г. Киров |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А29-9438/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой Я.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Крюковой Н.В., действующей на основании доверенности от 12.03.32013,
представителя ответчика: Лобановой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.01.2013 N 05Ю,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2013 по делу
N А29-9438/2012, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.,
по иску Министерства здравоохранения Республики Коми
(ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370)
к Государственному унитарному предприятию Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми"
(ИНН: 1101487569, ОГРН: 1061101040032)
о взыскании пени в размере 3 526 161,92 руб.,
и по встречному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми"
к Министерству здравоохранения Республики Коми
о взыскании долга по оплате товара в размере 2 237 751,38 руб.,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Истец, Министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному унитарному предприятию Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - Ответчик, Предприятие) о взыскании пени в размере 3 526 161,92 руб., начисленных за нарушение сроков поставки лекарственных средств по 19 государственным контрактам N ЕП 006/024 от 26.02.2007, N ЕП 016/024 от 27.02.2007, N АП 004/016 от 27.08.2007, N АП 017/016 от 05.09.2007, N АП 018/016 от 05.09.2007, N АП 019/016 от 05.09.2007, N КП 186/201 от 25.06.2007, N КП 196/211 от 05.07.2007, N КП 207/234 от 05.07.2007, N КП 208/233 от 05.07.2007, N КП 214/238 от 18.07.2007, N КП 242/288 от 05.10.2007, N КП 243/301 от 10.10.2007, N КП 244/298 от 15.07.2007, N КП 245/300 от 15.10.2007, N КП 246/297 от 15.10.2007, N КП 255/310 от 29.10.2007, N КП 256/315 от 30.10.2007, N КП 262/324 от 15.11.2007.
В свою очередь Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Коми со встречным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании долга по оплате товара, поставленного по 15 спорным государственным контрактам, а также государственному контракту N ЕП 007/024 от 26.02.2007 в общей сумме 1 767 703,38 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2013 в удовлетворении иска Министерства и встречного иска Предприятия отказано.
Министерство с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции был сделан неверный вывод о недоказанности Истцом обоснованности начисления пеней по причине отсутствия документов, подтверждающих дату поставки товара. В данном случае суду следовало учесть, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на лице, нарушившем обязательство. При этом документы, подтверждающие дату исполнения Ответчиком обязательств по поставке товара, находятся именно в распоряжении Ответчика. В данном случае, как полагает Истец, суд первой инстанции допустил нарушение статьи 65 и части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (при распределении бремени доказывания), а также не применил подлежащую применению статью 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Неверной также считает Истец и оценку, данную судом первой инстанции акту сверки от 01.01.2010, с учетом которого Истцом и была исчислена пеня. Кроме того, суммы неисполненных обязательств отражены в пунктах 4 дополнительных соглашений к спорным государственным контрактам.
Таким образом, Истец считает, что для отмены решения суда имеются основания, определенные в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприятие представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Министерство представило "Возражения на отзыв", в которых возразило против доводов Ответчика.
Подробно позиции сторон изложены в жалобе, в отзыве на жалобу и в "Возражениях на отзыв".
В судебном заседании апелляционного суда, проведенного с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом в силу положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения от 16.05.2013 только в обжалуемой в апелляционную инстанцию части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при исполнении условий государственных контрактов между Истцом и Ответчиком возникли разногласия, что послужило основанием для начисления ответчику пеней и обращения Истца за их взысканием в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, исследовав обстоятельства, сложившиеся при исполнении сторонами государственных контрактов, пришел к выводу о необоснованности иска о взыскании пеней и указал, что Истцом не доказана обоснованность начисления пеней на суммы, указанные в акте сверки (графа "Сальдо неисполненных обязательств на 01.01.2010") и в пунктах 4 дополнительных соглашений к государственным контрактам.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, "Возражений на отзыв", заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В силу статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
Согласно статье 516 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если покупатель, являющийся плательщиком, не оплачивает товар, то поставщик вправе потребовать оплаты товара.
В соответствии со статьей 312 ГК РФ, если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий не предъявления такого требования.
