г. Ессентуки |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А25-13/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2013 по делу N А25-13/2013 (судья Шишканов Д.Г.)
по заявлению открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092)
к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (ОГРН 1020900509442, ИНН 0901046635)
о признании недействительным ненормативного правового акта - предписания от 29.10.2012 N 024 о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов,
при участии в судебном заседании:
от Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам: Урусова И.А. по доверенности от 07.06.2012 N 005, Пенгановой Х.Р. по доверенности от 12.05.2011 N 006;
от открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление": Сергеевой Г.С. по доверенности от 01.01.2013 N 1-9/4-551,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее
- Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 29.10.2012 N 024 о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка", ФГУ "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 17.04.2013 требования Общества удовлетворены в части. Признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N221, предписание Управления от 29.10.2012 N024 о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов в части возложения на Общество обязанности:
- по установке до 01.01.2013 приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть;
- по произведению в месячный срок перерасчета за потребленную в июле - ноябре 2011 тепловую энергию ОАО "Славянка" и по объектам Министерства обороны Российской Федерации;
- по перечислению в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13851810 рублей необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 в результате применения тарифа, не утвержденного в установленном законодательством порядке. В остальной части в удовлетворении требований общества отказано. С Управления в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Судебный акт мотивирован незаконностью требований спорного предписания.
Не согласившись с принятым решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление указывает на отсутствие у суда первой инстанции оснований в удовлетворении заявленных требований. Считает, что приведенные Обществом обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам, просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований Общества, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступали.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества возражал по существу доводов апелляционной жалобы. Считает решение суда законным и обоснованным, спорное предписание - не соответствующим действующему законодательству.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества и Управления, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р общество определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций.
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и заявителем (исполнитель) заключен Государственный контракт от 14.07.2011 N 2-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, согласно которому заявитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги теплоснабжения потребителю в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 2.1). При этом потребителем тепловой энергии выступают воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны России и потребляющие тепловую энергию (пункт 1.8).
Согласно пункту 1.24 Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ собственная тепловая энергия - это тепловая энергия, произведенная и поставленная потребителю с использованием теплогенерирующих объектов (котельных), тепловых сетей и т.п., находящихся в собственности заявителя либо передаваемых заявителю государственным заказчиком по договору безвозмездного пользования на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р.
Во исполнение Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ заявителем производится снабжение теплом и горячей водой Зеленчукского гарнизона Минобороны России, в том числе: жилого сектора ст. Сторожевая-2 и расположенных в ней военных городков NN 1, 2, 4, а также военных объектов военного городка N 3 (баня, столовая, казарма, гостиница, штаб, медпункт, пожарное депо).
Заявителем (в качестве теплоснабжающей организации) для обеспечения указанных объектов тепловой энергией заключен договор теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001 с Обществом (абонент).
В свою очередь Общество выступает в качестве управляющей организации и оказывает услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений и членам их семей в отношении специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации на основании заключенного с Минобороны России договора управления специализированным жилищным фондом от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики до настоящего времени отсутствует возможность поставки на энергопринимающие объекты ст. Сторожевая-2 и военных городков покупной тепловой энергии, так как единственными тепловыми сетями, технологически связанными с сетями потребителя, являются находящиеся в федеральной собственности (права собственника осуществляются Министерством обороны Российской Федерации) сети и котельные, закрепленные на праве оперативного управления за Учреждением.
В связи с этим поставка тепловой энергии на объекты ст. Сторожевая-2 и военных городков может осуществляться исключительно посредством: газовой котельной в отношении военных городков N N 1, 2, 4; электрической котельной - в отношении военного городка N3.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 1074-р и приказа Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2011 N 1510 указанные котельные, а также соответствующие сети теплоснабжения по договору от 01.09.2011 N 1 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Минобороны России были переданы Учреждением (ссудодатель) в безвозмездное пользование заявителю (ссудополучатель). Срок действия договора от 01.09.2011 N 1 ограничен сроком действия Государственного контракта от 14.07.2011 N2-ТХ.
