Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2013 г. N 17АП-7010/13
г. Пермь |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А71-1503/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.
при участии:
от истца - Общественной организации "Глазовское общество охотников и рыболовов" - Лучихин А.В. (доверенность от 15.02.2013), Ищенко С.Н., председатель правления (выписка из протокола от 03.07.2013),
от ответчика - Управления охраны фауны Удмуртской Республики - Пластинин М.Е. (доверенность от 25.03.2013), Кушнир Е.Е. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Общественной организации "Глазовское общество охотников и рыболовов" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 апреля 2013 по делу N А71-1503/2013, принятое судьей Бакулевым С.Ю.,
по иску Общественной организации "Глазовское общество охотников и рыболовов"
к Управлению охраны фауны Удмуртской Республики
о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения,
установил:
Общественная организация "Глазовское общество охотников и рыболовов" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению охраны фауны Удмуртской Республики (далее - Управление) о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения, и просила изложить спорные разделы и пункты соглашения в следующей редакции:
а) Раздел II "СВЕДЕНИЯ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ, ГРАНИЦАХ И ПЛОЩАДИ ОХОТНИЧЬЕГО УГОДЬЯ, О РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЕГО ГРАНИЦАХ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ И ЛЕСНЫХ УЧАСТКАХ":
2.1. Удмуртская Республика муниципальное образование "Глазовский район".
2.1.1. Описание границ охотничьего угодья ОО "Глазовское общество охотников и рыболовов" согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376.
СЕВЕРНАЯ - от пересечения автодороги Глазов-Омутнинск с границей Кировской области на восток по границе с Кировской областью до пересечения с административной границей Балезинского района Удмуртской Республики;
ВОСТОЧНАЯ - от пересечения административных границ Глазовского и Балезинского районов Удмуртской Республики с границей Кировской области на юг по административной границе Балезинского района Удмуртской Республики до восточной грани квартала 102 Глазовского лесничества, далее на запад через северные грани кварталов 96-102 Глазовского лесничества через деревню Адам, далее по дороге Адам-Глазов до реки Омыть, далее по реке Омыть на север до дороги на деревню Богатырка, далее до деревни Богатырка, от дороги Богатырка на запад по реке Чепца до устья реки Убыть, от устья вверх по течению реки Убыть до деревни Кожиль, далее на восток по дороге Глазов- Качкашур, исключая 96-102 кварталы Глазовского лесничества до пересечения с административной границей Балезинского района Удмуртской Республики, далее на юг по административной границе Балезинского района Удмуртской Республики до пересечения с административной границей Красногорского района Удмуртской Республики;
ЮЖНАЯ - на запад по административной границе Красногорского района Удмуртской Республики до пересечения с административной границей Юкаменского района Удмуртской Республики;
ЗАПАДНАЯ - на север по административной границе Юкаменского района Удмуртской Республики до пересечения с административной границей Ярского района Удмуртской Республики, далее на север по административной границе Ярского района Удмуртской Республики до пересечения с дорогой Байран-Новый Колевай, далее по этой дороге на восток через деревни Новый Колевай,
Маршаково, Шудзя, Шудегово до деревни Дондыкар, от деревни Дондыкар по дороге Глазов - Омутнинск на север до границы с Кировской областью.
Исключение - черта города Глазова, земли населенных пунктов, садовых обществ, автомобильных дорог, ж.д. дорог.
2.1.2. Площадь охотничьего угодья 163 тыс. га"
б) пункт 3.1. Сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья:
пп/п |
Охотничьи ресурсы (указываются охотничьи ресурсы, в отношении которых предоставляется право на добычу в соответствии с настоящим Соглашением) |
Численность, особей |
||||
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
|
Копытные животные: Лось |
305 |
317 |
465 |
464 |
527 |
1 |
Кабан |
102 |
105 |
89 |
82 |
113 |
2 |
Медведь бурый |
34 |
40 |
40 |
44 |
33 |
ПУШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ:
|
ВОЛК |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ЛИСИЦА |
276 |
251 |
225 |
464 |
523 |
|
КУНИЦА |
84 |
67 |
112 |
99 |
99 |
|
БОБР ЕВРОП. |
Н/Д |
Н\Д |
1000 |
830 |
1083 |
3 |
ЗАЯЦ-БЕЛЯК |
461 |
648 |
433 |
642 |
936 |
|
БЕЛКА |
420 |
603 |
648 |
989 |
1341 |
|
РЫСЬ |
18 |
16 |
16 |
14 |
10 |
|
БАРСУК |
38 |
51 |
44 |
44 |
89 |
3 |
ГОРНОСТАЙ |
н\д |
н\д |
26 |
24 |
42 |
|
НОРКА |
н\д |
н\д |
128 |
116 |
146 |
|
ХОРЬ |
н\д |
н\д |
48 |
27 |
29 |
|
ВЫДРА |
н\д |
32 |
32 |
32 |
33 |
|
ОНДАТРА |
н\д |
н\д |
1980 |
2150 |
2300 |
|
КРОТ |
н\д |
н\д |
н\д |
н\д |
н\д |
|
ЛАСКА |
н\д |
н\д |
н\д |
н\д |
н\д |
|
ПТИЦЫ: ГЛУХАРЬ |
290 |
264 |
287 |
464 |
510 |
4 |
ТЕТЕРЕВ |
8490 |
8511 |
9311 |
3578 |
6451 |
|
РЯБЧИК |
2915 |
2873 |
4655 |
4276 |