Участник регулируемых гражданским законодательством отношений в силу положений статей 1, 9 ГК РФ осуществляет принадлежащие ему гражданские права по своему усмотрению. Лицо, не соблюдающее требования закона относительно порядка оформления документов по передаче товара, его доставке, по учету объектов налогообложения, несет риск при осуществлении предпринимательской деятельности, в силу чего возможно возникновение неблагоприятных последствий в виде отказа в удовлетворении заявленных при обращении в суд требований.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 30.07.1994, с целью обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан, между Министерством (Заказчик) и Предприятием (Поставщик) заключены государственные контракты N ЕП 006/024 от 26.02.2007, N ЕП 016/024 от 27.02.2007, N АП 004/016 от 27.08.2007, N АП 017/016 от 05.09.2007, N АП 018/016 от 05.09.2007, N АП 019/016 от 05.09.2007, N КП 186/201 от 25.06.2007, N КП 196/211 от 05.07.2007, N КП 207/234 от 05.07.2007, N КП 208/233 от 05.07.2007, N КП 214/238 от 18.07.2007, N КП 242/288 от 05.10.2007, N КП 243/301 от 10.10.2007, N КП 244/298 от 15.07.2007, N КП 245/300 от 15.10.2007, N КП 246/297 от 15.10.2007, N КП 255/310 от 29.10.2007, N КП 256/315 от 30.10.2007, N КП 262/324 от 15.11.2007 на поставку лекарственных средств в аптечные учреждения Республики Коми, а также в учреждения здравоохранения Республики Коми (по контрактам - получатели).
В приложениях N 1 к данным государственным контрактам были согласованы наименование, количество и цена поставляемых лекарственных средств, а в приложениях N 2 и N 3 согласованы аптечные учреждения и учреждения здравоохранения Республики Коми, в которые должна была осуществляться поставка лекарственных средств.
По условиям всех государственных контрактов непосредственным плательщиком за поставленный товар являлся Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Согласно пункту 7.1. контрактов они вступали в силу с даты их подписания и действовали до полного выполнения сторонами всех своих обязательств.
В соответствии с пунктом 3.3 государственных контрактов N ЕП 006/024 от 26.02.2007 и N ЕП 016/024 от 27.02.2007 установлен следующий срок поставки товара:
- 50% объема по каждому наименованию в течение 15 дней с момента заключения государственного контракта,
- 50% - в течение трех месяцев после заключения государственного контракта.
Согласно пункту 3.2 данных государственных контрактов днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата получения товара получателем от транспортной организации, а при сдаче на склад получателя - дата приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной.
Пунктом 4.2 государственных контрактов N ЕП 006/024 от 26.02.2007 и N ЕП 016/024 от 27.02.2007 предусмотрено, что оплата товара производится плательщиком поэтапно:
- 30% перечисляется в течение 10 календарных дней со дня их подписания,
- 70% перечисляется в течение 10 банковских дней после предоставления исполнителем пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения фармацевтическими препаратами учреждений здравоохранения Республики Коми и отдельных категорий граждан.
Согласно пунктам 4.1 указанных контрактов общая цена контракта N ЕП 006/024 от 26.02.2007 составила 23 470 022,34 руб., контракта N ЕП 016/024 от 27.02.2007 - 295 812,41 руб.
В материалах дела имеются письмо Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми от 01.07.2010 и письмо Предприятия от 07.07.2010, из которых следует, что между плательщиком и поставщиком был составлен акт сверки взаимных расчетов по исполнению контрактов 2007 года по состоянию на 01.01.2010, в котором отражена информация о фактическом исполнении обязательств сторонами по государственным контрактам и сумме неисполненных обязательств.
На основании данного акта сверки между Министерством и Предприятием, по согласованию с Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми, к каждому государственному контракту были заключены дополнительные соглашения, согласно которым стороны изменили некоторые пункты государственных контрактов, в том числе предусмотрев, что непосредственным плательщиком за поставленный товар является Министерство.
Кроме этого, в дополнительных соглашениях (пункт 2) стороны установили суммы неисполненных обязательств поставщика перед Фондом (дебиторскую задолженность) и предусмотрели, что неисполненные обязательства поставщика переходят к Министерству в полном объеме, в том числе, право требования неустойки, пеней и иных штрафных санкций (пункт 3 соглашений). Также в пунктах 4 дополнительных соглашений стороны подтвердили размер неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения гражданам, имеющим право на получение социальной помощи по государственным контрактам.