24.09.2012 в Управление поступили жалобы проживающих в ст. Сторожевая-2 граждан Чомаева Н.-А.М., Заярной Т.С., Юсупова С.С. на повышение тарифа на тепловую энергию и горячую воду с просьбой разобраться и принять меры по данному вопросу.
Управление письмом от 26.09.2012 N 1128 направило на согласование прокурору Карачаево-Черкесской Республики заявление на проведение внеплановой проверки в отношении Ростовского филиала заявителя, осуществляющего теплоснабжение ст. Сторожевая-2. Решение о проведении внеплановой выездной проверки было 27.09.2012 (исх. N7-10-2012) согласовано прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики.
На основании распоряжения от 24.09.2012 N 021 в период с 01.10.2012 по 26.10.2012 сотрудниками Управления была проведена внеплановая выездная проверка Ростовского филиала заявителя, составлен акт проверки от 29.10.2012 N 018.
Управлением по результатам проверки Обществу выдано предписание от 29.10.2012 N 024 о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов, которым предложено устранить выявленные проверкой нарушения:
- обеспечить установку до 01.01.2013 приборов учета потребляемых энергетических ресурсов (электроэнергия, вода, газ) и приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть;
- произвести в месячный срок перерасчет за потребленную в июле-ноябре 2011 г. тепловую энергию ОАО "Славянка" и по объектам Министерства обороны Российской Федерации;
- перечислить в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13 851, 81 тыс. руб. необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 г. в результате применения тарифа, не утвержденного в установленном законодательном порядке.
Не согласившись с предписанием Управления от 29.10.2012 N 024, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Пунктом 1 оспариваемого предписания от 29.10.2012 N 024 Управление потребовало устранить указанное нарушение и обеспечить установку до 01.01.2013 приборов учета потребляемых энергетических ресурсов (электроэнергия, вода, газ) и приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что не согласно с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным п. 1 оспариваемого предписания касающийся требований по обеспечению Общества приборами учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть. Считает его законным и обоснованным.
Указанный довод отклоняется апелляционным судом.
Как видно из материалов дела, ОАО "Славянка" является единственным потребителем (абонентом) производимой Обществом тепловой энергии и теплоносителя.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу на основании требований нормативных правовых актов и договора теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001) о том, что обязанность по обеспечению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем установки узлов (приборов) учета в точке поставки возложена на ОАО "Славянка" (абонента).
Применение Обществом расчетного способа определения количества тепловой энергии, теплоносителя в связи с отсутствием приборов учета абонента в точке поставки и отсутствием приборов учета в переданных Обществу в пользование котельных не противоречит закону.
Действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению (в качестве теплоносителя заявитель использует горячую воду) допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 данной статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию
Согласно пункту 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
С учетом приведенных положений нормативных правовых актов, фактических обстоятельств взаимоотношений между Обществом и ОАО "Славянка" по теплоснабжению военных городков, условий договора теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001 в данном случае обязанность по выполнению требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ путем оборудования узлов (приборов) учета на объектах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, возложена не на теплоснабжающую организацию, а на единственного потребителя тепловой энергии и теплоносителя (абонента), то есть на ОАО "Славянка".
Управлением при выдаче оспариваемого предписания неверно истолкованы положения пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ применительно к определению субъекта обязанности по установке приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, пункт 1 оспариваемого предписания от 29.10.2012 N 024 в части требований по обеспечению Обществом установки до 01.01.2013 приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть противоречит приведенным положениям Федеральных законов от 27.07.2010 N 190-ФЗ, от 23.11.2009 N261-ФЗ, Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Изложенные в пункте 1 оспариваемого предписания требования об обеспечении Обществом установки в используемых им котельных приборов учета потребляемых энергетических ресурсов признаны судом первой инстанции обоснованными и Управлением не обжалуются.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции относительно правомерности пункта 2 оспариваемого предписания отклоняется апелляционным судом.
