощь. При этом медицинская помощь гражданам должна быть оказана на законных основаниях. Иное влечет применение к медицинской организации экономических санкций, предусмотренных нормативными правовыми актами и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение нарушило условия расходования средств обязательного медицинского страхования, направив средства ОМС на оплату тех медицинских услуг, по которым у него отсутствовала лицензия.
Такое расходование учреждением бюджетных средств является нецелевым.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого требования Фонда.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
При подаче апелляционной жалобы Учреждением была оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010 N 139, государственная пошлина в размере 1000 руб. является излишне уплаченной, в связи с чем подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 апреля 2013 года по делу N А21-558/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская поликлиника N5" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области "Городская детская поликлиника N 5" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-558/2013
Истец: ГБУЗ "Городская детская поликлиника N 5", ГБУЗ Калининградской области "Городская детская поликлиника N 5"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13245/13
17.06.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13245/13
20.05.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6824/13
30.04.2013 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-558/13