В соответствии с дополнительным соглашением от 09.07.2010 к контракту N ЕП 006/024 сумма неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила 5334802,95 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением от 16.08.2010 к контракту N ЕП 016/024 сумма неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила 289656,45 руб.
В пунктах 3.3 государственных контрактов N АП 004/016 от 27.08.2007, N АП 017/016 от 05.09.2007, N АП 018/016 от 05.09.2007 и N АП 019/016 от 05.09.2007 был установлен следующий срок поставки товара:
- 40% объема по каждому наименованию в течение 15 дней с момента заключения государственного контракта,
- 60% - в течение трех месяцев после заключения государственного контракта по заявке аптечных учреждений.
Согласно пункту 3.2 данных государственных контрактов днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата получения товара получателем от транспортной организации, а при сдаче на склад получателя - дата приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной.
Пункт 4.2 государственных контрактов N АП 004/016 от 27.08.2007, N АП 017/016 от 05.09.2007, N АП 018/016 от 05.09.2007, N АП 019/016 от 05.09.2007 предусматривает, что оплата товара производится плательщиком поэтапно:
- 30% в течение 10 банковских дней со дня подписания договора поставки,
- 70% перечисляются поставщику после отпуска лекарственных средств гражданам по бесплатным рецептам.
В соответствии с пунктами 4.1 указанных контрактов общая цена контрактов составила:
- N АП 004/016 от 27.08.2007 - 3 833 198,15 руб.,
- N АП 017/016 от 05.09.2007 - 280 493,30 руб.,
- N АП 018/016 от 05.09.2007 - 2 259 291 руб.,
- N АП 019/016 от 05.09.2007 - 3 940 590 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.06.2010 к контракту N АП 004/016 от 27.08.2007 сумма неисполненных поставщиком обязательств составила 2 715 859,35 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.06.2010 к контракту N АП 017/016 от 05.09.2007 сумма неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила 227414,98 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 30.06.2010 к контракту N АП 018/016 от 05.09.2007 сумма неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила 1 784 954,43 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением от 25.08.2010 к контракту N АП 019/016 от 25.08.2010 сумма неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила 2 944 625,67 руб.
В пунктах 3.3 государственных контрактов N КП 186/201 от 25.06.2007, N КП 196/211 от 05.07.2007, N КП 207/234 от 05.07.2007, N КП 208/233 от 05.07.2007, N КП 214/238 от 18.07.2007, N КП 242/288 от 05.10.2007, N КП 243/301 от 10.10.2007, N КП 244/298 от 15.07.2007, N КП 245/300 от 15.10.2007, N КП 246/297 от 15.10.2007, N КП 255/310 от 29.10.2007, N КП 256/315 от 30.10.2007 и N КП 262/324 от 15.11.2007 срок поставки товара был установлен сторонами в течение 5 дней с момента заключения договора поставки.
Согласно пункту 3.2 контрактов N КП 186/201 от 25.06.2007, N КП 196/211 от 05.07.2007, N КП 207/234 от 05.07.2007, N КП 208/233 от 05.07.2007, N КП 214/238 от 18.07.2007, N КП 242/288 от 05.10.2007, N КП 243/301 от 10.10.2007, N КП 244/298 от 15.07.2007, N КП 246/297 от 15.10.2007 днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата получения товара получателем от транспортной организации, а при сдаче на склад получателя - дата приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной.
Согласно пункту 3.2 контрактов N КП 245/300 от 15.10.2007, N КП 255/310 от 29.10.2007, N КП 256/315 от 30.10.2007, N КП 262/324 от 15.11.2007 днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата отпуска товара льготным категориям граждан из аптечных учреждений согласно приложению N 2.
Пункт 4.3 государственных контрактов (в некоторых контрактах пункт 4.2) предусматривает, что оплата товара производится плательщиком поэтапно:
- 30% в течение 10 дней со дня подписания договора поставки,
- 70% перечисляются поставщику после отпуска лекарственных средств гражданам по бесплатным рецептам.