Суд первой инстанции, признавая не соответствующим действующему законодательству п. 2 оспариваемого предписания, обоснованно исходил из следующего.
После заключения Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также договора теплоснабжения с ОАО "Славянка" от 01.07.2011 N302-07-08-02-001 Общество письмом от 08.08.2011 N 1569 обратилось в Управление по вопросу утверждения тарифа, в полном объеме все расчеты и подтверждающие их документы были представлены заявителем в Управление в сентябре 2011 года.
Тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Ростовского филиала заявителя для потребителей Карачаево-Черкесской Республики, был с 01.12.2011 установлен постановлением Управления от 14.11.2011 N 100. Экономически обоснованный тариф в соответствии с указанным постановлением составил 1734,73 руб. за 1 Гкал без учета НДС. Отпускной тариф для населения составил 2046,98 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.
Постановлением Управления от 14.11.2011 N 101 также была утверждена предельная величина тарифа на тепловую энергию, отпускаемую населению Ростовским филиалом Общества, применяемая для расчета сумм коммунальных социальных выплат населению по оплате коммунальных услуг в следующих размерах: с 01.12.2011 - 699,49 руб. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.07.2012 - 741,45 руб. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.09.2012 - 785,93 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.
В соответствии с Государственным контрактом от 14.07.2011 N 2-ТХ Общество является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
С целью обеспечения бесперебойной поставки тепловой энергии до момента утверждения уполномоченными органами соответствующих тарифов Министерство обороны Российской Федерации письмом от 07.06.2011 N 147/1/3/8642 обратилось в Федеральную службу по тарифам по вопросу возможности применения средневзвешенных региональных тарифов до момента утверждения уполномоченными органами субъектов Российской Федерации соответствующих тарифов.
Письмом от 10.06.2011 N НБ-4727/5 Федеральная служба по тарифам довела до сведения Министерства обороны Российской Федерации средневзвешенные тарифы на услуги теплоснабжения по субъектам Российской Федерации на 2011 год.
Пунктом 8.1 Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ предусмотрено, что оплата услуг теплоснабжения за фактический объем тепловой энергии производится на основании тарифов (расчетных методик), утвержденных Обществу уполномоченными органами исполнительной власти.
При этом до момента установления тарифа расчеты осуществляются в следующем порядке: собственная тепловая энергия оплачивается по средневзвешенным региональным тарифам (пункт 8.2 Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ). По мере утверждения тарифов заявителю уполномоченными органами исполнительной власти производится перерасчет стоимости фактически оказанных услуг теплоснабжения на соответствующие объекты потребления (пункт 8.3 Государственного контракта).
Аналогичное условие о применении при расчете стоимости тепловой энергии и теплоносителя средневзвешенного регионального тарифа, действующего на территории Карачаево-Черкесской Республики, предусмотрено пунктом 7.1 договора теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001, заключенного между заявителем и Обществом.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с условиями Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ и договора теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001 в период с июля по ноябрь 2011 г. Общество при выставлении счетов ОАО "Славянка" применяло средневзвешенный региональный тариф, который составил 1 586, 82 руб. за 1 Гкал без учета НДС.
В ходе внеплановой проверки Управление пришло к выводу о том, что средневзвешенный региональный тариф по Карачаево-Черкесской Республике носит исключительно информационный характер, не отражает затрат конкретного поставщика тепловой энергии, не является экономически обоснованной величиной, не может применяться для взаиморасчетов хозяйствующих субъектов и для взаиморасчетов с населением.
Однако ни в оспариваемом предписании, ни в акте проверки от 29.10.2012 N 018 Управлением не указано, с учетом какого именно экономически обоснованного тарифа заявителем должен быть произведен перерасчет стоимости поставленной Обществу в июле - ноябре 2011 года тепловой энергии. Из содержания предписания неясно, о необоснованном завышении либо занижении подлежащего применению теплоснабжающей организацией тарифа идет речь.