3105 |
|
ВАЛЬДШНЕП |
н\д |
н\д |
н\д |
2500 |
2817 |
|
ВЯХИРЬ |
н\д |
н\д |
н\д |
800 |
830 |
|
ГОЛУБЬ СИЗЫЙ |
н\д |
н\д |
н\д |
700 |
700 |
|
ГОРЛИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ |
н\д |
н\д |
н\д |
800 |
800 |
|
ПЕРЕПЕЛ ОБЫКНОВЕН |
н\д |
н\д |
н\д |
350 |
350 |
|
БЕКАС ОБЫКНОВЕННЫЙ |
н\д |
н\д |
н\д |
2500 |
2700 |
|
ГАРШНЕП |
н\д |
н\д |
н\д |
350 |
350 |
|
ДУПЕЛЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ |
н\д |
н\д |
н\д |
700 |
670 |
|
ГУМЕННИК |
н\д |
н\д |
н\д |
5500 |
6000 |
|
ГУСЬ БЕЛОЛОБЫЙ |
н\д |
н\д |
н\д |
1500 |
2100 |
|
ГУСЬ СЕРЫЙ |
н\д |
н\д |
н\д |
5000 |
4900 |
|
КРЯКВА |
н\д |
2500 |
2550 |
2200 |
3500 |
|
ЧИРОК СВИСТУНОК |
н\д |
н\д |
н\д |
500 |
480 |
|
ЧИРОК ТРЕСКУНОК |
н\д |
н\д |
н\д |
500 |
560 |
|
ЧИБИС |
н\д |
н\д |
н\д |
1200 |
1150 |
в) пункт 5.2. "Размер платы при заключении Соглашения составляет 1 630 000 рублей".
г) пункт 8.1. "Соглашение вступает в силу с момента получения Администрацией платы за заключение соглашения, предусмотренной разделом V соглашения, в противном случае соглашение не считается заключенным".
д) пункт 8.2. "Соглашение действует с момента вступления в силу, сроком на 49 лет".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.04.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, организация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, изложив спорные разделы соглашения в редакции истца. В жалобе указывает, что суд, отказывая в удовлетворении требований, дал ошибочное толкование положений ст. 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), так как из буквального толкования данной статьи следует, что законодатель связывает заключение соглашения, в случае когда у юридических лиц право долгосрочного пользования животным миром возникло до дня вступления в силу Закона об охоте, исключительно с договорами о предоставлении им в пользование территорий или акваторий. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.05.2012 N 137, которым установлена максимальная площадь охотничьих угодий, к спорным правоотношениям не применяется, поскольку соглашение должно быть заключено на тех же условиях, что и договор. По мнению заявителя, положения о максимальной площади применяются после 15.05.2017. Кроме того истец не согласен с выводом суда о том, что границы площади, передаваемой по охотсоглашению, ни истцом ни ответчиком самостоятельно установлены быть не могут без соответствующего нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке ст. 25 Закона об охоте. Как полагает истец, границы в соглашении должны быть установлены в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.12.2003 N 1063. Также заявитель жалобы указывает, что суд необоснованно отклонил его ссылку на письмо Минприроды России от 21.09.2012 N 15-45/15112, так как разъяснения, данные в указанном письме, а также в письме Росприроднадзора от 21.12.2012 N АА-03-94-27/17484, соответствуют положением Закона об охоте. Кроме того, считает, что суд вышел за рамки предмета спора, поскольку настоящий спор не связан с защитой конкуренции в области охотничьего хозяйства. Согласно ч. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В связи с этим, по мнению истца, договор между ним и Минприроды Удмуртской Республики N 11 от 25.12.2004 сохраняет силу.
Управление с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступило ходатайство о приобщении к делу копию разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.05.2013 N 04-15-29/8455.
Ответчик возражает против приобщения письма Минприроды России от 07.05.2013, так как аналогичный документ уже предоставлялся истцом в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Судебное заседание отложена на 14.08.2013, до судебного заседания от истца поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, в которых указано, что положения ч. 1,2 ст. 71 Закона о б охоте предусматривают сохранение за лицами, обладающими долгосрочными лицензиями, права пользования животным миров до истечении срока действия этих лицензий, если иное не установлено названным Законом. Часть 3 ст. 71 Закона об охоте устанавливает, что такие лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий без проведения аукциона. В ч. 1 ст. 27 Закона об охоте установлено, что охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от 20 до 49 лет, иных сроков Закон об охоте не устанавливают, но в пределах этого срока стороны вправе выбрать срок, на который охотхозяйственное соглашение заключается. При этом, по мнению истца, срок действия долгосрочной лицензии, не имеет правового значения, поскольку они не подлежат продлению, а предыдущие пользователи животным миром имеют преимущество в виде возможности заключить соглашения минуя аукцион. Истец также ссылает на судебную практику иных судов по данному вопросу. Поскольку организация обратилась с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения до истечения срока действия долгосрочной лицензии и указала срок, на который она желает заключить соглашение 49 лет, у ответчика не было оснований для отказа в заключении такого соглашения.