В соответствии с пунктами 4.1 указанных контрактов общая цена контрактов составила:
- N КП 186/201 от 25.06.2007 - 94 550 руб.,
- N КП 196/211 от 05.07.2007 - 140 945 руб.,
- N КП 207/234 от 05.07.2007 - 15 809,70 руб.,
- N КП 208/233 от 05.07.2007 - 10 980,96 руб.,
- N КП 214/238 от 18.07.2007 - 462 200,93 руб.,
- N КП 242/288 от 05.10.2007 - 301 560 руб.,
- N КП 243/301 от 10.10.2007 - 4 605 руб.,
- N КП 244/298 от 15.07.2007 - 368 149,89 руб.,
- N КП 245/300 от 15.10.2007 - 195 524,89 руб.,
- N КП 246/297 от 15.10.2007 - 81 200 руб.,
- N КП 255/310 от 29.10.2007 - 433 441,14 руб.,
- N КП 256/315 от 30.10.2007 - 185 608,80 руб.,
- N КП 262/324 от 15.11.2007 - 459 150,14 руб.
Согласно дополнительным соглашениям сумма неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила по контрактам:
- N КП 186/201 от 25.06.2007 - 91 245,30 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 196/211 от 05.07.2007 - 119 097,13 руб. (дополнительное соглашение от 09.07.2010),
- N КП 207/234 от 05.07.2007 - 13 701,74 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 208/233 от 05.07.2007 - 10 980,86 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 214/238 от 18.07.2007 - 325 582,85 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 242/288 от 05.10.2007 - 288 037,27 руб. (дополнительное соглашение от 09.07.2010),
- N КП 243/301 от 10.10.2007 - 4 570,32 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 244/298 от 15.07.2007 - 62 030,84 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 245/300 от 15.10.2007 - 98 261,87 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 246/297 от 15.10.2007 - 37 311,40 руб. (дополнительное соглашение от 09.07.2010),
- N КП 255/310 от 29.10.2007 - 45 801,49 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010),
- N КП 256/315 от 30.10.2007 - 42 373,52 руб. (дополнительное соглашение от 16.08.2010),
- N КП 262/324 от 15.11.2007 - 67 467,46 руб. (дополнительное соглашение от 30.06.2010).
В пункте 5.5 всех государственных контрактов было предусмотрено, что за задержку поставки товара, поставщик уплачивает заказчику пеню в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены поставки по контракту, за каждый день просрочки исполнения обязательств.
В расчете Истца указано, что общая сумма начисленных пеней по всем государственным контрактам за период с 01.01.2010 по 05.07.2012 составила 3526161,92 руб.
При расчете Истец учел имевшую место частичную поставку Ответчиком товара после 01.01.2010 по государственным контрактам N ЕП 006/024 от 26.02.2007, N ЕП 016/024 от 27.02.2007, N АП 017/016 от 05.09.2007, N АП 018/016 от 05.09.2007, N КП 196/211 от 05.07.2007, N КП 243/301 от 10.10.2007, N КП 246/297 от 15.10.2007, N КП 256/315 от 30.10.2007, N КП 262/324 от 15.11.2007.
Из акта сверки взаимных расчетов по исполнению государственных контрактов 2007 года по состоянию на 01.01.2010 в графе "Фактическое исполнение обязательств сторонами по государственным контрактам" учтено фактическое исполнение обязательств поставщиком в части отпущенных и предъявленных к оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения, то есть уже после того, как соответствующее лекарственное средство или изделие медицинского назначения было отпущено по рецепту гражданину, имеющему соответствующую льготу. Соответственно, сальдо неисполненных на 01.01.2010 обязательств было указано в акте сверки исходя из отпущенных лекарственных средств гражданам и без учета сумм реально полученных аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения товаров по государственным контрактам.