Отношения, связанные с оплатой поставленной тепловой энергией, регулируются положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Приобретаемая ОАО "Славянка" у Общества тепловая энергия используется для предоставления коммунальных услуг нанимателям жилых помещений и членам их семей в отношении специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации. В отношении жителей военных городков ОАО "Славянка" выступает в качестве управляющей организации на основании договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
При наличии правоотношений между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в сфере поставки тепловой энергии должны применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 данного Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые регулируют порядок установления тарифов.
В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (мощности) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Применительно к настоящему спору органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является Управление.
Постановлением Управления от 14.11.2011 N 100 для Общества экономически обоснованный тариф на отпускаемую потребителям тепловую энергию с 01.11.2011 установлен в размере 1734,73 руб. за 1 Гкал без учета НДС.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из того, что постановление Управления от 14.11.2011 N 100 устанавливает тарифы на тепловую энергию, передаваемую ОАО "Славянка" для теплоснабжения ст. Сторожевая-2 и военных городков, носит обязательный для исполнения характер и рассчитано на неоднократное применение.
Данное постановление представляет собой нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть оспорено в арбитражном суде по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
На момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела постановление Управления от 14.11.2011 N 100 как нормативный правовой акт об утверждении Обществу тарифа не признано недействующим, не изменено и не отменено. Экономическая обоснованность установленного данным постановлением тарифа в размере 1734,73 руб. за 1 Гкал Обществом в порядке главы 23 АПК РФ не оспорена.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утвержденный постановлением Управления от 21.12.2010 N 122 тариф применим только для ФГУ "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, не может считаться для заявителя экономически обоснованным и применяться в расчетах за поставленную тепловую энергию.
При выдаче Обществу предписания речь могла идти только об осуществлении перерасчета стоимости поставленной заявителем тепловой энергии за июль - ноябрь 2011 года с применением утвержденного впоследствии постановлением от 14.11.2011 N 100 экономически обоснованного тарифа в размере 1 734, 73 руб. за 1 Гкал. Именно на такой порядок перерасчета стоимости фактически оказанных услуг теплоснабжения по мере утверждения тарифов уполномоченными органами указывает пункт 8.3 Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ.
Предписание уполномоченного органа о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов представляет собой обязательный для исполнения теплоснабжающей организацией ненормативный правовой акт и должно быть конкретным и исполнимым, не допускать неоднозначного толкования изложенных в нем требований.
При выдаче оспариваемого предписания Управление было обязано четко сформулировать требования к заявителю, указать конкретный размер тарифа, который подлежит применению при осуществлении перерасчета стоимости отпущенной в июле - ноябре 2011 года тепловой энергии.
Предписание в силу несоответствия указанным требованиям противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является самостоятельным и достаточным основанием к признанию пункта 2 предписания от 29.10.2012 N 024 недействительным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Письмом от 10.06.2011 N НБ-4727/5 Федеральная служба по тарифам фактически согласовала Министерству обороны Российской Федерации возможность применения до установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средневзвешенных региональных тарифов на 2011 год.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
Отсутствие тарифа не может являться основанием для прекращения энергоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации. Энергоснабжающая организация до утверждения в установленном порядке тарифа обязана применять экономически обоснованную стоимость теплоносителя. В рассматриваемом случае таким экономическим обоснованием фактически является согласование стоимости теплоносителя Федеральной службой по тарифам.
Указанное свидетельствует о том, что цена на теплоноситель сторонами договора теплоснабжения была фактически согласована, в спорный период применению подлежал средневзвешенный региональный тариф по Карачаево-Черкесской Республике, согласованный сторонами договора теплоснабжения, государственным заказчиком в лице Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом согласно статье 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В отношении договора теплоснабжения его существенные условия перечислены в пункте 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которым предусмотрено, что условия договора теплоснабжения должен определять: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Поскольку в силу положений параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации цена не является существенным условием договора энергоснабжения, договор от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001 не может считаться незаключенным. При заключении договора стороны согласовали специальный порядок расчетов за тепловую энергию до установления экономически обоснованного тарифа Управлением, что не противоречит пункту 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Рассматривая законность пункта 3 оспариваемого предписания, предусматривающего возложение на заявителя обязанности по перечислению в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13 851, 81 тыс. руб. необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 года в результате применения тарифа, не утвержденного в установленном законодательном порядке, суд руководствуется следующим.
