г. Самара |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А55-3051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2013 г.
по делу N А55-3051/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское, Самарская обл.,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на земельный участок площадью 377 479 кв.м. кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ЗАО "Заря", участок 45, содержащегося в сообщении от 11 января 2013 г. N 25/502/2012-228.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную рeгиcтpaцию было представлено постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15 ноября 2012 г. N 1778, согласно которому заявителю предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель.
В данном случае Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 07 августа 2013 г. до 10 час. 10 мин. 14 августа 2013 г.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15 ноября 2012 г. N 1778 Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 377 479 кв.м. кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ЗАО "Заря", участок 45, для сельскохозяйственного использования.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок.
Сообщением от 11 января 2013 г. N 25/502/2012-228 регистрирующий орган отказал в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
В качестве основания для отказа указано, что в соответствии с п. 3 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорный земельный участок, будучи земельным участком из фонда перераспределения земель, может быть предоставлен юридическим лицам лишь в собственность или аренду.
Такой вид права, как постоянное (бессрочное) пользование, в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отсутствует.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 2 ст. 17 Закона о госрегистрации закреплено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 18 Закона о госрегистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 10 п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июля 2009 г. N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о госрегистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов. Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Материалами дела правоустанавливающих документов подтверждается, что заявителем представлен полный пакет документов, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В качестве основания возникновения права пользования земельным участком представлен акт органа местного самоуправления - постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15 ноября 2012 г. N 1778.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:25:1401003:2 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Факт отнесения указанного земельного участка к фонду перераспределения земель заявителем не отрицается.
В соответствии с п. 3 ст. 80 ЗК РФ использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей некоммерческими организациями.
Исходя из положений ст.ст. 20, 28 ЗК РФ, муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Как установлено судом первой инстанции, целью предоставления спорного земельного участка является проведение мероприятий по обработке почвы от личинок саранчи, т.е. цель предоставления связана с сельскохозяйственным производством.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организационно-правовая форма заявителя - муниципальное учреждение.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормами Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими оборот земель сельскохозяйственного назначения, допускается возможность предоставления учреждению земельных участков из фонда перераспределения земель.
При этом п. 2.4. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук, на иных правах, кроме как на праве постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отклонен довод регистрирующего органа о том, что п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрена возможность предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель юридическим лицам лишь в собственность или аренду.
Статья 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не касается порядка, либо возможности предоставления указанных земельных участков на ином праве (в том числе - праве постоянного (бессрочного) пользования).
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат прямого запрета на предоставление муниципальным учреждениям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановление администрации от 15 ноября 2012 г. N 1778 является действующим, не оспоренным, не признанным судом недействительным.
Иных оснований для отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, кроме изложенного выше, в оспариваемом сообщении об отказе не содержится.
С учетом изложенного оспариваемый отказ регистрирующего органа противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, лишая его права зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, что явилось правовым основанием для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2013 г. по делу N А55-3051/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3051/2013
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области