От управления поступили дополнения к отзыву, в которых указано, что положения ст. 71 Закона об охоте позволяют лицам, имеющим на дату вступления в силу этого закона, либо оформить охотхозяйственное соглашение в льготном порядке без аукциона, либо не переоформлять сложившиеся правоотношения, при этом положения ст. 71 Закона не позволяют лицам переоформлять сложившиеся правоотношения в льготном порядке на иной срок, чем предоставлен им ранее оформленными лицензией и договором, иное означало бы нарушение ст. 29 Закона об охоте и ст. 15 Закона о защите конкуренции и не соответствовало смыслу Закона об охоте, направленному на недопущение ограничения свободного доступа всех желающих приобрести право на пользование животным миром. Управление также ссылается на судебную практику в подтверждение своей позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.02.2003 Управлением по охране контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики на основании постановления Правительства Удмуртской Республики N 1063 от 23.12.2002 о предоставлении организации в пользование территории и акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром сроком на 10 лет площадью 163 тыс. га в указанных в постановлении границах, организации выдана долгосрочная лицензия серии ХХ N 0192, срок действия которой установлен с 18.02.2003 по 18.02.2013 с учетом распоряжения от 15.03.2010 N 01-40/01 (т. 1, л.д. 27, т. 2, л.д. 50).
С организацией заключен договор N 11 от 25.12.2004, по которому Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики передало организации в пользование на срок 23 года и 2 месяца с 25 декабря 2003 года по 18 февраля 2028 года, согласно долгосрочной лицензии серии XX N 0192, территорию и акваторию, расположенные в Удмуртской Республике, для осуществления организацией права пользования объектами животного мира общей площадью 163,0 тысяч га в границах согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 23.12.2002 N 1063.
С 01.04.2010 (за исключением некоторых положений) вступил в силу Закон об охоте, регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и устанавливающий недопущение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (ст. 10 Закона об охоте).
В соответствии с п. 3 ст. 71 Закона об охоте юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Ссылаясь на то, что у организации право долгосрочного пользования животным миром возникло до дня вступления в силу Закона об охоте, вследствие чего она вправе заключить охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьего угодья, указанного в договоре о предоставлении ему в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, организация 17.02.2012 и повторно 22.08.2012 обратилась к управлению с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения на срок 49 лет (т. 1, л.д. 108-121).
Управление направило в адрес организации проект соглашения.
Организация, не согласившись с редакцией управления, в свою очередь направила свой проект соглашения, который подписан управлением с протоколом разногласий.
Поскольку сторонам не удалось урегулировать разногласия в отношении площади охотничьих угодий и срока, на который соглашение может быть заключено, управление указало, что охотхозяйственное соглашения вступает в силу с момента получения платы за заключение соглашения и действует до истечения срока действия долгосрочной лицензии, организация 26.02.2013 обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд соглашается с отказом в иске в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 этого Федерального закона.
По истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи (ч. 9 ст. 71 Закона об охоте).
В ч. 10 ст. 71 Закона об охоте установлено, что в случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Таким образом, системный анализ данных положений Закона свидетельствует о том, что лицо, обладающее правом долгосрочного пользования животным миром, возникшим до введения в действие Закона об охоте, сохраняет это право и после введения его в действие, но до истечения срока действия лицензии и при наличии действующего договора о предоставлении в пользование территории или акватории. При этом оно может не заключать охотхозяйственное соглашение, а использовать животный мир на основании ранее оформленных лицензии и договора.
Однако в случае если территория, предоставленная по договору, превышает максимально установленную, такое право сохраняется в течении пяти лет со дня установления максимальной площади (для Удмуртской Республики максимальная площадь установлена приказом Минприроды России от 18.05.2012 N 137 и составляет 50 тыс. га), в дальнейшем же лицо, долгосрочная лицензия которого не закончилась, вправе заключить охотхозяйственное соглашение на площадь, которая не может превышать максимально установленную, но опять же в пределах срока действия лицензии.
В момент обращения организации в суд с настоящим иском, последняя утратила право требования заключения с ней охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, поскольку срок действия лицензии закончился 18.02.2013, а у управления соответственно отсутствует обязанность заключить такое соглашение.
Более того, охотхозяйственное соглашение не может быть заключено с организацией в ином порядке, чем на аукционе, ввиду чего суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований, не приняв решение об условиях соглашения.
При этом довод организации о том, что она обратилась с заявлением о заключении соглашения до истечения срока действия лицензии, ввиду чего имела право на заключение соответствующего соглашения, рассмотрен судом и отклонен, поскольку в любом случае, по основаниям, изложенным выше, срок соглашения ограничивался сроком действия лицензии, а незаключение такого соглашения не нарушает прав организации, поскольку последняя вправе была пользоваться животным миром и без заключения соглашения на основании ранее выданной лицензии и заключенного договора.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 апреля 2013 года по делу N А71-1503/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.