Применение к заявителю указанной меры Управление обосновало неправомерностью применения в спорный период средневзвешенного регионального тарифа и необходимостью изъятия у заявителя всей суммы выручки, полученной за спорный период с применением указанного тарифа.
В отношении определения суммы выручки, полученной заявителем с июля по ноябрь 2011 года в результате применения средневзвешенного регионального тарифа, между сторонами имеются разногласия. Размер указанной выручки Управлением был определен не на основании стоимости услуг теплоснабжения в выставленных заявителем Обществу счетах на оплату (указанные счета заявителем в 2012 году корректировались, Обществу были выставлены корректировочные счета счета-фактуры), а самостоятельно расчетным методом в результате умножения количества фактически переданного Обществу теплоносителя на средневзвешенный региональный тариф.
В качестве основания к применению указанной меры к заявителю Управление сослалось на Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.04.2003 N 410) к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.
Пунктом 5 данного Указа Правительству Российской Федерации было поручено подготовить предложения о применении санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Однако Правительство Российской Федерации пунктом 6 постановления от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" возложило данную обязанность на Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Действовавший ранее Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен (утвержден совместным письмом от 01.12.1992 Министерства финансов Российской Федерации N 112, Государственной налоговой службы Российской Федерации N ВЗ-6-05/410, Комитета по политике цен Российской Федерации N 01-17/030-23 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.1992 N 101) (далее - Порядок применения экономических санкций от 01.12.1992), был отменен совместным приказом соответствующих ведомств от 24.07.2001 во исполнение решения Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2000 N ГКПИ 2000-1270.
На момент проведения Управлением проверки заявителя специальный порядок применения санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) отсутствовал.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что, признавая недействительным пункт 3.1 Порядка применения экономических санкций от 01.12.1992 о полномочиях органов ценообразования и контроля за ценами принимать на основе проведенных ими проверок решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2000 N ГКПИ2000-1270, а также в решении от 14.06.2001 N ГКПИ01-849, 856 пришел к следующим выводам.
Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 не содержит положений о том, что санкции и штрафы за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) подлежат взысканию с предприятий в бесспорном порядке.
Взыскание в бесспорном порядке санкций и штрафов за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) противоречит статье 243 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции".
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации указал на недопустимость внесудебного порядка безвозмездного изъятия имущества у собственника.
При вынесении решения судом также учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 10.09.2002 N 6596/01 по делу N А64-5504/00-11. Согласно данной правовой позиции санкция, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 29.02.1995 N 221, по своему характеру является административно-правовой, а названный Указ не устанавливает порядок применения ответственности по делам о нарушении государственной дисциплины цен. В связи с этим при наложении взыскания за подобные правонарушения необходимо руководствоваться соответствующими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная санкция штрафного характера состоит в возложении на нарушителя обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Поскольку взыскание суммы излишне полученной выручки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.02.1995 N 221 связано с ограничением конституционного права собственности, размер такого штрафа должен отвечать критерию соразмерности и может быть применен с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, а также степени вины правонарушителя. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1,3 статьи 3 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
При вынесении оспариваемого постановления Управлением не была дана оценка наличию вины заявителя в применении средневзвешенного регионального тарифа до определения в установленном порядке экономически обоснованного тарифа на отпускаемую им тепловую энергию.
Из материалов дела усматривается, что до 30.06.2011 на основании Государственного контракта от 20.07.2010 N 1-ТХ заявитель занимался оказанием услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации и не являлся поставщиком тепловой энергии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р заявитель был определен единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций.