Данное обстоятельство подтверждается также дополнительными соглашениями к государственным контрактам, составленными на основании акта сверки, при заключении которых стороны указывали не только сумму неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения (пункт 4 дополнительных соглашений), которая по всем спорным контрактам составила 14 503 775,78 руб., но также и иные суммы, которые были отражены в графе акта сверки "задолженность" и право требования по которым в силу пункта 3 дополнительных соглашений перешло к Министерству в полном объеме, в том числе, право требования неустойки, пеней и иных штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 2 дополнительных соглашений к государственным контрактам сумма из графы акта сверки - "задолженность" составила 710 143,95 руб., в том числе по контрактам:
- N ЕП 006/024 от 26.02.2007 - 0 руб.,
- N ЕП 016/024 от 27.02.2007 - 82 747,47 руб.,
- N АП 004/016 от 27.08.2007 - 32 620,65 руб.,
- N АП 017/016 от 05.09.2007 - 31 069,67 руб.,
- N АП 018/016 от 05.09.2007 - 203 450,73 руб.,
- N АП 019/016 от 05.09.2007 - 186 212,67 руб.,
- N КП 186/201 от 25.06.2007 - 25 060,30 руб.,
- N КП 196/211 от 05.07.2007 - 62 719,13 руб.,
- N КП 207/234 от 05.07.2007 - 2 634,95 руб.,
- N КП 208/233 от 05.07.2007 - 3 294,29 руб.,
- N КП 214/238 от 18.07.2007 - 2 042 руб.,
- N КП 242/288 от 05.10.2007 - 76 945,27 руб.,
- N КП 243/301 от 10.10.2007 - 1 346,82 руб.,
- N КП 244/298 от 15.07.2007 - 0 руб.,
- N КП 245/300 от 15.10.2007 - 0 руб.,
- N КП 246/297 от 15.10.2007 - 0 руб.,
- N КП 255/310 от 29.10.2007 - 0 руб.,
- N КП 256/315 от 30.10.2007 - 0 руб.,
- N КП 262/324 от 15.11.2007 - 0 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие первичных документов, подтверждающих дату получения товара получателем от транспортной организации, приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Истцом оснований для начисления пени на суммы, указанные в графе акта сверки - "Сальдо неисполненных обязательств на 01.01.2010" и пунктах 4 дополнительных соглашений к государственным контрактам.
Обоснованно также судом первой инстанции было учтено, что Истцом не были представлены первичные документы, подтверждающие несвоевременную поставку товара после 01.01.2010 по государственным контрактам N ЕП 006/024 от 26.02.2007, N ЕП 016/024 от 27.02.2007, N АП 017/016 от 05.09.2007, N АП 018/016 от 05.09.2007, N КП 196/211 от 05.07.2007, N КП 243/301 от 10.10.2007, N КП 246/297 от 15.10.2007, N КП 256/315 от 30.10.2007, N КП 262/324 от 15.11.2007.
Довод Истца о том, что при рассмотрении его иска суд первой инстанции фактически перераспределил бремя доказывания, возложив на Министерство обязанность доказать исполнение Ответчиком обязательств по поставке товара, тогда как такие документы находятся в распоряжении Ответчика, который в обоснование своих возражений обязан был предоставить в суд первой инстанции доказательства исполнения им своих обязанностей по государственным контрактам надлежащим образом и именно из-за их отсутствия у Истца последний и обратился с иском в суд, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку при рассмотрении спора в суде первой инстанции Ответчик и не настаивал, что им надлежащим образом были исполнены все его обязанности по государственным контрактам.
При этом апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что, предъявив к взысканию с Ответчика определенную сумму пеней, Истец в силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как сторона по делу, должен был доказать наличие оснований для их начисления и то, что суммы, на которые начислялись пени, действительно являются суммами задолженности, возникшими из-за нарушения Ответчиком его обязательств по поставке товара (с учетом пунктов 4 дополнительных соглашений, в которых стороны подтвердили размер неисполненных поставщиком обязательств по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения).
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми в обжалуемой Истцом части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Министерства по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство здравоохранения Республики Коми освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2013 по делу N А29-9438/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми (ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370) в указанной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9438/2012
Истец: Министерство здравоохранения Республики Коми
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр правового обеспечения", ГУП РК Государственные аптеки Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12507/13
12.08.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5542/13
05.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9438/12
16.05.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9438/12