Фактически обязанность по обеспечению теплоснабжения объектов Зеленчукского гарнизона Министерства обороны Российской Федерации была возложена на заявителя с 01.07.2011 в связи с заключением Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также договора теплоснабжения с Обществом от 01.07.2011 N302-07-08-02-001.
Распоряжением от 29.06.2011 N 1074-р Правительство Российской Федерации обязало Министерство обороны России обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования заявителю на срок действия государственных контрактов объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества, необходимого для выполнения функций поставщика тепловой энергии.
В целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Министерство обороны приказом от 31.08.2011 N 1510 обязало учреждения Минообороны России предоставить заявителю необходимое для выполнения функций поставщика тепловой энергии недвижимое и движимое имущество путем заключения с заявителем договоров безвозмездного пользования, срок заключения таких договоров определен - 14 дней с момента издания приказа.
Договор N 1 безвозмездного пользования между Учреждением и заявителем, а также акты приема-передачи котельных, теплосетей и иного имущества были подписаны 01.09.2011.
Сторонами не оспаривается, что Общество обратилось в Управление по вопросу утверждения тарифа и представил необходимые расчеты в сентябре 2011 года, т.е. незамедлительно после передачи ему недвижимого и движимого имущества, необходимого для теплоснабжения потребителей ст. Сторожевая - 2 и военных городков. До этого момента Общество не имело возможности произвести соответствующие расчеты и калькуляцию, необходимую для утверждения тарифа.
Суд первой инстанции установлено, что не имея возможности прекратить теплоснабжение объектов Министерства обороны Российской Федерации, Общество до установления постановлением Управления от 14.11.2011 N 100 с 01.12.2011 экономически обоснованного тарифа фактически применяло не произвольно определенный, а указанный ему государственным заказчиком (Министерством обороны Российской Федерации) и определенный договором теплоснабжения средневзвешенный региональный тариф, предварительно согласованный Минобороны России с Федеральной службой по тарифам.
При таких обстоятельствах вина Общества в применении до 01.11.2011 тарифа, не утвержденного в установленном законодательством порядке, отсутствует, поскольку Обществом предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Довод апелляционной жалобы о правомерности требований, изложенных в пункте 3 предписания, предусматривающий изъятие у Общества всей суммы полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 года, отклоняется апелляционным судом.
Судом первой инстанции правильно установлено, что п. 3 оспариваемого предписания не отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности характеру правонарушения.
В рассматриваемом случае в результате применения в период с июля по ноябрь 2011 средневзвешенного регионального тарифа Обществом понесены убытки, поскольку размер примененного заявителем тарифа (1586,82 руб. за 1 Гкал без учета НДС) значительно ниже установленного Управлением экономически обоснованного тарифа в размере 1734,73 руб. за 1 Гкал без учета НДС.
При таких обстоятельствах фактически полученная Обществом в результате применения средневзвешенного регионального тарифа выручка не может считаться излишне полученной (т.е. превышающей ту выручку, которую при сложившихся обстоятельствах заявитель получил бы при применении тарифа в установленном Управлением размере).
Пункт 3 оспариваемого предписания противоречит Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221, а также общим нормам КоАП РФ и существенным образом нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств предписание Управления от 29.10.2012 N 024 подлежит признанию недействительным в части возложения на Общество обязанности: по установке до 01.01.2013 приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть; по произведению в месячный срок перерасчета за потребленную в июле - ноябре 2011 года тепловую энергию и по объектам Министерства обороны Российской Федерации; по перечислению в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13851810 руб. необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 года.
В остальной части требований судом обоснованно отказано.
Решение суда в части взыскания с Управления государственной пошлины не подлежит изменению. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2013 по делу N А25-13/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-13/2013
Истец: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", Филиал ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" "Ростовский"
Ответчик: Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка", ООО "РомСтрой", ФГУ "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны России, Главное Управление Крачаево-Черкесской Рспублики по тарифам и ценам
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1918/13
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-13/13
31.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8168/13
14.08.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1918/13
07.06.2013 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1918/13
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-13/13